Решение б/н Решение по жалобе ООО «Домрал» действия Республиканского аге... от 13 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/10/18.1-1175/2021, № 003/10/18.1-1223/2021

«13» января 2022 года                                                                         г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Домрал» <…>, доверенность от 12.01.2022 № 2/8, представителя ИП <…> по доверенности от 23.12.2021 <…>, представителей Республиканского агентства лесного хозяйства <…>, доверенность от 03.08.2021 № 233/2021, <…>, доверенность от 01.01.2021 № 75/2021, <…>, доверенность от 21.01.2021 №96/2022,

рассмотрев жалобы ООО «Домрал» (вх. от 16.12.2021 № 8059), ИП <…> (вх. от 27.12.2021 № 8298) на действия конкурсной комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства (далее – Организатор конкурса, Агентство) при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, № 011021/0961436/03 (далее – Конкурс),  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В соответствии с уведомлением от 17.12.2021 рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2021 в 13:00 часов. Бурятское УФАС России в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомило стороны о продлении срока принятия решения по жалобе ООО «Домрал» и назначило к рассмотрению на 13.01.2021 в 13:00 часов. Жалоба ИП <…> назначена уведомлением от 27.12.2021 к рассмотрению на 13.01.2021 в 13:00 часов.

ООО «Домрал» не согласно с решением конкурсной комиссии, указывает, что в протоколе содержится неправомерное основание для отказа в допуске к участию в конкурсе – заявка составлена с нарушением требований конкурсной документации, п. 3 ч. 21 ст. 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ): представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса, заявление об организации и проведении конкурса. Все требуемые Организатором конкурса документы в виде заполненных приложений Обществом представлены в составе заявки. ООО «Домрал» в приложениях № 2, № 6 заявки указало объекты и оборудование глубокой переработки древесины, с приложением технических документов на оборудование, а также документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, включенных в каталог объектов и оборудования. Представленное оборудование способно выпускать продукцию в соответствии с Перечнем продукции переработки древесины, виды которой определены Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 347-р. Сведения, предусмотренные извещением, по форме согласно приложениям 2-8, включены в содержание критериев оценки заявок участников конкурса, соответственно не могут являться условием отказа в допуске к участию в конкурсе. Возможное непредставление в составе заявки сведений о производстве продукции за 3 года, предшествующих дате подачи заявки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Просит признать жалобу необоснованной и отменить результаты Конкурса.

ИП <…> указывает, что в протоколе заседания конкурсной комиссии, а также в уведомлении об отказе в допуске к участию в Конкурсе не содержатся сведения о нарушениях требований конкурсной документации, заявителю непонятно основание отказа. Кроме того, указывает о разночтениях, содержащихся в извещении и в протоколе заседания конкурсной комиссии по площади лесного участка. Сообщает, что Агентство в нарушение части 12 статьи 18.1 Закона о контрактной системе не уведомило его как участника конкурса о поданной жалобе ООО «Домрал». Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушения.

Республиканское агентство лесного хозяйства пояснило, что заявка ООО «Домрал» составлена с нарушением требований п.5 конкурсной документации. В пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, соответственно произвести расчет дополнительной  потребности в древесине не представляется возможным. В каталоге объектов глубокой переработки древесины год приобретения указан 2021, сведения об иных объектах оборудования не представлены, что свидетельствует об отсутствии подтверждения дополнительной потребности в древесине.

Относительно жалобы ИП <…> Агентство пояснило, что заявка ИП <…> составлена с нарушением требований ч. 3 ст. 21 ЛК РФ, а именно перечень продукции переработки древесины, указанной в заявлении не соответствует перечню продукции, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 347-р. Основанием для отказа явился п. 3 ч. 21 ст. 80.1 ЛК РФ. В остальной части жалобы, Организатором конкурса пояснения не представлены.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов, Комиссия установила следующее.

01.10.2021 на официальном сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины № 011021/0961436/03.

Организатором конкурса выступило Республиканское агентство лесного хозяйства.

Предмет конкурса - право заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Характеристика лесного участка:

Местоположение: Республика Бурятия, МО «Прибайкальский район», Прибайкальское лесничество, Покровское участковое лесничество, кварталы: 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 107, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, Технический участок № 6 СПК "Юговский", кварталы: 1, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 22, 24, 25, 26, кадастровые номера лесных участков – 03:16:000000:11462; 03:16:000000:11428; 03:16:000000:11442; 03:16:000000:11427; 03:16:510106:196; 03:16:000000:11441; 03:16:000000:11438; 03:16:510106:197; 03:16:000000:11444; 03:16:000000:11439; 03:16:000000:11437; 03:16:000000:11450; 03:16:000000:11451; 03:16:000000:11429; 03:16:000000:11443; 03:16:000000:11449; 03:16:510106:56; 03:16:510106:57; 03:16:510107:92; 03:16:000000:221.

По данным Государственного лесного реестра площадь лесного участка составила - 16022,0 га, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га.

Ежегодный объем, подлежащий заготовке древесины 6,1 тыс. куб. м.

Обременения, ограничение прав на лесной участок отсутствуют.

Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) – 269 000 рублей. Срок аренды – 49 лет. Размер задатка 269 000 рублей.

Разрешенный вид использования - заготовка древесины.

1. В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

Конкурс проведен на основании приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 30.09.2021 № 1028 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины».

В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи: документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.

В соответствии с частью 5 статьи 80.1 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЮЩИХСЯ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ, ПОРЯДКА И СПОСОБОВ ПОДАЧИ УКАЗАННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И ПРИЛАГАЮЩИХСЯ К НЕМУ ДОКУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМАТУ ТАКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОДАЧИ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА» (далее – Приказ № 303) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядок и способы подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требования к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа.

В соответствие с пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № 303 в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;

в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;

г) местоположение и площадь лесного участка;

д) кадастровый номер лесного участка;

е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

Согласно пункту 3 приложения № 1 к Приказу № 303 к заявлению прилагаются следующие документы:

а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 данного Порядка;

б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 данного Порядка;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

Пунктом 4 приложения № 1 к Приказу № 303 установлено, что вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить следующие сведения, в т.ч.

г) сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года.

В соответствии с пунктом 5 приложения № 1 к Приказу № 303 в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.

На основании приложения № 1 к Приказу № 303 к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:

а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;

б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;

в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.

В приложении №1 к конкурсной документации указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в т.ч. данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5); копии документов, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов, согласно приложению № 7 к Конкурсной документации (пункт 7); Соглашение о задатке в 2 экземплярах согласно приложению № 9 к Конкурсной документации (пункт 9).

         Таким образом, Организатор Конкурса нарушил требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, установив излишние требования к составу заявки.

2.      Согласно части 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;

2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;

4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

На участие в конкурсе подано 3 заявки. В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 ООО «Домрал» и ИП <…> отказано в допуске к участию в конкурсе по следующему основанию: заявка составлена с нарушением требований конкурсной документации, п. 3 ч. 21 ст. 80.1 ЛК РФ: «Представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса».

Относительно отклонения заявки ООО «Домрал», Комиссия Бурятского УФАС России считает, что Обществу обоснованно отказано в допуске к участию в Конкурсе.  

Документы, представленные ООО «Домрал» в составе заявки не подтверждают дополнительную потребность в древесине.

Частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ предусмотрено, что к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

В соответствии с пунктом 7 Методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475 (далее – Методика) для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:

а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;

б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;

в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;

г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.

Установлено, что за 3 года, предшествующих году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет какие-либо сделки с древесиной, осуществленные ООО «Домрал» не зарегистрированы. Само Общество в заявке указало, что за отчетный период сделки с древесиной не проводились.

Комиссия пришла к выводу о том, что по смыслу статьи 80.1 ЛК РФ, а также рассматриваемой методики, значение слова «дополнительная потребность» подразумевает, что у лесопользователя уже есть лесные участки, которые используются им в своей деятельности, при этом его оборудование позволяет производить больше, дополнительно к установленному объему.

В данном же случае, Общество, не имея сделки с древесиной за указанный период, рассчитало не дополнительный, а возможный объем древесины, требующийся для производства продукции на имеющемся оборудовании.

Таким образом, в действиях комиссии Организатора конкурса отсутствует нарушение требования лесного законодательства. Конкурсная комиссия правомерно рассмотрела представленные документы в составе заявки именно на стадии проведения процедуры рассмотрения заявок.

Довод ИП <…> о том, что в протоколе заседания конкурсной комиссии не содержатся сведения о нарушениях требований конкурсной документации, в связи с чем, заявителю непонятно основание отказа, признается обоснованным.

Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 какое-либо обоснование отказа в допуске к участию в Конкурсе не содержит.

Антимонопольный орган считает, что отсутствие в протоколе информации о причинах отклонения заявки способно привести к ограничению конкуренции, поскольку влечет невозможность для заявителей оперативно получить и своевременно принять необходимые меры по обжалованию принятого решения, без обоснования причин отклонения заявки невозможно определить законность принятого решения, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор конкурса действие (бездействие) которого обжалуется, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. В нарушение указанной нормы закона, Организатор конкурса не известил ИП <…>, являющегося участником Конкурса, о факте поступления жалобы ООО «Домрал». Какие-либо пояснения в указанной части и документы, подтверждающие факт уведомления ИП <>..>, Комиссии не представлено. Следовательно, Агентством допущено нарушение части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Довод относительно разночтений, содержащихся в извещении и в протоколе заседания конкурсной комиссии по площади лесного участка, признается несостоятельным.

В извещении о проведении Конкурса установлено, что по данным Государственного лесного реестра площадь лесного участка составила - 16022,0 га, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га. В протоколе заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 указано, что с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га. Следовательно, указанная информация не является противоречивой и не вводит участников торгов в заблуждение.

Изучив заявку ИП <…>, Комиссия установила, что его заявка в полном объеме содержала все сведения, предусмотренные конкурсной документацией. Обоснование в дополнительной потребности представлено и дополнительная потребность подтверждена заявителем. Следовательно, конкурсная комиссия допустила нарушение пункта 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, неправомерно отказав в допуске к участию в Конкурсе ИП <…>.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Домрал» необоснованной.
  2. Признать жалобу ИП <…> обоснованной.
  3. Признать конкурсную комиссию Республиканского агентства лесного хозяйства нарушившей пункт 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
  4. Признать Республиканское агентство лесного хозяйства нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ
  5. Выдать обязательное для исполнения предписание.
  6. Передать материалы рассмотрения жалоб должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны