Решение №04-50/4144 Решение по жалобе ООО «Дельта Трейд» на действия Министерств... от 17 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
участника закупки № 003/06/33-876/2022
«15» ноября 2022 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<…>
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Дельта Трейд» <…>, доверенность от 14.09.2022 № 41, представителей Министерства здравоохранения Республики Бурятия <…>, доверенность от 14.11.2022, <…>, доверенность от 28.03.2022 № 9/2022, <…>, доверенность от 15.11.2022 № 23/2022, <…>, доверенность от 22.11.2022 № 35, представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 24.01.2022 № 8,
рассмотрев жалобу ООО «Дельта Трейд» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 09.11.2022 № 6772) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Республики Бурятия (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на поставку автоматического лабораторного биохимического анализатора множественных аналитов клинической химии ИВД в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения в республике Бурятия, № 0102200001622004383 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Заявитель указывает, что извещение сформировано с нарушением требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила №145). Заказчик в описании объекта закупки не применил соответствующий КТРУ (26.51.53.141-00000035), объяснив, что применение данной позиции каталога невозможно, так как указанные характеристики в каталоге не позволяют в полной мере Заказчику выбрать и описать анализатор биохимический согласно своим потребностям. Общество желало принять участие в закупке, однако не смогло сформировать заявку, в связи с ненадлежащим описание объекта закупки. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Заказчик, Уполномоченный орган не согласны с доводом Заявителя, считают, что положения извещения об осуществлении закупки соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Заказчиком представлен письменный отзыв на жалобу, из которого следует, что данная закупка осуществлялась для оснащения клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия. При описании наименования объекта закупки Заказчик руководствовался приказом Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н (ред. от 14.05.2021) "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" и описанием медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н.).
Заказчику требуется к поставке автоматический лабораторный биохимический анализатор множественных аналитов клинической химии ИВД, установлен код ОКПД2 - 26.51.53.141.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчик не имел возможности применить позицию КТРУ 26.51.53.141-00000035, так как она не позволяет надлежащим образом определить необходимое медицинское оборудование, а также учитывая, что достижение эффективности и результативности закупки невозможно в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, соответствующего потребности Заказчика, Заказчиком в описании объекта закупки правомерно указаны характеристики необходимого медицинского оборудования в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Примененное ОКПД дает возможность наиболее полного описания требуемого Заказчику оборудования согласно его потребностям.
При этом данные требования не привели к ограничению количества участников закупки, что подтверждается двумя поданными заявками от участников закупки, которые предложили двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, указанным в извещении, снижение составило 26% от НМЦК, что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками закупки. Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
27.10.2022 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001622004383, начальная (максимальная) цена контракта - 2 033 069,33 рублей. На участие в Аукционе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Согласно извещению наименование закупаемого товара- автоматический лабораторный биохимический анализатор множественных аналитов клинической химии ИВД, код позиции по ОКПД2 - 26.51.53.141.
В извещении об осуществлении закупки (файл: Описание объекта закупки. Технические требования) указано, что код позиции КТРУ отсутствует, а также предусмотрены общие характеристики товара и дополнительные технические характеристики.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливается Правилами № 145.
Из пункта 4 Правил №145, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Также в данной закупке установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878).
В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Правил №145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил № 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Требуемый Заказчику товар содержится в КТРУ под кодом - 26.51.53.141-00000035 «Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический" (обязательное применение – 22.02.2022). Заказчиком при описании объекта закупки в извещении не применены положения КТРУ, как, то предусмотрено пунктом 4 Правил № 145.
В силу пунктов 5, 6 Правил № 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако подпункты «а», «б» пункта 5 Правил № 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил № 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в подпункте «а» пункта 5 Правил № 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позицией каталога.
При таких обстоятельствах, в силу подпункта "а" пункта 5 Правил № 145, заказчики при описании объекта закупки обязаны применять характеристики, установленные в КТРУ, без применения дополнительных характеристик.
Заказчик устанавливая ограничение согласно Постановлению № 878, при описании объекта закупки не применил информацию в соответствии с КТРУ и указал дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ.
Таким образом, Заказчик нарушил положения пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Правила №145, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Довод Заявителя признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «Дельта Трейд» обоснованной.
- Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
- Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
- По факту выявленного нарушения передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КОАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.