Решение №05-32/68 Решение по жалобе гр. Алексеева на действия заказчика АО «Ве... от 13 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по результатам рассмотрения жалобы № 003/07/3-1240/2021
«13» января 2022 года г. Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
в составе: <…>,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу А.
при участии:
представителя АО «Вертолетная инновационно-промышленная компания» (далее -АО «ВИК») по доверенности № 1-ю В.,
А. (предъявлен паспорт),
УСТАНОВИЛА:
27.12.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба А. (вх. № 121) на нарушения АО «ВИК», допущенные при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ, включающие замену вышедших из строя деталей, узлов, агрегатов (извещение № 32110947303).
Рассмотрение жалобы состоялось 12.01.2022.
А. считает, что техническое задание содержит следующие ограничивающие конкуренцию положения:
-требование о наличии дилерского договора, в то время как автомобили не находятся на гарантии у дилера (срок гарантии на автомобили марки Mercedec-Benz составляет 2 года с момента первой регистрации);
-требование о наличии у участника сертификатов, подтверждающих право на ремонт автомобилей марки Mercedec, при этом согласно ОКВЭД оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта не подлежит сертификации и лицензированию;
- в проекте договора содержатся требования, отличные от технического задания;
- техническим заданием установлен радиус для оказания услуг - 500 км, следовательно, требованиям заказчика соответствует единственная организация - дилерский центр Mercedec-Benz в г. Иркутск.
Представитель АО «ВИК» с жалобой А. не согласился и заявил о её несоответствии требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции:
-в жалобе не указано наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
-в жалобе не указаны сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес;
-жалоба не содержит ссылку на нормы Закона о защите конкуренции, которые, по мнению А., нарушены АО «ВИК» при проведении рассматриваемого запроса предложений;
-к жалобе не приложены документы, на которые ссылается А., а именно: техническое задание и проект договора;
-к жалобе не приложены документы, подтверждающие участие А. в закупке, что свидетельствует об отсутствии какого-либо нарушенного права заявителя, вытекающего из содержания документации закупки.
АО «ВИК» считает, что жалоба А. на основании пункта 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежит возврату и принятие жалобы к рассмотрению жалобы свидетельствует о наличии коррупционной составляющей, так как жалоба не только не была возвращена заявителю, как этого требует законодательство, но и назначена к рассмотрению, что ставит под сомнение отсутствие в действиях сотрудников Бурятского УФАС России личной заинтересованности.
По существу жалобы представитель АО «ВИК» заявил, что требование технического задания о наличии дилерского договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ на специализированных станциях по ремонту и техническому обслуживанию регламентировано руководством по эксплуатации и сервисной документацией
(сервисными книжками) данных транспортных средств (руководства по эксплуатации (находятся в открытом доступе на сайте https://www.mercedes-benz.ru/).
АО «ВИК» руководствуясь пунктом 10.3.5 Положения о закупке, включил его в техническое задание (пункт 10.3.5 закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование).
В целях обеспечения и поддержания высокого качества обслуживания и ремонта транспортных средств и сохранения эксплуатационной безопасности на высоком уровне на заводе-производителе автомобилей марки MERCEDES-BENZ производится обучение и сертификация сотрудников специализированных станций по ремонту и техническому обслуживанию, имеющих дилерский договор на оказание таких услуг с заводом-производителем.
Специализированные станции по ремонту и техническому обслуживанию, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, заключают дилерские договоры на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств марки MERCEDES-BENZ только после прохождения отборочной конкурсной процедуры завода-производителя.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу А., а также оценив доводы АО «ВИК», изложенные в письменном отзыве исх. № 05/22-09 от 11.01.2022, установила следующее.
15.12.2021 в единой информационной системе опубликовано извещение № 32110947303 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ включающие замену вышедших из строя деталей, узлов, агрегатов для нужд АО «ВИК».
АО «ВИК» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех». Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 135-ФЗ, Законом 270-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 1.1.5 Положения при закупке продукции заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в зависимости от отнесения их к I или II группе), нормами Положения, а также правовыми актами корпорации, регламентирующими вопросы закупочной деятельности, в том числе разрабатываемыми в соответствии с настоящим Положением и принятыми в его развитие.
Пунктом 4 технического задания наряду с иными установлены следующие требования к оказанию услуг (работ):
-исполнитель должен иметь все соответствующие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающие право ведения деятельности на оказание услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ;
- наличие дилерского договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ;
-пунктом 11 (место оказания услуг) установлено, что оказание услуг (работ) осуществляется на станциях технического обслуживания исполнителя, расположенного от г. Улан-Удэ, ул. Хоринская д. 1 в радиусе не более чем 500 км, в сроки, устанавливаемые заказчиком.
В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках запрос предложений в электронной форме относится к конкурентным закупкам.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг:
-информационная открытость закупки;
-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно указанной норме Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Установление заказчиком вышеуказанных требований не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку данные требования подлежат применению ко всем без исключения участникам закупки, способным оказать услугу отвечающую требованиям заказчика, изложенным в документации о закупке и техническом задании.
Перечисленные требования к участникам закупки не свидетельствуют об ограничении количества участников торгов и обусловлены исключительно потребностью заказчика.
Таким образом, наличие в документации, техническом задании условий, которые приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора участника закупки, наиболее соответствующего требованиям заказчика.
Относительно доводов представителя АО «ВИК» о неправомерности действий антимонопольного органа при принятии жалобы А. к рассмотрению Комиссия Бурятского УФАС России отмечает следующее.
Решение вопроса о принятии жалоб к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, равно как решение вопроса о возвращении таких жалоб ввиду несоответствия их требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции относится к исключительной компетенции антимонопольного органа и Бурятским УФАС России установлена возможность принятия жалобы к рассмотрению в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
признать жалобу А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.