Решение (комиссия) №ИБ/2105/24 Решение по жалобе ООО «НПО «Система» на действия ГКУ РБ «Упр... от 2 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/49-454/2024

«1» июля 2024 года                                                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Научно-Производственное объединение «Система» <...>, доверенность от 08.06.2024 № 15/2024, представителя ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» <...>, доверенность от 23.10.2023 № 60, представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <...>, доверенность от 09.01.2024 № 05,

рассмотрев жалобу ООО «Научно-Производственное объединение «Система» (далее – ООО «НПО «Система», Заявитель) (вх. от 24.06.2024 № 3438-эп/24) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика – ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по формированию информационной модели, подготовке проектной, рабочей документации и выполнению инженерных изысканий по объекту «Реконструкция под кампус ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия», номер извещения – 0102200001624001575 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала его заявку несоответствующей требованиям положений закона и извещения, а именно участником закупки предоставлен договор субподряда, который не подтверждает соответствие участника дополнительным требованиям, установленным извещением и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – Постановление № 2571). Указывает, что действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает необходимость предоставления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика. Полагает, что представленные документы соответствуют требованиям, установленным извещением и Постановлением № 2571. Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Уполномоченный орган с доводом жалобы не согласился, представил письменное возражение, считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе. Комиссией Уполномоченного органа установлено, что представленный Заявителем в качестве опыта договор подряда от 09.01.2023 №47/1, заключенный между ООО «НПО «Система» и ООО «Проектный институт территориального развития» заключен в рамках исполнения обязательств по контракту № 3761203513023000001 от 31.12.2022 на выполнение работ по разработке проектной документации на благоустройство по объекту «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича», заключенного между Администрацией ГП Углич и ООО «Проектный институт территориального развития», является договором субподряда. Таким образом, Уполномоченный орган отмечает, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, не может быть признано лицом, имеющим опыт работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Следовательно, договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления № 2571. Просит признать жалобу необоснованной.

Заказчик поддержал правовую позицию Уполномоченного органа, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений сторон, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

07.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001624001575. Начальная (максимальная) цена контракта – 21 044 630,00 рублей. На участие в Аукционе подано 2 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2024 по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 52 Закона, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Заявка участника закупки с идентификационным номером заявки – 210 (ООО «НПО «Система») не соответствует требованиям Закона и извещению об осуществлении закупки.

Основание: на основании п.3 ч.12 ст.48 Закона, заявка признается несоответствующей требованиям положений Закона, извещения об осуществлении закупки в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона.

Разъяснение: Согласно ч.1 ст.49 Закона, Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкции по ее заполнению (в т.ч. согласно разделу 10 информационной карты), заявка на участие в электронном аукционе должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям к участникам закупок в соответствии с ч.2 ст.31 Закона (в соответствии с пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона).

В составе заявки на участие в аукционе представлен договор субподряда, который не подтверждает соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки и постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 (позиция 6 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 3 части 2 статьи 31 настоящего закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Во исполнение указанной нормы права, Правительством Российской Федерации принято Постановление № 2571.

В соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению № 2571 при выполнении работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Приложением № 1 к информационной карте предусмотрено требование к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе – Требования в соответствии с позицией 6 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 №2571.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению № 2571 размещены в том числе копии следующих документов:

- Договор подряда от 09.01.2023 № 47/1 оказание услуг по подготовке проектной документации на благоустройство по объекту «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича». Заказчик: Общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт территориального развития»; Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью «НПО «Система».

- Акт сдачи- приемки оказанных услуг от 10.03.2023 к договору подряда № 47/1 от 09.01.2023.

- Заключение от 20.06.2023 № 6-1-1-0004-23 объект капитального строительства - «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича», Объект проверки – проектная документация, Предмет проверки – оценка соответствия требованиям технических регламентов.

Также представлено заключение от 19.06.2023 №227-2023 Объект - «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича», Предмет проверки – проверка достоверности определения сметной стоимости.

В реестре контрактов на сайте ЕИС размещен муниципальный контракт № А46-2022 от 31.12.2022 на разработку проектной документации на благоустройство по объекту «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича» (номер реестровой записи 3761203513023000001), где заказчиком выступает Администрация городского поселения Углич, Подрядчиком: Общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт территориального развития».

Соответственно, представленный в качестве опыта Договор подряда от 09.01.2023 № 47/1 заключен в рамках исполнения обязательств по Контракту (номер реестровой записи 3761203513023000001) от 31.12.2022 на разработку проектной документации на благоустройство по объекту «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича», заключенного между Администрацией ГП Углич и ООО «Проектный институт территориального развития», является договором субподряда.

Указанные документы должны быть выданы исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации, подтверждающих наличие соответствующего опыта иных лиц, не соответствует требованиям позиции 6 приложения к Постановлению № 2571.

При этом, согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Статьей 761 ГК РФ установлено, что подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

Таким образом, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, не может быть признано лицом, имеющим опыт работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Учитывая изложенное, договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.

В результате внеплановой проверки установлено, что в Заключении от 20.06.2023 № 6-1-1-0004-23 объект капитального строительства - «Дивный Угол: возвращение Каменного ручья в общественную жизнь Углича», Объект проверки – проектная документация, Предмет проверки – оценка соответствия требованиям технических регламентов сделаны выводы по результатам рассмотрения:

3.1.Общие выводы о соответствии объекта проверки требованиям, установленным при оценке соответствия:

Разделы проектной документации: «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», подразделы проектной документации: «Система электроснабжения», «Система водоотведения», «Сети связи» соответствуют требованиям технических регламентов при выполнении рекомендаций, приведенных в п.3.2.

3.2.Рекомендации по внесению изменений в проектную документацию:

  1. Проектируемое здание сервисного павильона расположено на месте существующей сети водоснабжения. По сведениям проектной организации указанная сеть является недействующей. Перед производством работ необходимо получить сведения от эксплуатирующей организации о возможности производства работ на данном участке.

  2. Для обеспечения передвижения маломобильных групп населения по участку благоустройства и сопряжения путей движения маломобильных групп населения с внешними пешеходными коммуникациями, рекомендуется предусмотреть устройство пешеходных путей по ул.Шаркова до ввода объекта в эксплуатацию.

  1. В ходе проверки проектной документации были выявлены нарушения в части несоблюдения расстояний от стоянок машин до площадок отдыха, в связи с чем устройство площадки для стоянки автобусов на ул.О.Берггольц исключено. Рекомендуется предусмотреть указанную площадку за границами благоустройства с учетом требований таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

  2. Среди проектируемых мест для стоянки машин рекомендуется выделить не менее 10% от общего числа машино-мест для транспорта инвалидов в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020.

  3. В проектной документации рекомендуется уточнить характеристики покрытия площадок, пешеходных дорожек, тротуаров, пандусов и лестниц с учетом п.5.1.11 СП 59.13330.2020. Покрытие должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75кНУкН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4кН/кН.

  4. Работы по благоустройству предполагается осуществлять на участке, непосредственно связанном с участком в границах территории объектов культурного наследия. До начала производства работ необходимо подготовить раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и согласовать его с региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

  5. В составе исходно-разрешительной документации представлен акт государственной историко-культурной экспертизы, содержащий выводы о невозможности производства строительных и земляных работ на указанном участке по причине размещения на участке объектов археологического наследия. До начала производства работ необходимо подготовить план спасательных археологических работ и согласовать его с региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

  6. Отступления от требований задания на проектирование в части площади здания сервисного павильона, общей площади благоустройства, устройства покрытий, устройства подземной площадки для сбора мусора согласованы отдельными письмами администрации г.Углич. Рекомендуется согласовать с застройщиком проектные решения, предусмотренные в проекте с учетом представленных писем.

Исходя из требований Постановления № 2571 в качестве подтверждения опыта должно быть представлено в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Из проведенного анализа Заключения от 20.06.2023 № 6-1-1-0004-23 не следует, что оно является окончательным положительным заключением экспертизы проектной документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки Заявителя, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Довод жалобы Заявителя является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Научно-Производственное объединение «Система» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630
ООО "НПО "СИСТЕМА"
ИНН 2310180540, ОГРН 1142310007982
РАГЗ
ИНН 0323825390, ОГРН 1060323053691