Решение (комиссия) №ЕБ/923/24 Решение по обращению АМО СП «Унэгэтэйское» о включении в РНП... от 22 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-151/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«19» марта 2024 года                                                                                       город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

в отсутствие представителя администрации муниципального образования сельское поселение «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия (далее – АМО СП «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия, Заказчик), при участии представителя индивидуального предпринимателя Стирманова Сергея Вячеславовича ИНН 030200406173 (далее – ИП Стирманов С.В., Поставщик) <...> (доверенность от 12.03.2024),

рассмотрев обращение АМО СП «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия (вх. № 1342-ЭП от 12.03.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Стирманова С.В. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Монтаж уличного освещения в МО СП «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия», номер извещения – 0102300004224000001, ИКЗ – 243030601320803060100100020014321244, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

31.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещено извещение № 0102300004224000001 о проведении электронного аукциона на монтаж уличного освещения в МО СП «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 940 730,00 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в ЕИС и на электронной площадке http://www.rts-tender.ru 05.03.2024.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.03.2024 победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный № 115841306 (ИП Стирманов С.В.).

06.03.2024 Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке http://www.rts-tender.ru размещен проект контракта.

В установленный Законом о контрактной системе срок – не позднее 07.03.2024, Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 08.03.2024 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 06.03.2024.

По смыслу подпункта «б» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного подпунктом «а» пунктом 2 частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании указанной нормы, Заказчик 12.03.2024 направил обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 010230000420000001.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

Поставщиком представлены письменные пояснения и документы, свидетельствующие об отсутствии у ИП Стирманов С.В. умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта (вх. № 1501-ЭП/24 от 19.03.2024), а также на заседании Комиссии Бурятского УФАС России представитель Поставщика дал устные разъяснения и просил не включать сведения об ИП Стирманове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ходе анализа вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России установила, что нарушение срока подписания проекта контракта произошло по причине некомпетентности тендерного специалиста <...>, с которым ИП Стирманов С.В. заключил договор на оказание услуг по сопровождению участия в торгах и государственных закупках от 15.01.2024.

Узнав о произошедшем Поставщик письмом от 12.03.2024 уведомил АМО СП «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия об отсутствии умысла уклониться от заключения контракта, сообщил о намерении исполнить контракт ввиду наличия всех необходимых ресурсов; претензией от 13.03.2024 сообщил тендерному специалисту о совершении им ошибочных юридически значимых действий, подвергших ИП Стирманова С.В. риску включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и расторг договорные отношения с<...>.

Кроме того, как следует из представленных материалов, Поставщиком с целью подтверждения своей добросовестности представлена независимая банковская гарантия Ингосстрах Банка от 07.03.2024 № ЭБГ-254474 и реестр, состоящий из исполненных в полном объеме 65 контрактов.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения Поставщика от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ИП Стирманов С.В. осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что включение сведений об ИП Стирманове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не установлено намерение Общества в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078,

р е ш и л а:

Отказать администрации муниципального образования сельское поселение «Унэгэтэйское» Заиграевского района Республики Бурятия во включении информации об индивидуальном предпринимателе Стирманове Сергее Вячеславовиче ИНН 030200406173 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АМО СП "Унэгэтэйское"
ИНН 0306013208, ОГРН 1050300465082