Решение б/н Решение по жалобе ООО «СтройСервис» на действия заказчика ГА... от 15 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-737/2020

«10» сентября 2020 года                                                             город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)(далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

  <…>,

рассмотрев 10.09.2020 жалобу ООО «СтройСервис» (ИНН 0323393020, ОГРН 1160327052918) на действия заказчика ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обустройству входного модуля ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» в дистанционном режиме при участии

заказчика ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» <…>, представителя по доверенности от 04.09.2020,

заявителя ООО «СтройСервис» <…>, представителя по доверенности от 25.08.2020,

УСТАНОВИЛА:

27.08.2020 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «СтройСервис» (вх. № 6259) на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обустройству входного модуля ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья», извещение №32009397775.

Из содержания жалобы следует, что положения аукционной документации заказчика ограничивают доступ к участию в данной закупке, заказчиком установлены неизмеряемые и избыточные требования в Техническом задании. Заявитель считает, что заказчик имеет право задавать требования только к закупаемым товарам, а не к материалам(товарам) используемым при производстве работ. Так в нарушение пункта 5.1.1.4 Положения о закупках в п.1 требований к товарам «Эмаль ПФ-115» указаны альтернативы значения «должен быть высший или I сорт. Цвет должен быть белый или бежевый», аналогичное нарушение имеется в п.4,5,12,16,18,19; в Положении о закупках четко указано задавать показатели «значения показателей, которые не могут изменяться», вместе с тем, заказчик использует выражение «должен быть» при указании неизменного значения; в п.3, 11, 15 отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей. В п.4 к товару «арматурная сталь» указан более широкий диапазон возможных значений в нарушение ГОСТ 5781-82; в п.18 «поковки стальные» также указан более широкий диапазон по показателю класс точности от Т2 доТ5; в п.6 «ветро-пароизоляция» указаны показатели, которые становятся известными только по результатам испытаний; в п.17 «брус необрезной Б-I» ширина пласти не соответствует ГОСТ 24454-80; в п.23 «счетчик электрической энергии электронный, трехфазный» вводит в заблуждение по типу интерфейса CAN или RS-485.  

04.09.2020 в адрес Бурятского УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх. № 6404), из которой следует, что по п.17 «брус необрезной Б-I» использованы нестандартные (несуществующие) отличные от ГОСТ названия показателей. Также к товару в п.23 «счетчик электрической энергии электронный, трехфазный» указан не предусмотренный технической документацией показатель «Номинальный (базовый) и максимальный ток»

Жалоба ООО «Стройсервис» принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, основания для возврата жалобы отсутствовали, срок для подачи жалобы не пропущен, на электронную торговую площадку направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, жалоба назначена к рассмотрению на 07.09.2020.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме и просил признать жалобу обоснованной; выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель Заказчика изложил свою правовую позицию так, как она изложена в отзыве на жалобу от 04.09.2020 № 6417, приобщенном к материалам рассмотрения жалобы; просил признать жалобу необоснованной.

На заседании комиссии 07.09.2020 объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 10.09.2020.

Комиссия Бурятского УФАС России, выслушав пояснения сторон и проанализировав представленные документы, признала доводы Заявителя необоснованными, в силу следующего.

Извещение № 32009397775 и документация о закупке размещены на универсальной электронной торговой площадке http://estp.ru/, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 27.08.2020, дата и время окончания подачи заявок 28.08.2020 в 10:00 (мск+5), дата подведения итогов 01.09.2020, начальная (максимальная) цена договора составляет 3 838 340,00 коп (далее – Документация о закупке).

Комиссия обращает внимание, что ссылка Заявителя на письмо от 25.06.2020 № ИА/53616/20 при рассмотрении данной жалобы не могут применяться, так как в письме от 25.06.2020 даны разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупочная деятельность Заказчика как автономного учреждения регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья», утвержденным Наблюдательным советом от 24.07.2020, протокол № 3.

Положение о закупке в силу пункта 2 статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Исходя из изложенного, Закон о закупках обязывает заказчика самостоятельно установить порядок проведения закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров. Каких-либо ограничений в Законе о закупках относительно порядка проведения закупки и требований к участникам не установлено.

Разделом 5.1 Положения о закупках установлены требования к описанию предмета закупки.

В соответствии с пунктом 5.1.1.4 Положения о закупках, требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть измеряемыми и выражаться в числовых значениях и (или) в виде безальтернативных показателей (да/нет, наличие/отсутствие), за исключением случаев приобретения товаров, работ, услуг, в отношении которых невозможно однозначно сформулировать и описать соответствующие требования. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия считает, что Заказчик свободен в определении формулировки требований, позволяющих ему полноценно и достоверно оценить все обстоятельства, свидетельствующие о том, что требуемые в рамках закупки работы будут выполнены участником надлежащим образом.

Следовательно, Заказчик формирует Техническое задание в соответствии с собственными потребностями Заказчика, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров, работ, услуг.

Комиссия соглашается с доводом Заказчика, что Заказчик не может однозначно сформулировать требование (с применением числовых значений и слов: «да/нет, наличие/отсутствие») о том, что требуется белый или бежевый цвет, первый или высший сорт, соответственно, предусмотренное исключение допускает иные формы требований к товару.

В Законе о закупках и в Положении о закупках отсутствуют требования, о том, что в документации Заказчик должен к каждому товару, одновременно, устанавливать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В данном случае предлоги «и», «или», «а также» указывают на наличие вариантов установления требований.

Комиссия считает, что словосочетание «должен быть» не противоречит нормам Закона о закупках и Положению о закупках и не вводит участников в заблуждение, поскольку не несет в себе двоякое трактование требования.

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ.

Из пункта 4 следует, что Заказчику требуется следующий товар: «Арматурная сталь» со следующими характеристиками: «Должна быть горячекатаная периодического профиля класса: класс А-III (А-400), диаметром 10 мм. Немерной или мерной длины, от 6 до 18 м. Форма профиля должна быть или 1ф или 2ф или 3ф или 4ф. Минимальная высота поперечных ребер должна быть не менее 0,05 мм.»

Установлено, что с 01.01.2018 действие указанного в жалобе ГОСТ 5781-82 прекращено в связи с вводом в действие ГОСТ 34028-2016.

В соответствии с п.5.15 ГОСТ 34028-2016 «прутки» изготовляют длиной от 6.0 до 18.0 м.

Из пункта 18 следует, что Заказчику требуется следующий товар: «Поковки стальные» со следующими характеристиками: «Масса должна быть 2,825 кг. Изделие должно быть изготовлено горячей объемной штамповкой, в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 8479-70. Размеры поковок устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 7505-89. Исходный индекс должен быть в соответствии с ГОСТ 7505-89п.3.1. Класс точности от Т2 до Т5. Группа стали M2 или М3. Степень сложности от С2 до С4.»

В данном случае ГОСТ 7505-89 не устанавливает ограничения по точности от Т1 до Т2 для поковок массой 2,825 кг. (пункт 3.1). Класс точности поковки не зависит от массы поковки, поскольку определяется технологией производства поковки (выбором основного деформирующего оборудования, технологического процесса).

Из пункта 6 следует, что Заказчику требуется товар: «Ветро-пароизоляция» со следующими характеристиками: «Изоспан А, В или эквивалент. Состав - 100% полипропилен. Толщина пленки не менее 0,25 мм. Минимальный показатель максимальной силы растяжения Н/5 см, в продольном направлении должен быть не менее 130. Минимальное сопротивление паропроницанию, м2·час·Па/мг, не менее 0,05. Минимальный показатель поверхностной плотности, должен быть не менее 72 г/м2. Минимальный показатель относительного удлинения при разрыве, % должен быть не менее 70.»

Комиссия согласилась с доводом Заказчика, что в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, Заказчик установил
требования к минимальным/максимальным теоретически возможным значениям, диапазонным значениям и значениям, которые не могут изменяться. Теоретическая возможность указанных, требуемых значений определяется техническим стандартом или иным техническим документом на товар.

Из вышесказанного следует, что Заказчик не требовал предоставление информации, которая будет известна после производства товара и
проведения лабораторных исследований.

При этом, Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки предусмотрено право участника закупки предоставить конкретные показатели товара, которое он имеет в наличии.

Из пункта 17 следует, что Заказчику требуется следующий товар: «Брус необрезной Б-I» с характеристиками: «Должен быть из лиственницы. Максимальная влажность древесины должна быть не более 22%. Длина должна быть от 3 м до 5,5 м. Номинальная ширина пластей должна быть не менее 200 мм.».

Установлено, что указанный в жалобе ГОСТ 24454-80 является стандартом, содержащий общие требования к размерам пиломатериалов хвойных пород.

Требование к необрезному брусу вида Б, типа I установлены специальным стандартом ГОСТ 8816-2014.

В соответствии с данным ГОСТом три типа брусьев обозначаются римскими цифрами I, II, III.

В соответствии с ГОСТ 8816-2014 размеры брусьев в поперечном сечении в зависимости от типа должны соответствовать таблице №1 – Номинальные размеры брусьев.

Следовательно, требование Заказчика не противоречат требованиям ГОСТ 8816-2014.

Из пункта 23 следует, что Заказчику требуется следующий товар: «Счетчик электрической энергии электронный, трехфазный» с характеристиками: «Счетчик предназначен для учета активной и реактивной электрической энергии и мощности в трехфазных сетях переменного тока частотой 50 Гц с возможностью тарифного учёта по зонам суток, учёта потерь и передачи измерений и накопленной информации об энергопотреблении по цифровым интерфейсным каналам. Тип интерфейса CAN или RS-485. Температура эксплуатации в диапазоне от минус 40 оС до плюс 55 оС. Номинальное напряжение – 230 В.  Номинальный (базовый) и максимальный ток должен быть не менее 5 А.»

Из пояснений Заказчика следует, что производитель счетчиков выделяет только два разных показателя тока: 1. «Номинальный (базовый) ток», 2. максимальный ток трансформаторного включения, максимальный ток прямого включения». При этом, в каталоге компании «НКП Инкотекс» действительно, в каталоге указаны значения показателя для счетчиков прямого включения и для счетчиков трансформаторного включения. Однако данная трактовка характеристики счетчика, приведенная в Каталоге, не может приниматься как показатель, установленный в технической документации на товар. Считают, что технические формулировки для, рассматриваемого счетчика должны устанавливаться специальным техническим документом - Руководство по эксплуатации АВЛГ.411152.021 счетчиков Меркурий 230 за 2019 год.

Из данного Руководства следует, что такие характеристики как: «Максимальный ток трансформаторного включения» и «Максимальный ток прямого включения» отсутствуют, а установлены показатели «Номинальный (базовый) и максимальный ток» и коды вариантов исполнения счетчика: 00, 01, 02, 03.

В соответствии с вариантом исполнения счетчика, Заказчиком установлено минимальное возможное значение для тока счетчика в 5А. При этом формулировка «не менее 5А» не исключает указание иного значения, большего, чем 5А.

Вместе с тем, в Инструкции по заполнению заявки установлено, что представленные значения должны быть исчерпывающими и полностью соответствовать техническим стандартам и сметной документации, по всем вариантам исполнения товара.

В Инструкции по заполнению заявки однозначно установлено, что при перечислении видов, марок, типов, размеров и т.п. слово «или», обозначает, что необходимо выбрать одну из предложенных позиций». Следовательно, участнику закупки необходимо выбрать тип интерфейса или CAN или RS-485. 

Комиссия, изучив Инструкцию по заполнению заявки установила, что она содержит полноту сведений, примеры заполнения первой части заявки, что позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Таким образом, все заявленные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

Позиция Заявителя об неизмеряемых и избыточных требований, ни на чем не основана и доказывает лишь то, что он не готов выполнить работы с использованием материалов, отвечающих потребностям Заказчика, однако само по себе это обстоятельство не позволяет утверждать о противоречии документации о закупке Закону о закупках и Положению о закупках.

Комиссия пришла к выводу, что в данном случае Документация о закупке не содержит требований к участникам закупки необоснованно ограничивающих доступ к участию и (или) влекущих невозможность принять участие в торгах.

Таким образом, Комиссия не установила в действиях заказчика ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» нарушений при организации и проведении процедуры закупки.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СтройСервис» необоснованной.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны