Решение №04-50/96-2019 Жалоба ООО «АвтоСпецЦентр» признана необоснованной от 28 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 04-50/96-2019

«28» марта 2019 года город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителей ООО «АвтоСпецЦентр» (далее – Заявитель) – (доверенность от 26.03.2019 б/№),

в присутствии представителей БУ ветеринарии «Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных» (далее – Заказчик) –(доверенность от 12.10.2018 б/№), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган, Агентство) – (доверенность от 07.02.2019 № 8),

рассмотрев жалобу ООО «АвтоСпецЦентр» (вх. от 21.03.2019 № 1788) на действия аукционной комиссии БУВ «Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных» и Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей специальных с установкой подвижной дезинфекционной, с реестровым номером – 0102200001619000209 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

По мнению Заявителя, аукционная комиссия необоснованно признала заявки других участников закупки соответствующими требованиям документации, поскольку автомобили, требования к которым установлены в Документации об электронном аукционе, по своей сути являются специальными, что подразумевает наличие одобрения на данное ТС у производителя, равно как и код ОКПД.

13.02.2019 г. Заказчиком были размещены разъяснения положения документации, в соответствии с которыми было решено допустить к поставке автомобили с предоставлением Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, т.е. прошедших процедуру переоборудования органами ГИБДД, что автоматически допускало к участию в аукционе так называемых «поставщиков-доработчиков», т.е. компаний или производителей, которые не имея ОТТС, через перерегистрацию в органах ГИБДД предлагают подобную технику, игнорируя тем самым наличие кода ОКПД и название ТС "специальный", которые указаны в документации.

Таким образом, процесс изготовления автомобиля становится дешевле, и честные производители уже не могут выдержать конкуренцию с такими недобросовестными поставщиками.

В связи с этим ООО "АвтоСпецЦентр" полагает действия Заказчика незаконными, нарушающими положения федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции" и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Заказчиком представлены пояснения согласно письменного отзыва от 27.03.2019 исх. №171, в котором доводы жалобы признаются Заказчиком необоснованными, по мнению Заказчика аукционная комиссия действовала в рамках Закона о контрактной системе, аукционная документация разработана в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Представитель Уполномоченного органа также указала, что действия аукционной комиссии являются законными, поскольку правовые основания для отклонения заявок участников закупки отсутствовали.

Просила признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

11.02.2019 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения – 0102200001619000209) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 4 620 000 рублей.

14.02.2019 в аукционную документацию были внесены изменения и опубликованы в единой информационной системе.

14.03.2019 года состоялась процедура подведения итого электронного аукциона № 0102200001619000209 на поставку автомобилей специальных с установкой подвижной дезинфекционной.

По результатам проведенной процедуры аукционной комиссией оформлен протокол № 0102200001619000209/2, согласно которому победителем электронного аукциона признана заявка с порядковым номером 104448464.

Довод Заявителя о том, что заявки участников аукциона должны быть отклонен аукционной комиссией признается необоснованным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Разделом 13 Информационной карты документации об аукционе установлено, что:

- Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

*2) Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки):

-О непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

-О неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

-Об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- Об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

-Об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества

3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

4) декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов:

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ № 656):

- Копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта (в качестве подтверждения наличия специального инвестиционного контракта);

- Акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (в качестве подтверждения соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 постановления 656 (товары, указанные в пунктах 14 - 16 и 33 перечня);

- Сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными в Правилами (в качестве подтверждения страны происхождения товаров).

Указанные документы представлены в заявках участников закупки с порядковыми номерами 104448464, 104553669, 104542116 и 104535452.

Следовательно, аукционная комиссии обоснованно допустила указанных участников к участию в аукционе и выбрала победителя.

Требование о предоставлении оригинала или в установленном порядке заверенных копий действующих сертификатов соответствия и деклараций о соответствии требованиям нормативных документов на поставляемые товары или свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности и одобрения типа транспортного средства на базовое шасси не является требованием к участнику закупки, которое необходимо подтвердить на этапе подачи заявки, указанные документы предоставляются при исполнении контракта.

Также не обоснован довод Заявителя о том, что установленное в Техническом задании требование о возможности предоставления свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности и одобрения типа транспортного средства на базовое шасси фактически приводит к допуску к участию в аукционе так называемых «поставщиков-доработчиков», т.е. компаний или производителей, которые не имея ОТТС, через перерегистрацию в органах ГИБДД предлагают подобную технику, игнорируя тем самым наличие кода ОКПД и название ТС "специальный", которые указаны в документации, приводит к нарушению требований Закона о защите конкуренции и Закона о контактной системе, поскольку процесс изготовления автомобиля становится дешевле, и честные производители уже не могут выдержать конкуренцию с такими недобросовестными поставщиками.

В соответствии с требования статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Исходя из смысла вышеуказанных норм Закона потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Из смысла статьи 33 Закона следует, что, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика и экономию бюджетных средств, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует два соответствующих действующему законодательству способа оформления документов на специальные автомобили:

    1. С предоставлением одобрения типа транспортного средства (осуществляется на серийно выпускаемые модели);
    2. С предоставлением Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности через процедуру переоборудования органами ГИБДД.

Автомобиль специальный с установкой подвижной дезинфекционной не является серийно выпускаемой моделью.

Из установленных Заказчиком в техническом задании требовании «При осуществлении поставки Товара Поставщик должен предоставить: оригиналы или в установленном порядке заверенные копии действующих сертификатов соответствия и деклараций о соответствии требованиям нормативных документов на поставляемые товары или свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности и одобрения типа транспортного средства на базовое шасси» не следует, что фактически какому-то конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, а распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, т.е. всех (потенциальных) участников торгов.

Также TP ТС 018/2011 допускает переоборудование транспортных средств при соблюдении технических требований, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства.

Таким образом, аукционная документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.

Признаков нарушения Закона о защите конкуренции не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «АвтоСпецЦентр» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны