Решение (комиссия) №ИБ/18/24 Решение по обращению ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» о вклю... от 9 января 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-853/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«27» декабря 2023 года                                                                                                   г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии директора общества с ограниченной ответственностью «Навигационно-информационные системы Бурятии» ИНН 0323356614 (далее – ООО «НИС Бурятии», Общество, Исполнитель) <...> и представителя по доверенности от 25.12.2023 <...>, в отсутствие представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 3» (далее – ГБУЗ «ГП № 3», Заказчик), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения,

рассмотрев обращение ГБУЗ «ГП № 3» (вх. № 5174-ЭП/23 от 21.12.2023) о включении сведений об ООО «НИС Бурятии» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме: «Оказание услуг по техобслуживанию абонентских модулей», № извещения – 0302300048023000068, ИКЗ – 232032305351403230100102010013313323 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «НИС Бурятии» с приложением протокола от 19.12.2023 об уклонении участника закупки от заключения контракта.

Общество представило письменные пояснения (вх. № 5268-ЭП/23 от 26.12.2023), из которых следует, что проект контракта был подписан 18.12.2023 в период нестабильной работы сети Интернет. Позднее Исполнитель установил, что в офисе по месту расположения ООО «НИС Бурятии» произошел сбой в работе услуг по предоставлению сети Интернет, в связи с этим подписание проекта контракта было осуществлено только 19.12.2023.

ООО «НИС Бурятии» сообщает, что подобный случай в его деятельности является первичным, намеренного умысла уклонения от заключения контракта Общество не имело, кроме того, было уверено, что контракт подписан в установленный срок. Исполнитель также сообщил, что с 2015 года им без нарушений исполнено 38 контрактов на общую сумму 3,3 млн. руб., в том числе контракты с ГБУЗ «ГП № 3».

В подтверждение вышеуказанных обстоятельств Исполнителем представлена соответствующая переписка.

Общество просит отнести вышеуказанные обстоятельства к форс-мажорным и не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:

05.12.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок № 0302300048023000068. Начальная (максимальная) цена контракта – 64 800,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 контракт заключается с участником закупки идентификационный № 115561876.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен на электронной площадке и в ЕИС 14.12.2023 16:59 (МСК+5).

15.12.2023 04:05 (МСК+5) Заказчиком в ЕИС размещен проект контракта.

В установленный Законом о контрактной системе срок – не позднее 18.12.2023, Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 19.12.2023 00:01 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 15.12.2023.

19.12.2023 12:11 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Проект контракта, подписанный поставщиком» от 19.12.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 19.12.2023 17:26 (МСК+5):

- Размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.12.2023 № ППУ20_1;

- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 030230004800000002.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

Комиссия Бурятского УФАС России, выслушав пояснения представителей ООО «НИС Бурятии», изучив представленные материалы, установила следующее.

18.12.2023 Общество обратилось к арендодателю помещения, где расположен офис ООО «НИС Бурятии» – ООО «Центр деловых инициатив «Партнер», с просьбой указать причины перебоев в электроснабжении и принять меры для их устранения.

19.12.2023 представлен ответ о том, что из-за промерзания специализированного оборудования на электросетях МРСК Сибири часто возникают аварии, в связи с чем ООО «Центр деловых инициатив «Партнер» не может в полной мере контролировать ситуацию с подачей электроэнергии в арендуемое Исполнителем помещение.

Контракт не был подписан в регламентированный срок по причине выхода из строя блока питания устройства TP-Link Archer C6 из-за перепада напряжения, что подтверждается актом осмотра и технического освидетельствования от 19.12.2023. Согласно данному акту самозанятый <...> 19.12.2023 произвел диагностику оборудования и локальной сети (ЛВС), заменил блок питания.

Учитывая изложенное, фактически подписание контракта Обществом осуществлено за пределами регламентированного срока после восстановления работоспособности оборудования – 19.12.2023.

О возникновении проблем с подписанием контракта Исполнитель сообщил Заказчику 19.12.2023 письмом № 234, приложив переписку с ООО «Центр деловых инициатив «Партнер».

ООО «НИС Бурятии» представлено письмо Заказчика (вх. № 5284-ЭП/23 от 26.12.2023) об отсутствии существенных причин для отклонения заключения контракта и внесения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения Исполнителя от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ООО «НИС Бурятии» осуществляло свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что включение сведений об ООО «НИС Бурятии» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не установлено намерение Общества в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078

р е ш и л а:

Отказать государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 3» во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Навигационно-информационные системы Бурятии» ИНН 0323356614 (адрес: 670049, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Домостроительная, д. 1А/1) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "НИС Бурятии"
ИНН 0323356614, ОГРН 1110327005690
ГБУЗ "Городская поликлиника № 3"
ИНН 0323053514, ОГРН 1020300901543