Решение №05-32/68 Решение по жалобе гр. Алексеева на действия заказчика АО «Ве... от 13 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения жалобы № 003/07/3-1240/2021

«13» января 2022 года                                                                            г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в составе: <…>,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу А.

при участии:

представителя АО «Вертолетная инновационно-промышленная компания» (далее -АО «ВИК») по доверенности № 1-ю В.,

А. (предъявлен паспорт),

УСТАНОВИЛА:

27.12.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба А. (вх. № 121) на нарушения АО «ВИК», допущенные при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ, включающие замену вышедших из строя деталей, узлов, агрегатов (извещение № 32110947303).

Рассмотрение жалобы состоялось 12.01.2022.

А. считает, что техническое задание содержит следующие ограничивающие конкуренцию положения:

-требование о наличии дилерского договора, в то время как автомобили не находятся на гарантии у дилера (срок гарантии на автомобили марки Mercedec-Benz составляет 2 года с момента первой регистрации);

-требование о наличии у участника сертификатов, подтверждающих право на ремонт автомобилей марки Mercedec, при этом согласно ОКВЭД оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта не подлежит сертификации и лицензированию;

- в проекте договора содержатся требования, отличные от технического задания;

- техническим заданием установлен радиус для оказания услуг - 500 км, следовательно, требованиям заказчика соответствует единственная организация - дилерский центр Mercedec-Benz в г. Иркутск.

Представитель АО «ВИК» с жалобой А. не согласился и заявил о её несоответствии требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции:

-в жалобе не указано наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

-в жалобе не указаны сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес;

-жалоба не содержит ссылку на нормы Закона о защите конкуренции, которые, по мнению А., нарушены АО «ВИК» при проведении рассматриваемого запроса предложений;

-к жалобе не приложены документы, на которые ссылается А., а именно: техническое задание и проект договора;

-к жалобе не приложены документы, подтверждающие участие А. в закупке, что свидетельствует об отсутствии какого-либо нарушенного права заявителя, вытекающего из содержания документации закупки.

АО «ВИК» считает, что жалоба А. на основании пункта 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежит возврату и принятие жалобы к рассмотрению жалобы свидетельствует о наличии коррупционной составляющей, так как жалоба не только не была возвращена заявителю, как этого требует законодательство, но и назначена к рассмотрению, что ставит под сомнение отсутствие в действиях сотрудников Бурятского УФАС России личной заинтересованности.

По существу жалобы представитель АО «ВИК» заявил, что требование технического задания о наличии дилерского договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ на специализированных станциях по ремонту и техническому обслуживанию регламентировано руководством по эксплуатации и сервисной документацией

(сервисными книжками) данных транспортных средств (руководства по эксплуатации (находятся в открытом доступе на сайте https://www.mercedes-benz.ru/).

АО «ВИК» руководствуясь пунктом 10.3.5 Положения о закупке, включил его в техническое задание (пункт 10.3.5 закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование).

В целях обеспечения и поддержания высокого качества обслуживания и ремонта транспортных средств и сохранения эксплуатационной безопасности на высоком уровне на заводе-производителе автомобилей марки MERCEDES-BENZ производится обучение и сертификация сотрудников специализированных станций по ремонту и техническому обслуживанию, имеющих дилерский договор на оказание таких услуг с заводом-производителем.

Специализированные станции по ремонту и техническому обслуживанию, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, заключают дилерские договоры на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств марки MERCEDES-BENZ только после прохождения отборочной конкурсной процедуры завода-производителя.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу А., а также оценив доводы АО «ВИК», изложенные в письменном отзыве исх. № 05/22-09 от 11.01.2022, установила следующее.

15.12.2021 в единой информационной системе опубликовано извещение № 32110947303 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ включающие замену вышедших из строя деталей, узлов, агрегатов для нужд АО «ВИК».

АО «ВИК» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех». Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 135-ФЗ, Законом 270-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1.1.1 Положения).

В соответствии с пунктом 1.1.5 Положения при закупке продукции заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в зависимости от отнесения их к I или II группе), нормами Положения, а также правовыми актами корпорации, регламентирующими вопросы закупочной деятельности, в том числе разрабатываемыми в соответствии с настоящим Положением и принятыми в его развитие.

Пунктом 4 технического задания наряду с иными установлены следующие требования к оказанию услуг (работ):

-исполнитель должен иметь все соответствующие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающие право ведения деятельности на оказание услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ;

- наличие дилерского договора на выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств марки MERCEDES-BENZ;

-пунктом 11 (место оказания услуг) установлено, что оказание услуг (работ) осуществляется на станциях технического обслуживания исполнителя, расположенного от г. Улан-Удэ, ул. Хоринская д. 1 в радиусе не более чем 500 км, в сроки, устанавливаемые заказчиком.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках запрос предложений в электронной форме относится к конкурентным закупкам.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг:

-информационная открытость закупки;

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

-целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно указанной норме Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Установление заказчиком вышеуказанных требований не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку данные требования подлежат применению ко всем без исключения участникам закупки, способным оказать услугу отвечающую требованиям заказчика, изложенным в документации о закупке и техническом задании.  

Перечисленные требования к участникам закупки не свидетельствуют об ограничении количества участников торгов и обусловлены исключительно потребностью заказчика.

Таким образом, наличие в документации, техническом задании условий, которые приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора участника закупки, наиболее соответствующего требованиям заказчика.

Относительно доводов представителя АО «ВИК» о неправомерности действий антимонопольного органа при принятии жалобы А. к рассмотрению Комиссия Бурятского УФАС России отмечает следующее.

Решение вопроса о принятии жалоб к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, равно как решение вопроса о возвращении таких жалоб ввиду несоответствия их требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции относится к исключительной компетенции антимонопольного органа и Бурятским УФАС России установлена возможность принятия жалобы к рассмотрению в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

признать жалобу А. необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны