Решение №003/06/33-28/2019 Решение по результатам рассмотрения жалоб участников закупки... от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб участников закупки

№ 04-50/195-2019 (003/006/33-28/2019), 04-50/196-2019 (003/06/33-29/2019)  

 

 «26» апреля 2019 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,

<…> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии,

в присутствии:

- представителей Прокуратуры Республики Бурятия» (далее – Заказчик) – <…>. (доверенность от 25.04.2019 № 19-24-2019/Нд14081-19), <…> (доверенность от 26.04.2019),

 в отсутствие представителей ООО «КоролСтрой», ООО «Молот» -  надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобы  ООО «КоролСтрой» (вх. от 19.04.2019 № 2617), ООО «Молот» (вх. от 22.04.2019 № 2653) на действия (бездействие) заказчика при проведении  электронного аукциона на право заключения государственного контракта на бюджетные инвестиции в объект капитального строительства. Строительство и ввод объекта в эксплуатацию «Административное здание прокуратуры Баунтовского района Республики Бурятия», номер извещения –0302100008819000054 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

ООО «КоролСтрой» указывает, что по позиции 117 «Листы гипсокартонные» установленные Заказчиком размеры «длина не менее 1192» противоречит ГОСТ 6266-67 «Листы гипсокартонные. Технические условия», где в таблице 1 указана длина «2000-4000», по позиции 161 «Кирпич керамический лицевой», Заказчиком расширен диапазон значений, при том что, исходя из установленных параметров, требуется условно-эффективный кирпич по классу средней плотности 1,4. Считает, что установленные Заказчиком требования вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и позволяют указать параметры, не соответствующие ГОСТам.

Также в жалобе содержится указание на нарушение статьи 21 Закона о контрактной системе, несоответствие информации содержащейся в плане-графике и в извещении о закупке в части установления дополнительных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99). 

Просит приостановить определение подрядчика, рассмотреть жалобу по существу, выдать предписание заказчику об устранении выявленных нарушений.

В жалобе ООО «Молот» также указано на нарушение требования статьи 21 Закона о контрактной системе, а именно, в извещении об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупке, несоответствующие информации, содержащейся в плане-графике, где указанные требования не установлены, что является нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду чего, просит приостановить определение подрядчика, рассмотреть жалобу по существу, выдать предписание заказчику об устранении выявленных нарушений

Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом.

Просили признать жалобы необоснованными.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

04.04.2019 года в Единой информационной системе (далее – ЕИС) было опубликовано извещение и документация о проведении Аукциона № 0302100008819000054 в действующей редакции. Начальная (максимальная) цена контракта – 28 274 660,00 рублей.

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.

Территориальные антимонопольные органы осуществляют Контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Таким образом, осуществление контроля при планировании закупок, не входит в полномочия Бурятского УФАС России и доводы жалоб о нарушении требований статьи 21 Закона о контрактной системе не могут быть оценены Комиссией Бурятского УФАС России.

Кроме того, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ №99, установлены Заказчиком правомерно.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Так, Постановлением Правительства РФ № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Во исполнение вышеуказанных требований, Заказчиком в документации об аукционе, установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Доводы жалобы ООО «КоролСтрой», что установленные Заказчиком требования по позициям 117 «Листы гипсокартонные» и 161 «Кирпич керамический лицевой» вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и позволяют указать параметры, не соответствующие ГОСТам, признаются Комиссией Бурятского УФАС России несостоятельными ввиду следующего:

1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Приложением № 8 к проекту контракта документации об аукционе предусмотрены Требования к материалам, используемым при выполнении работ. Также содержится подробная инструкция по заполнению заявки.

В инструкции по заполнению заявки участником закупки (приложение №5 к документации об аукционе) указано: «В случае если необходимый для производства работ товар не производится по государственному стандарту либо государственный стандарт на него отсутствует или устарел – показатели принимаются Заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены. Данные требования обязательны для выполнения и приняты Заказчиком с целью расширения доступа к участию в аукционе для товаров, не сертифицированных по ГОСТ, но имеющих требуемые Заказчиком характеристики, а также для описания товаров, на которые отсутствуют государственные стандарты. Все поставляемые товары должны быть новыми товарами (товарами, которые не были в употреблении, в ремонте, в том числе, которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, маркировка и упаковка всех поставляемых товаров должна соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным Заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но в конкретных случаях отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации».

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «КоролСтрой», ООО «Молот» необоснованными;

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны