Решение №ВГ/1330/23 Решение по обращению ГКУ РБ "Управление капитального строите... от 21 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-433/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«21» июня 2023 года                                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" -<...> (доверенность от 11.01.2022), в присутствии ИП Королюк М.А.,

рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Заказчик) (вх. от 14.06.2023 № 1775-эп/23) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Королюк Марии Александровне в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона: «Приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», номер извещения 0102200001623000757 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам Аукциона ИП Королюк Мария Александровна признана победителем, с которой 27.03.2023 заключен государственный контракт № 0102200001623000757 на приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, адрес жилого помещения: Республика Бурятия, Джидинский район, с.Петропавловка, <...> (далее – Контракт) на сумму 1 816 666,67 рублей. Срок исполнения Контракта: с момента заключения контракта в течение 65 дней.

По состоянию на 31.05.2023 ИП Королюк М.А. не исполнила принятые обязательства по контракту, конечный срок поставки нарушен, жилое помещение, соответствующее спецификации (приложение №1 к контракту), не предъявлено к приемке, не представлены необходимые документы, предусмотренные контрактом.

В связи с чем, 01.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было размещено в ЕИС 01.06.2023.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.

ИП Королюк М.А. на заседание комиссии пояснила, что намерения не исполнить контракт не имела. Для участия в аукционе ею 01.03.2023 был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры с собственником гр.<...> по адресу: Республика Бурятия, Джидинский район, с.Петропавловка, <...>.

Собственник начал подготовку документов к продаже, но органы опеки не дали разрешение на проведение сделки, т.к. гр. <...> не смогла подобрать квартиру с подходящей квадратурой для того чтобы оформить там своих несовершеннолетних детей, что привело к отказу собственника от проведения сделки по продаже квартиры.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения представленных материалов, установила следующее.

03.03.2023 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона, номер извещения – 0102200001623000757. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 816 666,67 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.03.2023 № ИЭА1 заявка ИП Королюк М.А. признана соответствующей требованиям, установленным извещением об аукционе.

Контракт между Заказчиком и Победителем заключен 27.03.2023 на сумму 1 816 666,67 рублей.

Согласно пункту 3.2 Контракта, Продавец обязуется передать Покупателю жилые помещения в течение 65 дней со дня заключения настоящего Контракта, пункт 3.3. Порядок поставки жилого помещения: поставка должна быть осуществлена в полном объеме в срок, указанный в п. 3.2. настоящего Контракта.

В установленный срок обязательства по поставке жилого помещения не исполнены, тем самым нарушены условия заключенного контракта.

01.06.2023, Заказчиком в соответствии со ст. 523 Гражданского кодекса РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, на основании п. 12.2 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта было размещено в ЕИС 01.06.2023 г.

Таким образом, датой надлежащего уведомления считается – 01.06.2023.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом изложенного, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 13.06.2023 (с учетом выходных и праздничных дней).

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1).

Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частью 16 статьи 95 настоящего Федерального закона, а именно не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, то есть не позднее 15.06.2023).

14.06.2023 Заказчиком направлено обращение о включении сведений об ИП Королюк М.А. в РНП.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Как следует из представленных документов, обязательства по контракту ИП Королюк М.А. не исполнены, жилое помещение заказчику не предъявлено.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Односторонний отказ от исполнения государственного контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ИП, выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки. Так, на дату расторжения контракта ИП не смогла предоставить квартиру ввиду отказа собственника от проведения сделки по продаже квартиры, то есть произошло по независящим от ИП Королюк М.А. обстоятельствам. Доказательством является представленный предварительный договор купли-продажи квартиры с собственником гр. <...> по адресу: Республика Бурятия, Джидинский район, с.Петропавловка, <...>.

Также Комиссией Бурятского УФАС России учтено, что Заказчик на включении в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, обращение о включении ИП Королюк М.А. в реестр недобросовестных поставщиков поступило впервые.

Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП Королюк М.А. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 1078, Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об Индивидуальном предпринимателе Королюк Марии Александровне (ИНН 380113732163), адрес (местонахождение): <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630