Определение №05-11/1475 Определение о назначении к рассмотрению дела в отношении ПА... от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 003/01/10-340/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства

к рассмотрению

21 апреля 2022 г.                              г. Улан-Удэ        

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Бурятское УФАС России через Прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ для проверки и принятия правового решения поступило обращение индивидуального предпринимателя Бородиной М.А. (вх. от 20.01.2021 № 244) на предмет выявления признаков нарушения ПАО «ТГК-14» (672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, 23, ИНН 7534018889) в лице филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» антимонопольного законодательства, в части воспрепятствования осуществлению ИП Бородиной М.А. обязанности провести поверку приборов учета, предусмотренной пунктом 84 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее–Правила № 1034), незаконного удержания приборов учета предпринимателя в период с 03.12.2020 до 22.11.2020, что повлекло начисление предпринимателю оплаты по договорным нагрузкам.

По факту выявленного нарушения Прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ в адрес ПАО «ТГК-14» (далее-Общество) внесено представление от 11.01.2021 № 2593ж-2020, которым Обществу предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь, решить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности, о дате и времени рассмотрения уведомить прокурора района в письменной форме, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору района в письменном виде в месячный срок со дня его внесения с приложением подтверждающих документов.

ПАО «ТГК-14», не согласившись с указанным представлением Прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным и отмене представления от 11.01.2021 № 2593ж-2020.

В соответствии с частью 11 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) принятие решения по результатам рассмотрения обращения ИП Бородиной М.А. было отложено до принятия и вступления в силу судебного решения по делу № А10-326/2021 выводы по которому имели значение для результатов рассмотрения обращения.

Арбитражный суд Республики Бурятия решением от 20.05.2021 отказал ПАО «ТГК-14» в удовлетворении заявленных требований, постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2021 и постановлением кассационной инстанции от 14.01.2022 решение первой инстанции оставлено без изменения. Определением Верховного суда РФ от 15.04.2022 ПАО «ТГК-14» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

Из материалов обращения индивидуального предпринимателя Бородиной М.А. следует, что, между ПАО «ТГК-14» и ИП Бородиной М.А. заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 01.10.2019 № 6499.

Сотрудниками ПАО «ТГК-14» 11 и 18 ноября 2020 года выведены из коммерческого учета приборы учета потребителя, расположенные по адресам: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 1 и ул. 502 км, д. 160, по причине их некорректной работы.

В акте от 18.11.2020 № 04-0001259 и письме от 23.11.2020 ПАО «ТГК-14» сообщило потребителю о необходимости проведения внеочередной поверки приборов учета. В акте от 18.11.2020 имеются письменные дополнения представителя ИП Бородиной М.А. об отказе в проведении поверки за свой счет, возможности проведения поверки за счет ПАО «ТГК-14».

Письмом от 27.11.2020 ИП Бородина М.А. просила о принятии приборов учета и проведении поверки в кратчайшие сроки. Приборы учета по адресам: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 1 и ул. 502 км, д. 160 демонтированы 03.12.2020 и переданы в ПАО «ТГК-14» для проведения поверки, о чем составлены акты.

ИП Бородина М.А. 08.12.2020 обратилась в ПАО «ТГК-14» с письмом об уточнении сроков проведения поверки и ее проведении в кратчайшие сроки.

ИП Бородиной М.А. в адрес ПАО «ТГК-14» направлено письмо от 09.12.2020 № 16 о возвращении приборов учета для самостоятельной поверки, письмо получено обществом 09.12.2020. 10 и 15 декабря 2020 года представители ИП Бородиной М.А. обращались в офис ПАО «ТГК-14» с просьбой о возвращении приборов учета для проведения предпринимателем поверки. В возврате приборов учета было отказано. Фактически приборы учета были получены ИП Бородиной М.А. 22.12.2020.

При этом, ПАО «ТГК-14» выставило предпринимателю требование об авансовой оплате за теплоэнергию в два раза больше фактического потребления за аналогичный период прошлого отопительного сезона.

Как установлено судом и следует из материалов дела № А10-326/2021, частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закона о теплоснабжении) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя (далее также – коммерческий учет) понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (пункт 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

 В силу положений частей 2, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пунктов 5, 31 Правил № 1034 по общему правилу, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета.

В пункте 14 Правил № 1034 установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

На основании части 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункта 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность приборов учета; в) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В соответствии с пунктом 58 Правил № 1034 узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

Согласно пункту 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета теплоэнергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Как следует из пункта 74 Правил № 1034 за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 84 Правил № 1034, при возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя.

В настоящем случае, с учетом установленной пунктом 84 Правил № 1034 обязанности, именно ИП Бородина М.А., как владелец узла учета должна была проводить поверку спорных приборов учета после возникновения разногласий по их работе.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что ПАО «ТГК14», не передав приборы учета по требованию предпринимателя, воспрепятствовало осуществлению ИП Бородиной М.А. возложенной на нее пунктом 84 Правил № 1034 обязанности провести поверку спорных приборов учета, и незаконно удерживало их в период с 03.12.2020 до 22.12.2020.

Судом отклонён довод общества о возможности проведения поверки предпринимателем в период с 18.11.2020 (момент выведения второго прибора учета из коммерческого учета) и до 03.12.2020 (момент демонтажа приборов учета и передачи ПАО «ТГК-14»).

Как следует из содержания пункта 84 Правил № 1034 внеочередная поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, проводится с обязательным участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя. В письме от 27.11.2020 ИП Бородина М.А. просила о принятии приборов учета и проведении поверки в кратчайшие сроки, также указала, что приборы учета готовы к передаче с 20.11.2020, однако сотрудники общества только 03.12.2020 произвели демонтаж прибора учета. То есть предприниматель самостоятельно не могла произвести поверку приборов в отсутствии представителя теплоснабжающей организации в период до 03.12.2020.

В результате необоснованного удержания приборов учета предприниматель фактически был лишен возможности провести их поверку и принять меры для ввода в эксплуатацию в более ранние сроки. Кроме того, отсутствие измерительных устройств повлекло начисление предпринимателю оплаты по договорным нагрузкам.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Поскольку ПАО «ТГК-14» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услугу теплоснабжения в географических границах г. Улан-Удэ, потребители не имеют возможности обратиться к иному продавцу за получением услуги в соответствии с действующим законодательством, действия Общества являются злоупотреблением доминирующим положением.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав хозяйствующих субъектов.

Исследовав и оценив материалы обращения ИП Бородиной М.А., выводы, сделанные судом по делу № А10-326/2021, Бурятское УФАС России усматривает в действиях ПАО «ТГК-14» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части воспрепятствования осуществлению ИП Бородиной М.А. обязанности, предусмотренной пунктом 84 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, провести поверку приборов учета, незаконного удержания приборов учета предпринимателя в период с 03.12.2020 до 22.11.2020, что повлекло начисление предпринимателю оплаты по договорным нагрузкам, результатом которого является ущемление интересов ИП Бородиной М.А.

На основании изложенного издан приказ Бурятского УФАС России от 21.04.2022 № 29 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «ТГК-14» (672000, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 003/01/10-340/2022 к рассмотрению на 17.05.2022 в 10.00 часов по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672000, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242),

заявителя индивидуального предпринимателя Бородину М.А. (670045, г. Улан-Удэ. ул. 502 км, д. 160),

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ (670002, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 9 «б»).

  1. ПАО «ТГК-14» представить в срок до 17.05.2022 письменные пояснения по обстоятельствам дела, с приложением документов, подтверждающих правовую позицию. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны