Решение б/н Решение по жалобе ООО «Универсал-М» на действия ГКУ "Управле... от 4 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-421/2020

«2» июня 2020 года                                                                       город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) при участии представителя ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" <…>, доверенность от 01.06.2020 № 21, представителей Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 24.04.2020 № 17, <..>, доверенность от 25.05.2020 № 19,  

в отсутствие представителя ООО «Универсал-М», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы, не заявившего ходатайство об участии в заседании в режиме ВКС,

рассмотрев жалобу ООО «Универсал-М»» (вх. от 26.05.2020 № 3790) на действия заказчика – ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее – Заказчик) и уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Дооборудование автомобильных дорог регионального значения элементами обустройства (устройство автоматической системы весогабаритного контроля)" (№ 0102200001620001579) (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и указывает следующее:

- раздел 9 проекта контракта определяет порядок сдачи-приемки выполненных работ и пункты 9.2, 9.6-9.11 проекта контракта, устанавливающие порядок текущей и окончательной приемки не соответствует пункту 1 части 13 стати 34, части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Порядок текущей приемки выполненных работ не содержит сроков приемки и не предусматривает обязанность заказчика по результатам приемки подписать справку о стоимости выполненных работ (форма КС-3). Отсутствие такого документа, по мнению заявителя, приведет к несоблюдению порядка оплаты выполненных работ. Порядок окончательной приемки выполненных работ не содержит сроки приемки и оформления результатов приемки, а также предусматривает только подписание акта о приемке выполненных работ (ее результатов), который не является основанием для оплаты выполненных работ;

- документация об аукционе не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОДРЯДЧИК ОБЯЗАН ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ К ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ И (ИЛИ) МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРАКТАМ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ШТРАФА, НАЧИСЛЯЕМОГО В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНТРАКТОМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАКАЗЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ), И РАЗМЕРА ПЕНИ, НАЧИСЛЯЕМОЙ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО КОНТРАКТОМ» (далее – Постановление № 570) поскольку по данной закупке требуется выполнение капитального ремонта объекта капитального строительства, а не выполнение строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- нарушаются положения Закона о контрактной системе и норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно отсутствуют сведения о том, что проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение эксперта.

Просит приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик, Уполномоченный орган не согласились с доводами Заявителя, Заказчик представил письменные возражения на жалобу от 01.06.2020 № 6/1327 и поясняет, что раздел 4 проекта государственного контракта содержит условия о сроках и порядке оплаты работ. Согласно пункта 8.1.4 проекта контракта в обязанности Генерального подрядчика входит в том числе составление и передача Заказчику Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3).

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-Ф3 "О бухгалтерском учете" и пункту 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N100 утверждены формы первичных учетных документов: Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справка о стоимости выполненные работ и затрат (форма КС-3), Акт законченных строительством объектов (форма КС-11), применение которых обязательно для всех государственных заказчиков. То есть в случае принятия выполненных работ Заказчиком и подписания Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) влечет автоматическое подписание Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), которая составляется с нарастающим итогом.

Приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии -подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Согласно пункту 9.2 проекта контракта приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно (до 15 числа текущего месяца) в сроки, установленные графиком выполнения работ, путем подписания Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, оплата выполненных работ осуществляется в порядке, установленном пунктом 4.1 настоящего Контракта.

За 10 дней до полного завершения работ на объекте Генеральный подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания комиссии по приёмке объекта (пункт 9.6 проекта контракта).

Генеральный подрядчик передает Заказчику за 3 дня до начала приемки выполненных работ по Объекту 3 экземпляра исполнительной документации, в том числе 1 экземпляр на электронном носителе с письменным подтверждением соответствия переданной документации, фактически выполненным работам (пункт 9.8. проекта контракта).

Из вышеизложенного следует, что проект контракта составлен в соответствии с требованиями статьи 34 и 94 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки является «Дооборудование автомобильных дорог регионального значения Республики Бурятия», код позиции 42.11 20 000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов».

В связи с чем и во исполнение Постановления №570 пунктом 8.1.31 проекта контракта установлены требования, согласно которым Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту виды и объемы Работ из числа перечисленных ниже возможных видов и объемов работ в размере не менее 25% цены контракта:

  1. Подготовительные работы
  2. Устройство фундаментов и оснований
  3. Монтаж технологического оборудования
  4. Пусконаладочные работы
  5. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
  6. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
  7. Работы по обустройству автомобильной дороги.

При разработке проектной документации на вышеуказанный объект дооборудования, а также при прохождении государственной экспертизы (проверка достоверности сметной стоимости в АУ РБ «Госэкспертиза»), в сметных расчетах и сметах учитывалась стоимость предусмотренного проектом оборудования, предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения. Также на стадии разработки ПД, в целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости, осуществлен мониторинг цен на материальные ресурсы из 3-х коммерческих предложений выбрано одно наиболее оптимальное. В соответствии с п. 4.25 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) -определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции. В составе аукционной документации была размещена проектная документация, разработанная в 2019 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и прошедшая государственную экспертизу (заключение АУ РБ «Госэкспертиза» от 21.11.2019 г. № 03-1-0938-19, а также размещено в составе документации об аукционе). В составе документации размещен приказ ГКУ «Бурятрегионавтодор» от 16.12.2019 № 170/01 «Об утверждении проектной документации» на вышеуказанный объект. 

Заказчик, Уполномоченный орган просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

15.05.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001620001579 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 81 446 560,59 рублей.

1. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Раздел 4 проекта контракта содержит условия о порядке оплаты работ.

Пунктами 4.1-4.3 проекта контракта предусмотрено, что Заказчик осуществляет ежемесячную оплату по факту выполнения объема работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генерального подрядчика по указанным им банковским реквизитам в течение 30 дней после представления счет-фактуры, подписания акта о приёмке выполненных работ (форма №КС-2) и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. В случае изменения расчетного счета Генеральный подрядчик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, с указанием новых реквизитов расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет, несет Генеральный Подрядчик. Заказчик в целях обеспечения выполнения работ по настоящему Контракту по письменному обращению Генерального подрядчика в течение 30 дней выдает аванс в размере 10 % от общей стоимости работ, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на текущий финансовый год. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе не допускается.

 Пунктом 8.1.4 проекта контракта установлено, что Генеральный подрядчик обязан выполнять работы в пределах твердой договорной цены, указанной в п.3.1. настоящего Контракта, сдавать объем работ, предусмотренный графиком выполнения работ по Контракту путем передачи Заказчику Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3).

Раздел 9 проекта контракта содержит порядок сдачи и приемки работ, проведение экспертизы.

Пунктом 9.2 проекта контракта предусмотрено, что приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно (до 15 числа текущего месяца) в сроки, установленные графиком выполнения работ, путем подписания Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, оплата выполненных работ осуществляется в порядке, установленном пунктом 4.1 настоящего Контракта.

В пункте 9.6 проекта контракта содержится указание, что за 10 дней до полного завершения работ на объекте Генеральный подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания комиссии по приёмке объекта.

Генеральный подрядчик передает Заказчику за 3 дня до начала приемки выполненных работ по Объекту 3 экземпляра исполнительной документации, в том числе 1 экземпляр на электронном носителе с письменным подтверждением соответствия переданной документации, фактически выполненным работам (пункт 9.8 проекта контракта).

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом соблюдены требования законодательства о контрактной системе, проект контракта в части порядка оплаты и приемки выполненных работ составлен в соответствии с требованиями пункта 1 части 13 статьи 34, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

2. Довод Заявителя о несоответствии документации части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и Постановлению № 570 признается несостоятельным в силу следующее.

Согласно части 2 статьи 110.2 настоящего закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы закона принято Постановление № 570, предусматривающее виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Объектом закупки является «Дооборудование автомобильных дорог регионального значения Республики Бурятия», а не капитальный ремонт, код позиции - 42.11 20 000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов». Следовательно, Заказчик во исполнение указанных требований законодательства правомерно установил требование, согласно которым Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту виды и объемы работ из числа перечисленных ниже возможных видов и объемов работ в размере не менее 25% цены контракта.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. 

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещена проектная документация в полном объеме, не противоречащая, в том числе, Закону о контрактной системе, получившая положительное заключение государственной экспертизы (заключение АУ РБ «Госэкспертиза» от 21.11.2019 №03-1-0938-19).

При этом требования действующего законодательства РФ не предусматривают обязательного размещения в ЕИС положительного заключения государственной экспертизы достоверности стоимости определения сметной стоимости объекта строительства, которое не является частью проектной документации.

 Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Универсал-М» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны