Решение №05-32/1228 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Статус" от 30 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по результатам рассмотрения жалобы
«25» марта 2021 года г. Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
в составе: <…>, рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Статус» (670011, г. Улан-Удэ, мкр. Энергетик, 43-5),
при участии:
представителей заказчика Ш. (доверенность от 02.03.2021), Б. (доверенность от 02.03.2021),
представителя ООО «Статус» по доверенности П.,
УСТАНОВИЛА:
09.03.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Статус» о нарушениях, допущенных заказчиком-АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» при организации и проведении запроса предложений на проведение капитального ремонта здания МБУК «Централизованная библиотечная система» (извещение № 32110038942).
Рассмотрение жалобы состоялось 25.03.2021.
ООО «Статус» указывает на следующие нарушения, допущенные заказчиком.
1.В разделе «Порядок оценки» установлено положение о подтверждении опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: Общая стоимость исполненных контрактов (договоров). Значимость - 50%. Для оценки заявок по критерию (НЦБi) установлен предельно необходимое максимальное количественное значение-55 000 000 (пятьдесят пять миллионов) рублей», при начальной максимальной цене контракта 17 363 500 рублей.
Довод жалобы признан обоснованным, поскольку максимальное значение общей стоимости исполненных контрактов имеет несопоставимый объем с начальной максимальной ценой контракта и не соответствует требованиям пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Данное положение исключено из порядка оценки заявок.
2. В разделе 16 документации установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке исключительно в денежном виде, что противоречит требованиям, установленным в п.6.5.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг: «при проведении конкурентной закупки обеспечение заявки может быть предоставлено в соответствии с требованиями документации о закупке путем:
1 предоставления безотзывной банковской гарантии;
2 внесения денежных средств.
Как указывает ООО «Статус» из данного текста не следует, что заказчик волен применять тот или иной вид обеспечения, по своему усмотрению.
Дословное толкование указанного текста заключается в том, что если в документации о закупке предусмотрено требование о предоставлении обеспечении заявки, то оно может быть представлено в виде банковской гарантии или в виде денежных средств.
Поскольку данная закупка проводится не в электронном виде, то отсутствует возможность оформления тендерного кредита.
В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
15.03.2021 в единой информационной системе опубликовано Положение в редакции от 15.03.2021.
Комиссия пришла к выводу что пункт 16 документации в редакции от 30.03.2021, предусматривающий обеспечение заявки, не противоречит пункту 6.5 Положения о закупке в редакции от 15.03.2021.
3.Инструкция по заполнению заявки на участие в запросе предложений устанавливает требования, которые вводят участников в заблуждение:
- «в случае если, по какой-либо причине, в том числе в результате технической ошибки (опечатки), аукционная документация содержит указания, ссылки на несуществующие нормативные документы, ГОСТы, СНиПы, Своды правил и т.д., то руководство такими документами не осуществляется, при этом участник закупки, в обязательном порядке, указывает действующие ГОСТы». Обязательный характер предполагает санкцию за неисполнение установленного требования. Таким образом, Заказчик имеет возможность отказать в допуске участнику, за ошибку самого Заказчика.
Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что заказчик в конкурсной документации обязан в силу Закона о закупках и Положения о закупках устанавливать требования к используемым материалам в соответствии с действующими нормативными актами.
Данное положение инструкции неправомерно и противоречит принципам закупки, установленным пунктам 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-«показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные характеристики каждого товара (материала), в столбцах «Наименование параметра» и «Требуемое значение» следует считать как одно целое требование параметра с установленными требованиями, в связи с тем, что при различном выборе разрыва фразы разделение требования одного показателя на два столбца, суть данного требования может быть кардинально изменена (а именно значения «не менее», «не более», «менее», «более»). Если в столбце одного и того же показателя, «Наименование параметра» указано «не», а в столбце «Требуемое значение» указано «менее», то следует считать данное выражение как единое требования «не менее», аналогично с словосочетанием «не более». Если прописано данное словосочетание полностью («не менее», «не более», «менее», «более») в «Требуемый параметр» или «Требуемое значение», следует его учитывать при заполнении заявки, так как следует рассматривать требуемый параметр с условиями, которые прописаны в обоих столбцах «Требуемый параметр» и Требуемое значение». Данное уточнение следует из того, что иногда параметр может включать в себя вариацию общего интервала значения, требуемых заказчику. В иных случаях, которые не установлены в данной инструкции, к требуемым значениям показателей товаров установлены в виде значений в графе требуемое значение, считать, что данные требуемые значения не подлежат изменению и участник закупки представляет в своей заявке сведения в точности указанных значений».
Как указывает ООО «Статус», заказчик имеет возможность разделить понятие «не менее» или «не более» на две части и разместить их отдельно друг от друга, при этом сохраняя смысл. К примеру, разделенное по разным столбцам требование «не более 3», визуально будет восприниматься как «более 3».
- «от... до...» означает диапазон значений и не включает крайние значения, подлежит указанию в диапазоне, что считается указанием конкретного показателя товара (материала);
- «при установлении в Приложении к ТЗ в наименовании показателя: «предел» или «в пределах» или «в интервале» или «диапазон» означает, что участник должен предоставить диапазон значений».
- «символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значения.
В указанных выше положениях, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая разные обозначения одного и того же понятия «диапазон», при этом различное написание устанавливает правила указания крайних значений (включительно или нет). Это же установлено при сочетании слов «предел», «в пределах» со словами «верхний» и «нижний», хотя слова «предел» и «в пределах» никакого отношения к математическому значению «диапазон» не имеют.
- «цифровое значение указывается через знак «.» и читается как: например, «2.5» - две целых пять десятых».
Данное требование противоречит всем ГОСТ, поскольку в качестве разделителя применяется запятая.
- «при установлении в приложении к техническому заданию минимальных и/или максимальных значений качественных характеристик, выраженных в виде буквенно-числового значения или только буквенного значения, участник должен указать значение показателя, руководствуясь нормативным(-и) документом(-и) в том числе ГОСТ, в сторону улучшения предлагаемых характеристик товара (например, при требовании документацией значения марки бетона по осадке конуса «П3», установленной в минимальных значениях показателя, участник должен предложить значение или «П1», или «П2», или «П3», при этом значение «П4» или «П5» недопустимо)».
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая требование, не предусмотренное ГОСТ и другими техническими регламентами. В приведенном примере Заказчик необоснованно применяет термин «улучшение предлагаемых характеристик». П1, П2, П3, П4, П5 - это марки бетонной смеси по подвижности (пластичности). «П» обозначает подвижность, цифры 1, 2, 3, 4, 5 обозначают сантиметры. При испытании на подвижность в емкость с формой усеченного конуса помещают бетонную смесь, прокалывают смесь и переворачивают, снимая емкость. Затем замеряют на сколько сантиметров конус осядет. К примеру, конус дал осадку 1 см, значит марка по подвижности смеси - П1. Различные марки бетонной смеси используют при разных потребностях производства работ. Марки П1, П2, П3, П4, П5 не могут быть лучше или хуже, соответственно не может быть «улучшение предлагаемых характеристик».
- «В случае установления предельных значений с использованием кавычек ««»», участнику необходимо выбрать одно из значений к материалу, указанных в графах «Минимальные значения показателей» и «Максимальные значения показателей», не изменяя значения вне зависимости от использования в требуемом значении символов, союзов и частиц». Заказчик установил требования к двойным кавычкам ««»», и не установил требования к простым кавычкам «», что позволяет использовать указанные требования по-своему усмотрению. К примеру, в пункте №83 установлены минимальные требования к климатическому исполнению кабеля «УХЛ1» и максимальные «УХЛ5». Помимо того, что неопределенно значение кавычек, непонятно и само требование. Типы «УХЛ1» и «УХЛ5» не могут приниматься как минимальное или максимальное значение показателя. Данные типы климатического исполнения несут в себе информацию о том, в каких окружающих внешних условиях они должны использоваться. Точно так же, как замкнутая дверная коробка не может быть минимальным значением, а П-образная максимальным значением (пункт №80 «Блоки дверные стальные»).
Доводы жалобы, перечисленные в пункте 3 настоящего решения признаются обоснованными и противоречащими пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
4.Установлены избыточные требования к материалам. В пункте № 64 установлены требования к пленке полиэтиленовой по ГОСТ 10354-82; данная пленка не предусмотрена в сметной документации. В пункте №5 ЛСР 02-01-01 указан пароизоляционный материал Изоспан С.
Довод является обоснованным, действия заказчика не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1.признать жалобу ООО «Статус» обоснованной.
2.признать АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» нарушившим пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона закупках.
3. выдать АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенных при организации и проведении запроса предложений № 32110038942.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.