Решение №05-32/1228 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Статус" от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения жалобы 

 

«25» марта 2021 года                                                                                                        г. Улан-Удэ

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в составе: <…>, рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Статус» (670011, г. Улан-Удэ, мкр. Энергетик, 43-5),

при участии:

представителей заказчика Ш. (доверенность от 02.03.2021), Б. (доверенность от 02.03.2021),

представителя ООО «Статус» по доверенности П.,

УСТАНОВИЛА:

09.03.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Статус» о нарушениях, допущенных заказчиком-АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» при организации и проведении запроса предложений на проведение капитального ремонта здания МБУК «Централизованная библиотечная система» (извещение № 32110038942).

Рассмотрение жалобы состоялось 25.03.2021.

ООО «Статус» указывает на следующие нарушения, допущенные заказчиком.

1.В разделе «Порядок оценки» установлено положение о подтверждении опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: Общая стоимость исполненных контрактов (договоров). Значимость - 50%. Для оценки заявок по критерию (НЦБi) установлен предельно необходимое максимальное количественное значение-55 000 000 (пятьдесят пять миллионов) рублей», при начальной максимальной цене контракта 17 363 500 рублей.

Довод жалобы признан обоснованным, поскольку максимальное значение общей стоимости исполненных контрактов имеет несопоставимый объем с начальной максимальной ценой контракта и не соответствует требованиям пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Данное положение исключено из порядка оценки заявок.

2. В разделе 16 документации установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке исключительно в денежном виде, что противоречит требованиям, установленным в п.6.5.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг: «при проведении конкурентной закупки обеспечение заявки может быть предоставлено в соответствии с требованиями документации о закупке путем:

      1.  

1 предоставления безотзывной банковской гарантии;

 2 внесения денежных средств.

 Как указывает ООО «Статус» из данного текста не следует, что заказчик волен применять тот или иной вид обеспечения, по своему усмотрению.

Дословное толкование указанного текста заключается в том, что если в документации о закупке предусмотрено требование о предоставлении обеспечении заявки, то оно может быть представлено в виде банковской гарантии или в виде денежных средств.

Поскольку данная закупка проводится не в электронном виде, то отсутствует возможность оформления тендерного кредита.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

15.03.2021 в единой информационной системе опубликовано Положение в редакции от 15.03.2021.

Комиссия пришла к выводу что пункт 16 документации в редакции от 30.03.2021, предусматривающий обеспечение заявки, не противоречит пункту 6.5 Положения о закупке в редакции от 15.03.2021.

3.Инструкция по заполнению заявки на участие в запросе предложений устанавливает требования, которые вводят участников в заблуждение:

- «в случае если, по какой-либо причине, в том числе в результате технической ошибки (опечатки), аукционная документация содержит указания, ссылки на несуществующие нормативные документы, ГОСТы, СНиПы, Своды правил и т.д., то руководство такими документами не осуществляется, при этом участник закупки, в обязательном порядке, указывает действующие ГОСТы». Обязательный характер предполагает санкцию за неисполнение установленного требования. Таким образом, Заказчик имеет возможность отказать в допуске участнику, за ошибку самого Заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что заказчик в конкурсной документации обязан в силу Закона о закупках и Положения о закупках устанавливать требования к используемым материалам в соответствии с действующими нормативными актами.

Данное положение инструкции неправомерно и противоречит принципам закупки, установленным пунктам 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные характеристики каждого товара (материала), в столбцах «Наименование параметра» и «Требуемое значение» следует считать как одно целое требование параметра с установленными требованиями, в связи с тем, что при различном выборе разрыва фразы разделение требования одного показателя на два столбца, суть данного требования может быть кардинально изменена (а именно значения «не менее», «не более», «менее», «более»). Если в столбце одного и того же показателя, «Наименование параметра» указано «не», а в столбце «Требуемое значение» указано «менее», то следует считать данное выражение как единое требования «не менее», аналогично с словосочетанием «не более». Если прописано данное словосочетание полностью («не менее», «не более», «менее», «более») в «Требуемый параметр» или «Требуемое значение», следует его учитывать при заполнении заявки, так как следует рассматривать требуемый параметр с условиями, которые прописаны в обоих столбцах «Требуемый параметр» и Требуемое значение». Данное уточнение следует из того, что иногда параметр может включать в себя вариацию общего интервала значения, требуемых заказчику.  В иных случаях, которые не установлены в данной инструкции, к требуемым значениям показателей товаров установлены в виде значений в графе требуемое значение, считать, что данные требуемые значения не подлежат изменению и участник закупки представляет в своей заявке сведения в точности указанных значений».

         Как указывает ООО «Статус», заказчик имеет возможность разделить понятие «не менее» или «не более» на две части и разместить их отдельно друг от друга, при этом сохраняя смысл. К примеру, разделенное по разным столбцам требование «не более 3», визуально будет восприниматься как «более 3».

- «от... до...» означает диапазон значений и не включает крайние значения, подлежит указанию в диапазоне, что считается указанием конкретного показателя товара (материала);

- «при установлении в Приложении к ТЗ в наименовании показателя: «предел» или «в пределах» или «в интервале» или «диапазон» означает, что участник должен предоставить диапазон значений».

- «символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значения.

В указанных выше положениях, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая разные обозначения одного и того же понятия «диапазон», при этом различное написание устанавливает правила указания крайних значений (включительно или нет). Это же установлено при сочетании слов «предел», «в пределах» со словами «верхний» и «нижний», хотя слова «предел» и «в пределах» никакого отношения к математическому значению «диапазон» не имеют.

- «цифровое значение указывается через знак «.» и читается как: например, «2.5» -  две целых пять десятых».

Данное требование противоречит всем ГОСТ, поскольку в качестве разделителя применяется запятая.

- «при установлении в приложении к техническому заданию минимальных и/или максимальных значений качественных характеристик, выраженных в виде буквенно-числового значения или только буквенного значения, участник должен указать значение показателя, руководствуясь нормативным(-и) документом(-и) в том числе ГОСТ, в сторону улучшения предлагаемых характеристик товара (например, при требовании документацией значения марки бетона по осадке конуса «П3», установленной в минимальных значениях показателя, участник должен предложить значение или «П1», или «П2», или «П3», при этом значение «П4» или «П5» недопустимо)».

Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая требование, не предусмотренное ГОСТ и другими техническими регламентами. В приведенном примере Заказчик необоснованно применяет термин «улучшение предлагаемых характеристик». П1, П2, П3, П4, П5 - это марки бетонной смеси по подвижности (пластичности). «П» обозначает подвижность, цифры 1, 2, 3, 4, 5 обозначают сантиметры. При испытании на подвижность в емкость с формой усеченного конуса помещают бетонную смесь, прокалывают смесь и переворачивают, снимая емкость. Затем замеряют на сколько сантиметров конус осядет. К примеру, конус дал осадку 1 см, значит марка по подвижности смеси - П1. Различные марки бетонной смеси используют при разных потребностях производства работ. Марки П1, П2, П3, П4, П5 не могут быть лучше или хуже, соответственно не может быть «улучшение предлагаемых характеристик».

- «В случае установления предельных значений с использованием кавычек ««»», участнику необходимо выбрать одно из значений к материалу, указанных в графах «Минимальные значения показателей» и «Максимальные значения показателей», не изменяя значения вне зависимости от использования в требуемом значении символов, союзов и частиц». Заказчик установил требования к двойным кавычкам ««»», и не установил требования к простым кавычкам «», что позволяет использовать указанные требования по-своему усмотрению. К примеру, в пункте №83 установлены минимальные требования к климатическому исполнению кабеля «УХЛ1» и максимальные «УХЛ5». Помимо того, что неопределенно значение кавычек, непонятно и само требование. Типы «УХЛ1» и «УХЛ5» не могут приниматься как минимальное или максимальное значение показателя. Данные типы климатического исполнения несут в себе информацию о том, в каких окружающих внешних условиях они должны использоваться. Точно так же, как замкнутая дверная коробка не может быть минимальным значением, а П-образная максимальным значением (пункт №80 «Блоки дверные стальные»).        

Доводы жалобы, перечисленные в пункте 3 настоящего решения признаются обоснованными и противоречащими пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

4.Установлены избыточные требования к материалам. В пункте № 64 установлены требования к пленке полиэтиленовой по ГОСТ 10354-82; данная пленка не предусмотрена в сметной документации. В пункте №5 ЛСР 02-01-01 указан пароизоляционный материал Изоспан С.

Довод является обоснованным, действия заказчика не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.признать жалобу ООО «Статус» обоснованной.

2.признать АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» нарушившим пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона закупках.

3. выдать АУ «Административно-хозяйственная группа» отдела культуры МО «Закаменский район» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенных при организации и проведении запроса предложений № 32110038942.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны