Решение (комиссия) №ВГ/1397/23 Решение по обращению ГКУ «Бурятрегионавтодор» о включении в ... от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-440/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«22» июня 2023 года                                                                                                г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «СК Арсенал» <...> (доверенность б/н от 16.06.2023) и исполняющего обязанности директора <...> (решение единственного участника от 23.10.2018), в отсутствие ГКУ «Бурятрегионавтодор»,

рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее – ГКУ «Бурятрегионавтодор», Заказчик) за вх. № 1804-ЭП/23 от 15.06.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков Общества с ограниченной ответственностью «СК Арсенал» ИНН 0326494517 (далее – ООО «СК Арсенал», Общество, Генеральный подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта, км 79 - км 84 в Бичурском районе Республики Бурятия (мост на км 81+327 - 2 этап)», ИКЗ – 222032647372503260100101290014213244, номер извещения – 0102200001622001314, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Из обращения Заказчика следует, что 12.04.2022 между ГКУ «Бурятрегионавтодор» и ООО «СК Арсенал» заключен государственный контракт № 14-р на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта, км 79 - км 84 в Бичурском районе Республики Бурятия (мост на км 81+327 - 2 этап)», общая стоимость работ 60 006 605,07 руб. (далее – Контракт), срок выполнения работ – по 30.10.2023.

Лимиты финансирования распределены следующим образом:

2022 год – КБК 801040963301801Д0244 – 51 000 000 руб.;

2023 год – КБК 801040963301801Д0244 – 9 006 605,07 руб.

Платежными поручениями от 28.04.2022 № 12721, от 29.04.2022 № 24115 ООО «СК Арсенал» перечислен аванс в сумме 6 000 660,51 руб.

По состоянию на 24.05.2023 выявлено ненадлежащее исполнение условий Контракта, а именно нарушается график выполнения работ:

- март 2023 года – план 1 728 788,61 руб. Фактически выполнены работы на сумму 0,00 руб. Отставание от календарного графика выполнения работ составляет 1 728 788,61 руб.

- апрель 2023 года – план 1 757 414,64 руб. Фактически выполнены работы на сумму 0,00 руб. Отставание от календарного графика выполнения работ составляет 1 757 414,64 руб.

Итого по состоянию на 22.05.2023 не выполнено работ на общую сумму 3 486 203,25 руб. от лимита 2023 года, неотработанный аванс оставляет 5 530 061,31 руб.

Кроме того, Генеральным подрядчиком некачественно выполняются строительно-монтажные работы, что подтверждается протоколами испытаний, в которых указано:

- протокол № 254-2022 от 02.11.2022 – прочность бетонных образцов-кубов на сжатие в возрасте 28 суток соответствует прочности бетона класса В15 (ГОСТ 18105-2018). Проектной документацией предусмотрен бетон класса В30.

- протокол № 274-2022 от 05.12.2022 – в представленных на испытание бетонных образцах-кубах в качестве крупного заполнителя применяется гравий. Согласно ГОСТ 26633-2015 (Приложение А п. А.3.83) для бетонных мостовых сооружений следует применять щебень из изверженных пород. Прочность бетонных образцов-кубов на сжатие в возрасте 37 суток соответствует прочности бетона класса В27,5 (ГОСТ 18105-2018). Проектной документацией предусмотрен бетон класса В30.

В период действия Контракта Генеральному подрядчику выставлено 8 требований об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств, предусмотренных Контрактом при осуществлении закупки товара (работы, услуги), нарушения не устранены, в добровольном порядке штрафные санкции не перечислены.

Нарушение обязательств по Контракту привело к срыву Программы дорожных работ на 2022 год и национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (в части показателей).

На основании изложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Руководствуясь частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 15.5 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 8/77 от 24.05.2023.

На основании статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение о включении ООО «СК Арсенал» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «СК Арсенал» представлены пояснения (вх. № 1945-ЭП/23 от 22.06.2023), согласно которым Общество категорически не согласно с решением Заказчика, считает его преждевременным и необоснованным, поскольку Контрактом предусмотрены сроки выполнения работ – по 30.10.2023. Нарушение же сроков выполнения этапов работ связано, прежде всего, с недобросовестным поведением Заказчика, выразившееся в длительном рассмотрении предложений Генерального подрядчика по отдельным видам работ, материалам, а также выдачи по ним технических решений.

Относительно прочности бетонных смесей Генеральный подрядчик сообщает, что в целях проверки прочности бетона, 18.11.2022 представителем ООО «СК Арсенал» совместно с представителями Заказчика был осуществлен выезд на объект. В результате проверки выездной комиссией было установлено, что показатели прочности бетона соответствуют проектно-сметной документации, о чем в журнале производства работ имеется подпись уполномоченных лиц Заказчика (лаборант и куратор объекта). Несмотря на это, протоколом от 04.05.2023 Заказчиком указано на необходимость разбора бетонного покрытия в связи с несоответствием прочности. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о противоречивости действий Заказчика относительно одного и того же вида работ.

Согласно протоколам испытаний № 254-2022 от 02.11.2022 и № 274- 2022 от 05.12.2022 в качестве крупного заполнителя вместо щебня был использован гравий. Указанные испытания проводились силами Заказчика, из числа сотрудников испытательной лаборатории, без участия Генерального подрядчика.

Не согласившись с выводами, указанными в протоколах испытаний, в целях подтверждения надлежащего выполнения работ, ООО «СК Арсенал» была привлечена независимая экспертная организация – Государственное предприятие «Республиканский аналитический центр». В ходе проведенных испытаний было установлено, что класс бетона соответствует классу В30, испытания проводились в соответствии с действующим ГОСТ 18105-2018. Кроме того, у ООО «СК Арсенал» имеются протоколы испытаний от иных экспертных организаций.

По состоянию на 29.05.2023 Генеральный подрядчик выполнил работы на общую сумму 6 976 221 руб., Заказчиком указанные работы не приняты и не оплачены по неустановленным причинам.

На основании вышеизложенного ООО «СК Арсенал» считает, что факт несвоевременного исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта нельзя расценивать, как недобросовестное исполнение обязательств со стороны Общества, просит не включать общество в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы (информацию) и пояснения, установила следующее.

18.03.2022 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, номер извещения – 0102200001622001314. Начальная (максимальная) цена контракта – 60 006 605,07 руб.

12.04.2022 между ГКУ «Бурятрегионавтодор» и ООО «СК Арсенал» заключен государственный контракт № 14-р (реестровый номер – 2032647372522000020) на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта, км 79 - км 84 в Бичурском районе Республики Бурятия (мост на км 81+327 - 2 этап)» на сумму 60 006 605,07 руб.

В соответствии с пунктами 1.1 Контракта Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта, км 79 - км 84 в Бичурском районе Республики Бурятия (мост на км 81+327 - 2 этап)» (далее - Объект) с использованием своих материалов и в соответствии с Проектной документацией (Приложение №1 к Контракту) и Сметой контракта (Приложение № 3 к Контракту), а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Пунктом 5.1 Контракта установлены сроки выполнения работ по Объекту: со дня подписания контракта по 30.10.2023 (Приложение № 2 к Контракту).

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно пункту 15.5 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- если Генеральный подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (часть 2 статьи 715 ГК РФ);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить Генеральному подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Генеральным подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (часть 3 статьи 715 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (часть 3 статьи 723 ГК РФ).

Согласно претензионным письмам от 09.09.2022 № 8/2823, от 28.11.2022 № 8/3614, о 19.05.2023 № 31/8, направленным Заказчиком Подрядчику, последний нарушает график выполнения работ.

На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 15.5 Контракта 24.05.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением ООО «СК Арсенал» обязательств по Контракту.

Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено Заказчиком в ЕИС 24.05.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 05.06.2023.

В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В нарушение вышеуказанной нормы Заказчиком 15.06.2023 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «СК Арсенал» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы (информацию) сторон, пришла к выводу, что в ООО «СК Арсенал» отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного Контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов.

27.04.2022 ООО «СК Арсенал» обратилось к Заказчику с письмом об оказании содействия в подписании листа согласования на получение ордера на производство земляных работ. Ответа от Заказчика получено не было. В последующем Генеральный подрядчик повторно обратился к Заказчику с аналогичными письмами от 05.05.2022, 12.05.2022, поскольку уклонение от подписания листа согласования существенно препятствовало началу производства работ на объекте.

16.05.2022 Генеральный подрядчик направил в адрес Заказчика письмо о необходимости согласования Графика производства работ, на что ответа от Заказчика не поступило.

ООО «СК Арсенал» неоднократно направляло письма о рассмотрении вопроса о замене импортных материалов на материалы российского производства с аналогичными характеристиками, в связи с прекращением их поставок на территорию Российской Федерации, направлялись на утверждение сопоставительные ведомости и локальные сметные расчеты, которые либо были проигнорированы Заказчиком полностью, либо ответы были получены по истечении существенного количества времени, что также привело к увеличению сроков выполнения работ по Контракту (письма от 06.06.2022, 29.06.2022, 14.07.2022, 26.07.2022, 09.08.2022, 17.08.2022, 08.09.2022, 23.09.2022).

14.07.2022 ООО «СК Арсенал» обратилось к Заказчику с предложением разборки торца балки на 550 мм и рассмотрения варианта установки консоли с оголенной нижней арматурой 150 мм в соответствии с ГОСТ 14098-2014 С23-Рэ. Данный вопрос требовал принятия оперативного решения, поскольку без согласования с Заказчиком производить дальнейшие работы не представлялось возможным. Однако техническое решение по указанному вопросу было принято Заказчиком лишь 29.08.2022 на основании протокола № 17 (спустя 43 дня с момента обращения).

Кроме того, 07.11.2022 в адрес Заказчика направлено письмо с намерением продолжать выполнение работ по Контракту и обоснованием причин несвоевременного выполнения работ по Контракту, к которым помимо вышеуказанных приведены следующие факторы:

- при разработке ПСД не были учтены виды и объем работ, а также материалы и оборудование, без которых выполнение работ являлось весьма затруднительным, а местами невозможным (по данному факту в адрес Заказчика направлялись соответствующие уведомления, а также сопоставительные ведомости – письмо № 39 от 26.07.2022). Сопоставительная ведомость была согласована и утверждена заказчиком только в октябре месяце 2022 года;

- в период с июля по август 2022 года производство работ на объекте было приостановлено ввиду обильного выпада осадков, о чем Заказчику сообщалось письмом № 41 от 27.07.2022;

- в сентябре-октябре 2022 года в период объявленной частичной мобилизации из числа работников субподрядной организации, привлеченной для выполнения работ на объекте (договор субподряда № 2 от 25.04.2022 с ИП Донагонян А.С.), призваны на военную службу 6 человек: водитель миксера – 1 человек, водитель погрузчика – 1 человек, сварщики – 3 человека, разнорабочий – 1 человек.

Относительно проверки прочности бетонных смесей Заказчиком осуществлялись противоречивые действия. Так, 18.11.2022 в результате проверки выездной комиссией (представители Заказчика и Генерального подрядчика) было установлено, что показатели прочности бетона соответствуют проектно-сметной документации, о чем в журнале производства работ имеется подпись уполномоченных лиц Заказчика (лаборант и куратор объекта). Вместе с тем, только спустя 6 месяцев (протокол от 04.05.2023) Генеральному подрядчику указано на необходимость разбора бетонного покрытия в связи с несоответствием прочности. Указанное обстоятельство не позволило ООО «СК Арсенал» своевременно осуществить работы на объекте.

В соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной Заказчиком, предусмотрен бетон класса В30. Согласно протоколам испытаний № 254-2022 от 02.11.2022 и № 274- 2022 от 05.12.2022 установлена прочность бетона класса В15, класса В27,5, соответственно. Указанные испытания проводились силами Заказчика, без участия представителей Генерального подрядчика, в качестве крупного заполнителя вместо щебня был использован гравий.

В опровержение результатов вышеуказанных испытаний, Генеральным подрядчиком на Комиссию представлены протокола испытаний ГП «Республиканский аналитический центр» (протокол от 15.05.2023 № 56-ИЦС), ДСЛ ООО «Арт Ком» (протокол от 05.10.2022 № 15), «Лаборатория испытаний строительных материалов» ВСГУТУ (протокола от 06.05.2023 № 1/23, от 28.06.2022 № 1/22). В ходе проведенных испытаний было установлено, что класс бетона соответствует классу В30, испытания проводились в соответствии с действующим ГОСТ 18105-2018.

Согласно пункту 8.1.4. Контракта, Исполнитель обязан до начала работ на объекте утвердить у Заказчика схемы организации движения в местах производства работ в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019, Знаки и их установка должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Информацию о начале производства работ и копии утвержденных схем направить в органы ГИБДД, а также за свой счёт получить все необходимые для производства Работ по Контракту согласования, распоряжения, разрешения и т.п., предусмотренные законодательством Российской Федерации. В связи с расторжением Контракта по инициативе Заказчика, указанная выше обязанность ООО «СК Арсенал» также перестала действовать. Проявляя свою добросовестность, Общество продолжает обеспечивать безопасность дорожного движения на участке автодороги. Заказчиком до настоящего времени не предпринято мер, направленных на самостоятельное обеспечение безопасности дорожного движения на данном участке. Об указанной выше информации Общество сообщило в ОГИБДД письмом № 70 от 19.06.2023.

Из положений части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункта 13 Правил № 1078 следует обязанность антимонопольного органа полно, объективно и всесторонне проверить представленные заказчиком документы и информацию. Только в случае подтверждения достоверности приведенных в них фактов и обстоятельств антимонопольный орган вправе принять решение о включении соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В иных случаях антимонопольный орган должен вынести решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Оценив представленные материалы, пояснения Комиссия Бурятского УФАС России полагает, что ООО «СК Арсенал» не допущено бездействие (действия), которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.

Комиссия, принимая указанное решение, отмечает, что со стороны ООО «СК Арсенал» предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, а именно подрядчик начал его исполнение, закупил материалы, Общество вело переписку с Заказчиком, который свои обязательства по согласованию необходимых для выполнения Генеральным подрядчиком работ, выполнял с длительным опозданием. Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, утвержденным дополнительным соглашением № 4 к Контракту от 26.01.2023, на 2023 год согласовано выполнение работ на общую сумму 56 088 311,07 руб. Подрядчиком в 2022 году работы выполнены и приняты Заказчиком работы на общую сумму 3 998 294 руб. из 60 006 605,07 руб. Как следует из вышеприведенного графика, за март, апрель и май Генеральным подрядчиком должны быть выполнены работы на общую сумму 5 194 991,86 руб., в мае – 9 180 931,66 руб. В 2023 году фактически работы выполнены на общую сумму 6 976 221 руб., но Заказчик отказывается их принимать, что подтверждается письмом ООО «СК Арсенал» (вх. Заказчика от 27.04.2023).

По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон Комиссия установила, что доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного договора обусловлено именно недобросовестным поведением Общества, целенаправленно уклонившимся от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, отсутствуют.

Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «СК Арсенал» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку Комиссия не усматривает намерения в уклонении от исполнения контракта.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Бурятского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Отказать во включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью «СК Арсенал» ИНН 0326494517 (адрес: 672012, Забайкальский край, г. Чита, ул. Богомягкова, д. 60) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ «Бурятрегионавтодор»
ИНН 0326473725, ОГРН 1080326000743
ООО "СК Арсенал"
ИНН 0326494517, ОГРН 1100327012521