Решение б/н Решение по делу в отношении МКУ «Баргузинский районный комит... от 22 февраля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/4-2018 о нарушении антимонопольного законодательства

«22» февраля 2019 года                                                                     г. Улан-Удэ  

Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2019

Решение в полном объеме изготовлено   22.02.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии <…> ,

членов Комиссии: <…>,

 

Рассмотрев дело от 02.11.2018 № 04-34/4-2018 по признакам нарушения МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (671610, Республика Бурятия, с. Баргузин, ул. Ленина, 19) пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества (автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362) без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

в отсутствие представителей: МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений», ООО «Коммунальное хозяйство», прокуратуры Баргузинского района Республики Бурятия – о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС 23.08.2018 поступила информация Прокуратуры Баргузинского района Республики Бурятия (вх. № 5358), согласно которой в действиях МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» усматривается нарушение антимонопольного законодательства при заключении договора аренды муниципального имущества (автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362) без проведения торгов.  

Из представленных материалов следует, что 01.05.2018 между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» в лице председателя Комитета <…>. и ООО «Коммунальное хозяйство» в лице генерального директора <…>.  заключен договор аренды муниципального имущества, а именно автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362.

Согласно пункту 5.1 договора, срок его действия установлен с 01.05.2018 по 30.05.2018.

Далее, 25.05.2018 между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» в лице председателя Комитета <…> и ООО «Коммунальное хозяйство» в лице генерального директора <…>. вновь заключен договор аренды муниципального имущества (автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362), срок действия договора установлен с 01.06.2018 по 30.06.2018.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договоры аренды в отношении государственного или муниципального имущества могут быть заключены на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Приказом Бурятского УФАС России от 02.11.2018 № 69 возбуждено дело № 04-34/4-2018 по признакам нарушения МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (671610, Республика Бурятия, с. Баргузин,   ул. Ленина, 19)  пункта 3 части 3 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Определением о назначении дела № 04-34/4-2018 к рассмотрению (исх. от 02.11.2018 № 04-34/5186), рассмотрение назначено на 14.11.2018 в 11:00 часов. В качестве ответчика приглашено МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений».

Определением от 14.11.2018 рассмотрение дела № 04-34/4-2018 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 11.12.2018 в 10:00 часов. Данным определением были запрошены дополнительные доказательства о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, а именно документы, подтверждающие право собственности Комитета на муниципальное имущество (автомобиль ГАЗ-3309 и автомобиль поливомоечный на шасси ЗИЛ-433362) и копии иных документов, имеющих отношение к рассматриваемому делу.

Определением от 14.11.2018 (исх № 04-34/5464) дело отложено и назначено к рассмотрению на 11.12.2018 в 10-00 часов.

Определением от 11.12.2018 (исх. № 04-34/5887) в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, дело отложено и назначено к рассмотрению на 26.12.2018 в 14-00 часов.

Определением от 26.12.2018 (исх № 04-34/6189) рассмотрение дела отложено на 25.01.2019 в 14-00 часов, в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции. Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело, а именно нарушение усматривается по пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.01.2019 (исх. № 04-34/372) в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, дело отложено и назначено к рассмотрению на 14.02.2019 в 14-00 часов.

В ходе рассмотрения дела № 04-34/4-2018 представитель МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» поясняла, что в период на протяжении 2017 и по март 2018 с помощью специализированной техники, находящейся в собственности МО «Баргузинский район», предприятие ООО «Тепловик» осуществляло вывоз ЖБО. Однако с 12.03.2018г ООО «Тепловик» расторгает договор по вывозу ЖБО, сбору мусора и прекращает предоставление оказания вышеуказанных услуг.

Во избежание социального напряжения для вывоза отходов (ЖБО и ТБО) с предприятием ООО «Коммунальное хозяйство» был заключен договор аренды сроком на 1 месяц в период с 01.05.2018 по 31.05.2018. Был объявлен аукцион на право заключения договора аренды на муниципальное имущество. Дата проведения аукциона назначена на 13.06.2018.

Поскольку срок проведения аукциона вышел за пределы срока договора аренды от 01.05.2018, то было принято решение вновь заключить договор аренды с ООО «Коммунальное хозяйство» сроком на 1 месяц в период с 01.06.2018 по 30.06.2018. Повторный договор был заключен во избежание социального напряжения и ввиду наличия крайней необходимости, так как прекращение предоставления услуг по вывозу ЖБО ведет за собой серьезные последствия.  

Объявление аукциона в мае 2018 обусловлено необходимостью проведения оценки имущества, для чего 26.03.2018 был заключен договор № 192-о с ООО «Оценка имущества». Имущество (автомобиль ГАЗ-3309 и автомобиль поливомоечный на шасси ЗИЛ-433362) ранее находились в собственности Администрации МО СП «Баргузинское» и только в марте 2018 были переданы Паспорта транспортных средств на специализированную технику Комитету. 

Комитетом представлены документы, подтверждающие право собственности Комитета на муниципальное имущество (автомобиль ГАЗ-3309 и автомобиль поливомоечный на шасси ЗИЛ-433362):

- ПТС 03 КЕ 400852 на автомобиль ГАЗ 3309,

- ПТС 57 КН 720990 на автомобиль поливомоечный на шасси ЗИЛ – 433362;

- договор № 01-071-002-17-027 безвозмездной передачи имущества из собственности МО СП «Баргузинское» в собственность МО «Баргузинский район» от 14.08.2017.

Из письменных пояснений ответчика следует, что в связи с более поздней передачей паспортов транспортных средств чем подписание договора безвозмездной передачи с уровня СП «Баргузинское» на уровень МО «Баргузинский район», а также проведения оценки имущества, согласно заключенного договора от 26.03.2018 № 192-о с ООО «Оценка имущества Республики Бурятия», регистрация транспортных средств в собственность МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений», отсутствие на протяжении длительного времени главного регистратора в ОГИБДД МО МВД России на территории Баргузинского района, повлекло за собой более длительное подготовление соответствующей документации для проведения аукциона.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы сторон и изучив материалы дела приходит к следующему выводу:

Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает: 

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета торгов.

Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей рынка. В рамках дела необходимо установить период действия заключенных в нарушение требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договоров аренды с одним и тем же лицом и совокупный срок действия которых превышает тридцать календарных дней в течение последовательных календарных месяцев.

Первый договор между МКУ и ООО «Коммунальной хозяйство» был заключен на срок с 01.05.2018 по 31.05.2018. Второй договор был заключен на срок с 01.06.2018 по 30.06.2018. Итого совокупный срок действия заключенных без проведения конкурентных процедур договоров составил 61 день.

Таким образом, временной интервал для целей настоящего обзора определен с 01.05.2018 (дата заключения договора и передачи имущества без проведения торгов) по 30.06.2018 включительно (дата окончания срока действия повторно заключенного договора аренды).

Договоры, заключенные между МКУ и ООО «Коммунальное хозяйство», являются договорами аренды. Общие условия договора аренды определены в §1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с пунктом 1.1 договоров от 01.05.2018 и от 25.05.2018, без номера, предмет договоров составляет следующее: арендодатель (МКУ) передает, а арендатор (ООО «Коммунальное хозяйство») принимает во временное владение и пользование имущество: автомобиль специальный ГАЗ 3309 КОЗВ2, автомобиль поливомоечный КО-713-04 на шасси ЗИЛ-433362, являющееся собственностью МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений», для оказания коммунальных услуг.

 

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, Комитет является органом местного самоуправления, который вправе распоряжаться муниципальным имуществом, заключать договоры аренды в отношении муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к исключениям относится заключение договоров на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В части 1 указанной статьи приведен исчерпывающий перечень случаев, когда заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Во всех остальных случаях заключение договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В ходе рассмотрения дела № 04-34/4-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что Комитетом нарушен пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. 

Таким образом, поскольку совокупный срок действия заключенных без проведения конкурентных процедур договоров составил 61 день, то действия МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» по передаче по договору аренды муниципального имущества (автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362) без проведения торгов на право заключения договора аренды нарушают запрет, установленный пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

У Комитета имелось достаточно времени, с 14.08.2017 (дата заключения договора по передаче имущества от МО СП «Баргузинское» в собственность МО «Баргузинский район») для передачи паспортов транспортных средств, а также оформления документов для объявления торгов, с 12.03.2018 (дата расторжения договора с ООО «Тепловик»).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» нарушившим пункт 11 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части заключения с ООО «Коммунальное хозяйство» договоров от 01.05.2018 и от 25.05.2018 аренды муниципального имущества (автомобиля ГАЗ-3309 и автомобиля поливомоечного на шасси ЗИЛ-433362), на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. В связи с тем, что на момент рассмотрения дела срок договора аренды истек, выдача предписания невозможна.

3. Передать материалы дела № 04-34/4-2018 уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.                                                                                   

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны