Решение (комиссия) №ИБ/1757/24 Решение по обращению МБОУ «Туранская средняя общеобразовател... от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-366/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«03» июня 2024 года                                                                                           город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

в присутствии в режиме ВКС директора ООО «Гостстрой» <...>, в очном режиме представителя заказчика МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа» <...>,

рассмотрев обращение МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа» вх. от 27.05.2024 № 2891-ЭП/24 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «Гостстрой» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение капитального ремонта спортивного зала МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа» (извещение № 0302300129424000002), в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведения закупки МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа» и ООО «Гостстрой» 26.03.2024 заключен контракт на выполнение капитального ремонта спортивного зала.

Согласно условиям контракта (пунктам):

1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту спортивного зала МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа», Республика Бурятия по адресу Тункинский район, с. Туран, ул. Центральная, д. 80 по заданию Заказчика с использованием своих материалов (далее – работы), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

1.2. Объем работ, оказываемых Подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в Техническом задании, смете.

2.1. Общая стоимость работ, выполняемых по настоящему контракту, составляет 3 010 000,00 (три миллиона десять тысяч) рублей 00 коп., без НДС.

2.5. Оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем контракте. В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, с указанием новых реквизитов расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем контракте счет Подрядчика, несет Подрядчик.

Оплата Работ осуществляется Заказчиком в следующем порядке: авансовый платеж в размере 30% процентов от цены Контракта, что составляет 903 000 руб. (девятьсот три тысячи руб. коп.), производится Заказчиком в течение 7 (семи) рабочих дней после представления Подрядчиком счета на авансовый платеж.

Окончательный расчет осуществляется после исполнения обязательств Подрядчиком по выполнению работ с учетом перечисленного авансового платежа в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 (далее - документ о приемке).

Как следует из пояснений сторон и подтверждается представленной перепиской, заказчиком нарушены существенные условия контракта по своевременной оплате аванса. Письмом от 26.03.2024 подрядчик обращался к заказчику с просьбой произвести своевременную оплату, обусловленную условиями контракта. Заказчик в письме указывал на необходимость оплаты строительных материалов в связи с ростом цен.

Заказчик получил данное письмо 09.04.2024, что подтверждается отчетом об отслеживании на сайте почты России. Но ответа на данное письмо не поступило, счет не был оплачен.

В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.2 контракта 14.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту, размещено в единой информационной системе.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.05.2024.

В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта указано о том, что подрядчик не приступил к работам, претензии от 24.04.2024 № 12, неполучении ответа подрядчика. Вместе с тем, претензия заказчика размещена 13.05.2024 в единой информационной системе, за один день до размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

ООО «Гостстрой» в своих пояснениях отразило, что общество своевременно и добросовестно исполняет заключенные контракты, на протяжении всего времени занимало активную позицию в разрешении спорных вопросов и не имело намерений уклоняться от выполнения взятых на себя обязательств. Задержка обязательств Заказчика по выплате авансового платежа в значительной степени повлияла на сроки выполнения обществом работ по контракту. Кроме того, как следует из сметы объем предусмотренных контрактом работ небольшой, общество способно и намерено было выполнить в течение одного месяца, о чем заказчик был неоднократно уведомлен. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в связи с тем, что общество ранее не совершало в своей деятельности нарушений, позволяющих характеризовать компанию как недобросовестную, в практике общества есть опыт успешного исполнения государственных контрактов.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.

В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).

Комиссией установлено, что вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в Бурятское УФАС России 27.05.2024.

В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Бурятского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.

Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, не установила доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать о наличии в действиях общества недобросовестного поведения при исполнении контракта, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения сведений об ООО «Госстрой» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

отказать МБОУ «Туранская средняя общеобразовательная школа» во включении сведений в отношении ООО «Гостстрой» (ИНН 7207021666, 627144, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Зеленая, д. 2А) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

МБОУ «Туранская СОШ»
ИНН 0320001451, ОГРН 1020300858841
ООО "Гостстрой"
ИНН 7207021666, ОГРН 1227200003029