Решение б/н Решение по жалобе ООО «Домрал» действия Республиканского аге... от 13 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
№ 003/10/18.1-1175/2021, № 003/10/18.1-1223/2021
«13» января 2022 года г. Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <…>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Домрал» <…>, доверенность от 12.01.2022 № 2/8, представителя ИП <…> по доверенности от 23.12.2021 <…>, представителей Республиканского агентства лесного хозяйства <…>, доверенность от 03.08.2021 № 233/2021, <…>, доверенность от 01.01.2021 № 75/2021, <…>, доверенность от 21.01.2021 №96/2022,
рассмотрев жалобы ООО «Домрал» (вх. от 16.12.2021 № 8059), ИП <…> (вх. от 27.12.2021 № 8298) на действия конкурсной комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства (далее – Организатор конкурса, Агентство) при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, № 011021/0961436/03 (далее – Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В соответствии с уведомлением от 17.12.2021 рассмотрение жалобы назначено на 27.12.2021 в 13:00 часов. Бурятское УФАС России в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомило стороны о продлении срока принятия решения по жалобе ООО «Домрал» и назначило к рассмотрению на 13.01.2021 в 13:00 часов. Жалоба ИП <…> назначена уведомлением от 27.12.2021 к рассмотрению на 13.01.2021 в 13:00 часов.
ООО «Домрал» не согласно с решением конкурсной комиссии, указывает, что в протоколе содержится неправомерное основание для отказа в допуске к участию в конкурсе – заявка составлена с нарушением требований конкурсной документации, п. 3 ч. 21 ст. 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ): представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса, заявление об организации и проведении конкурса. Все требуемые Организатором конкурса документы в виде заполненных приложений Обществом представлены в составе заявки. ООО «Домрал» в приложениях № 2, № 6 заявки указало объекты и оборудование глубокой переработки древесины, с приложением технических документов на оборудование, а также документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, включенных в каталог объектов и оборудования. Представленное оборудование способно выпускать продукцию в соответствии с Перечнем продукции переработки древесины, виды которой определены Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 347-р. Сведения, предусмотренные извещением, по форме согласно приложениям 2-8, включены в содержание критериев оценки заявок участников конкурса, соответственно не могут являться условием отказа в допуске к участию в конкурсе. Возможное непредставление в составе заявки сведений о производстве продукции за 3 года, предшествующих дате подачи заявки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Просит признать жалобу необоснованной и отменить результаты Конкурса.
ИП <…> указывает, что в протоколе заседания конкурсной комиссии, а также в уведомлении об отказе в допуске к участию в Конкурсе не содержатся сведения о нарушениях требований конкурсной документации, заявителю непонятно основание отказа. Кроме того, указывает о разночтениях, содержащихся в извещении и в протоколе заседания конкурсной комиссии по площади лесного участка. Сообщает, что Агентство в нарушение части 12 статьи 18.1 Закона о контрактной системе не уведомило его как участника конкурса о поданной жалобе ООО «Домрал». Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушения.
Республиканское агентство лесного хозяйства пояснило, что заявка ООО «Домрал» составлена с нарушением требований п.5 конкурсной документации. В пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, соответственно произвести расчет дополнительной потребности в древесине не представляется возможным. В каталоге объектов глубокой переработки древесины год приобретения указан 2021, сведения об иных объектах оборудования не представлены, что свидетельствует об отсутствии подтверждения дополнительной потребности в древесине.
Относительно жалобы ИП <…> Агентство пояснило, что заявка ИП <…> составлена с нарушением требований ч. 3 ст. 21 ЛК РФ, а именно перечень продукции переработки древесины, указанной в заявлении не соответствует перечню продукции, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 347-р. Основанием для отказа явился п. 3 ч. 21 ст. 80.1 ЛК РФ. В остальной части жалобы, Организатором конкурса пояснения не представлены.
В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов, Комиссия установила следующее.
01.10.2021 на официальном сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины № 011021/0961436/03.
Организатором конкурса выступило Республиканское агентство лесного хозяйства.
Предмет конкурса - право заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
Характеристика лесного участка:
Местоположение: Республика Бурятия, МО «Прибайкальский район», Прибайкальское лесничество, Покровское участковое лесничество, кварталы: 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 107, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, Технический участок № 6 СПК "Юговский", кварталы: 1, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 22, 24, 25, 26, кадастровые номера лесных участков – 03:16:000000:11462; 03:16:000000:11428; 03:16:000000:11442; 03:16:000000:11427; 03:16:510106:196; 03:16:000000:11441; 03:16:000000:11438; 03:16:510106:197; 03:16:000000:11444; 03:16:000000:11439; 03:16:000000:11437; 03:16:000000:11450; 03:16:000000:11451; 03:16:000000:11429; 03:16:000000:11443; 03:16:000000:11449; 03:16:510106:56; 03:16:510106:57; 03:16:510107:92; 03:16:000000:221.
По данным Государственного лесного реестра площадь лесного участка составила - 16022,0 га, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га.
Ежегодный объем, подлежащий заготовке древесины 6,1 тыс. куб. м.
Обременения, ограничение прав на лесной участок отсутствуют.
Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) – 269 000 рублей. Срок аренды – 49 лет. Размер задатка 269 000 рублей.
Разрешенный вид использования - заготовка древесины.
1. В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
Конкурс проведен на основании приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 30.09.2021 № 1028 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины».
В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи: документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 80.1 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЮЩИХСЯ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ, ПОРЯДКА И СПОСОБОВ ПОДАЧИ УКАЗАННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И ПРИЛАГАЮЩИХСЯ К НЕМУ ДОКУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМАТУ ТАКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОДАЧИ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА» (далее – Приказ № 303) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядок и способы подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требования к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа.
В соответствие с пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № 303 в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
Согласно пункту 3 приложения № 1 к Приказу № 303 к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 данного Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 данного Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Пунктом 4 приложения № 1 к Приказу № 303 установлено, что вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить следующие сведения, в т.ч.
г) сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года.
В соответствии с пунктом 5 приложения № 1 к Приказу № 303 в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
На основании приложения № 1 к Приказу № 303 к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
В приложении №1 к конкурсной документации указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в т.ч. данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5); копии документов, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов, согласно приложению № 7 к Конкурсной документации (пункт 7); Соглашение о задатке в 2 экземплярах согласно приложению № 9 к Конкурсной документации (пункт 9).
Таким образом, Организатор Конкурса нарушил требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, установив излишние требования к составу заявки.
2. Согласно части 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;
2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;
3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;
4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
На участие в конкурсе подано 3 заявки. В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 ООО «Домрал» и ИП <…> отказано в допуске к участию в конкурсе по следующему основанию: заявка составлена с нарушением требований конкурсной документации, п. 3 ч. 21 ст. 80.1 ЛК РФ: «Представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса».
Относительно отклонения заявки ООО «Домрал», Комиссия Бурятского УФАС России считает, что Обществу обоснованно отказано в допуске к участию в Конкурсе.
Документы, представленные ООО «Домрал» в составе заявки не подтверждают дополнительную потребность в древесине.
Частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ предусмотрено, что к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
В соответствии с пунктом 7 Методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475 (далее – Методика) для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Установлено, что за 3 года, предшествующих году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет какие-либо сделки с древесиной, осуществленные ООО «Домрал» не зарегистрированы. Само Общество в заявке указало, что за отчетный период сделки с древесиной не проводились.
Комиссия пришла к выводу о том, что по смыслу статьи 80.1 ЛК РФ, а также рассматриваемой методики, значение слова «дополнительная потребность» подразумевает, что у лесопользователя уже есть лесные участки, которые используются им в своей деятельности, при этом его оборудование позволяет производить больше, дополнительно к установленному объему.
В данном же случае, Общество, не имея сделки с древесиной за указанный период, рассчитало не дополнительный, а возможный объем древесины, требующийся для производства продукции на имеющемся оборудовании.
Таким образом, в действиях комиссии Организатора конкурса отсутствует нарушение требования лесного законодательства. Конкурсная комиссия правомерно рассмотрела представленные документы в составе заявки именно на стадии проведения процедуры рассмотрения заявок.
Довод ИП <…> о том, что в протоколе заседания конкурсной комиссии не содержатся сведения о нарушениях требований конкурсной документации, в связи с чем, заявителю непонятно основание отказа, признается обоснованным.
Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 какое-либо обоснование отказа в допуске к участию в Конкурсе не содержит.
Антимонопольный орган считает, что отсутствие в протоколе информации о причинах отклонения заявки способно привести к ограничению конкуренции, поскольку влечет невозможность для заявителей оперативно получить и своевременно принять необходимые меры по обжалованию принятого решения, без обоснования причин отклонения заявки невозможно определить законность принятого решения, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, согласно части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор конкурса действие (бездействие) которого обжалуется, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. В нарушение указанной нормы закона, Организатор конкурса не известил ИП <…>, являющегося участником Конкурса, о факте поступления жалобы ООО «Домрал». Какие-либо пояснения в указанной части и документы, подтверждающие факт уведомления ИП <>..>, Комиссии не представлено. Следовательно, Агентством допущено нарушение части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Довод относительно разночтений, содержащихся в извещении и в протоколе заседания конкурсной комиссии по площади лесного участка, признается несостоятельным.
В извещении о проведении Конкурса установлено, что по данным Государственного лесного реестра площадь лесного участка составила - 16022,0 га, при этом из лесного участка с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га. В протоколе заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса от 08.12.2021 указано, что с учетом требований лесного и земельного законодательства РФ, образованы земельные участки с общей площадью 15841,09 га. Следовательно, указанная информация не является противоречивой и не вводит участников торгов в заблуждение.
Изучив заявку ИП <…>, Комиссия установила, что его заявка в полном объеме содержала все сведения, предусмотренные конкурсной документацией. Обоснование в дополнительной потребности представлено и дополнительная потребность подтверждена заявителем. Следовательно, конкурсная комиссия допустила нарушение пункта 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, неправомерно отказав в допуске к участию в Конкурсе ИП <…>.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «Домрал» необоснованной.
- Признать жалобу ИП <…> обоснованной.
- Признать конкурсную комиссию Республиканского агентства лесного хозяйства нарушившей пункт 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
- Признать Республиканское агентство лесного хозяйства нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ
- Выдать обязательное для исполнения предписание.
- Передать материалы рассмотрения жалоб должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.