Решение (комиссия) №ЕБ/1050/24 Решение по обращению ГБУЗ «Республиканский клинический проти... от 2 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-186/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«01» апреля 2024 года                                                                                            город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

при участии представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой» (далее – ГБУЗ «РКПД», Заказчик) <...> (доверенность от 10.01.2024), генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Максимум» ИНН 0326517362 (далее – ООО «Максимум», Общество, Поставщик) <...> (приказ № 1 от 04.10.2013),

рассмотрев обращение ГБУЗ «РКПД» (вх. № 1663-ЭП/24 от 25.03.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Максимум» в связи с уклонением от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме: «Поставка продуктов питания (молочные продукты)», ИКЗ – 242032307175303260100101150011051244, номер извещения – 0302200006024000029, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам проведения электронного аукциона ООО «Максимум» признано соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе и извещению о проведении закупки. В течение регламентированного срока участник закупки не подписал проект контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обществом до заседания Комиссии представлены письменные пояснения (вх. № 1792-ЭП/24 от 29.03.2024), а также дополнительные документы (вх. № 1826-ЭП/24 от 01.04.2024).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:

11.03.2024 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0302200006024000029 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку продуктов питания (молочные продукты). Начальная (максимальная) цена контракта – 2 605 520,69 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка на участие в нем, в связи с этим на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.

На основании направленной оператором электронной площадки заявки участника закупки, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок была рассмотрена заявка, поданная на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе: по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный № 116148468 (ООО «Максимум»).

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен на электронной площадке и в ЕИС
20.03.2024.

21.03.2024 Заказчиком в ЕИС размещен документ «Проект контракта» № 1 от 21.03.2024.

В установленный срок – не позднее 22.03.2024, Исполнителем не размещены на электронной площадке документы, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя запроса котировок в электронной форме.

В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

23.03.2024 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 21.03.2024.

25.03.2024 Заказчиком размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.03.2024 № ППУ20_1» для закупки №0302200006024000029.

По смыслу подпункта «б» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании указанной нормы, Заказчик 25.03.2024 разместил в ЕИС обращение о включении информации об ООО «Максимум» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

В рассматриваемом случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку, согласно пояснениям представителя ООО «Максимум», контракт не подписан в регламентированный срок ввиду выхода из строя компьютерного оборудования, что отражено в справке от 23.03.2024, выданной ИП <...>. Согласно данной справке в период с 22.03.2024 по 23.03.2024 принадлежащий Обществу ноутбук (модель ASUS X550V-XO003H, серийный номер DBN0CV362272469, инвентарный номер 23) находился на ремонте у ИП <...> по причине замены вышедших из строя по неустановленным причинам (скачок напряжения, замыкание в сети) материнской платы. На время ремонта ноутбук не имел возможности включения.

Таким образом, пропуск срока подписания контракта произошел по причине поломки компьютера 22.03.2024, неисправность которого удалось устранить только 23.03.2024, т.е. за пределами установленного Законом о контрактной системе срока для подписания проекта контракта.

Согласно части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

ООО «Максимум» сообщило, что Общество имеет опыт успешно исполненных государственных и муниципальных контрактов в течение 10 лет, в т.ч. заключенных с Заказчиком (за 2023 год исполнено 14 контрактов на сумму 30 888 919 руб.), деятельность Поставщика носит социально-ориентированный характер. Как указывает директор Общества, 23.03.2024 после устранения неполадок в ноутбуке Общества было произведено подписание проекта контракта, кроме того, ООО «Максимум» готово исполнить контракт, поскольку необходимый товар находится на складах Общества в г. Улан-Удэ (представлен пролонгированный договор поставки от 20.03.2023 № 75/23, заключенный между ООО «Максимум» и <...>).

На основании изложенного директор Общества сообщает об отсутствии умысла в действиях Поставщика по уклонению от заключения контракта и просит не включать сведения об ООО «Максимум» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения Поставщика от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ООО «Максимум» осуществляло свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что включение сведений об ООО «Максимум» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не установлено намерение Общества в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078,

р е ш и л а:

Отказать государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой» во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Максимум» ИНН 0326517362 (юридический адрес: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пржевальского, д. 5, кв. 31) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГБУЗ «РКПТД»
ИНН 0323071753, ОГРН 1020300970447
ООО «Максимум»
ИНН 0326517362, ОГРН 1130327015829