Определение №ЕБ/2222/24 Определение о назначении дела в отношении ПАО "ТГК-14" к рас... от 12 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 003/01/10-508/2024 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

12 июля 2024г.                                                                                                г. Улан-Удэ

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

19.04.2024 в Бурятское УФАС России поступили материалы Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ (вх. от 19.04.2024 №2247/24), направленные через Прокуратуру Железнодорожного района г.Улан-Удэ, указывающие на наличие в действиях ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части ненадлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, и установлено следующее.

По обращению жителей дома №4 в 140А квартале г.Улан-Удэ о нарушении законодательства при начислении платы за услугу отопления Управлением муниципальной жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «ТГК-14».

По результатам проверки составлен акт проверки от 23.08.2021 №412-А, из которого следует, что многоквартирный жилой дом № 4 в 140А квартале г. Улан-Удэ оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, который введен в эксплуатации 10.11.2014 (акт допуска в эксплуатацию № 02-0000279 от 10.11.2014 г.).

Не все помещения в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Согласно п 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В соответствии с п. 3(4) приложения № 2 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются и I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4):

Pi = Pkpi - Pnpi,

где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;

Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

В мае 2020 собственникам помещений дома по вышеуказанному адресу произведена корректировка размера платы за услугу отопления по показаниям общедомового и индивидуальных приборов учета тепловой энергии за период с 01.04.2019 г. по 31.03.2020 по формуле 3(4) Правил № 354. В августе 2021 г. корректировка была пересчитана.

Объем тепловой энергии, согласно общедомового прибора учета тепловой энергии по общему вводу определен ПАО «ТГК-14» верно и составляет 268,17 Г кал.

Объем тепловой энергии, потребленный на подогрев горячей воды рассчитан исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных в помещениях дома и норматива на 0,05119 и согласно представленной ПАО «ТГК-14» информации составил 47,97 Гкал.

Объем тепловой энергии на отопление, выставленный собственникам помещений дома за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 составил 220,2 Гкал (268,17-47.97).

За 220,2 Гкал необходимо заплатить 444 169,82 руб.: 220,2 Гкал х 2017,12 руб. = 444 169.82 руб.

По информации ПАО «ТГК-14» жителям указанного МКД за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 начислено за отопление 553 502,16 руб.

Таким образом, сумма корректировки должна составлять 109 332,34 руб. (перерасчет в сторону уменьшения): 553 502,16 - 444 169,82 руб.

Фактически за указанный период за отопление произведена корректировка платы путем возврата на сумму 109 332,34 руб.

В апреле 2021 собственникам помещений дома по вышеуказанному адресу произведена корректировка размера платы за услугу отопления по показаниям общедомового и индивидуальных приборов учета тепловой энергии за период с 01.04.2020 по 31.03.2021 по формуле 3(4) Правил N 354.

Объем тепловой энергии, согласно общедомового прибора учета тепловой энергии по общему вводу определен ПАО «ТГК-14» верно и составляет 297,55 Гкал.

Объем тепловой энергии, потребленный на подогрев горячей воды рассчитан исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных в помещениях дома и норматива на 0,05119 и согласно представленной ПАО «ТГК-14» информации составил 45,89 Гкал.

Объем тепловой энергии на отопление, выставленный собственникам помещений дома за период с 01.04.2020 по 31.03.2021 составил 251,66 Гкал (297,55-45,89).

За 251,66 Гкал необходимо заплатить 523 475,88 руб.: 27,6 Гкал х 2017.12 руб. = 54 784,98 руб.; 224,5 Гкал х 2087,71 руб. = 468 690,9 руб. Итого: 523 475,88 руб.

По информации ПАО «ТГК-14» жителям указанного МКД за период с 01.04.2020 по 31.03.2021 начислено за отопление 462 555,47 руб.

Таким образом, сумма корректировки должна составлять 60 920,41 руб. (перерасчет в сторону доначисления): 523 475,88 - 462 555,47 руб.

Фактически за указанный период за отопление произведена корректировка платы путем доначисления на сумму 60 920,41 руб.

Также, в ходе проверки установлено, что система горячего водоснабжения (далее - ГВС) в доме № 4 в 140А квартале закрытого типа через теплообменник.

Установленный в доме обшедомовой прибор учета учитывает общий объем тепловой энергии, потребленной как на услугу отопления, так и на подогрев горячей воды в связи с тем. что преобразователь расхода, входящий в состав узла учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии потраченной на подогрев воды выведен из эксплуатации.

Согласно акту № 02-0000279 от 10.11.2014 г. в состав узла учета тепловой энергии, установленного в доме №4 в 140А квартале входили преобразователи расхода ПРП-25 зав. № 134889. РСМ-05,07 зав.№ 271156, учитывающие потребление тепловой энергии по системе горячего водоснабжения.

Согласно акту № 31-0000099 от 15.03.2018 указанные преобразователи расхода не были приняты на коммерческий учет, то есть в доме отсутствует учет тепловой энергии, потребленный по системе горячем о водоснабжения.

Следствием отсутствия раздельного учета тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопления и подогрев воды является то, что при корректировке платы за услугу отопления применяется расчетный способ определения объема тепловой энергии затраченного на отопление.

Остаток тепловой энергии, то есть тепловые потери в системе горячего водоснабжения фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и в межотопительный период. Тем самым, увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.

Правилами № 354 не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях, в качестве платы за отопление.

Управление муниципальной жилищной инспекции пришло к выводу, что данный способ расчета является неправомерным, поскольку возлагает на потребителя дополнительные тепловые потери, которые при таком расчете включаются в состав коммунальной услуги по отоплению, что напрямую противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из положений ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении организация, которая осуществляет снабжение тепловой энергией обязана совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, при этом положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона №261 должны выполняться во всех случаях выявления указанной организацией фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента ею выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этоих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организации к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из вышеизложенного следует, что ресурсоснабжающая организация в лице ПАО «ТГК-14», оказывающая услуги по передаче тепловой энергии в отношении вышеуказанного дома, в силу ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми осуществляется через сети инженернотехнического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.

Аналогичные нарушения законодательства об энергосбережении также выявлены Управлением муниципальной жилищной инспекции при проведении внеплановых документарных проверок в отношении ПАО «ТГК-14» в период с 13.09.2021 по 02.02.2024, по результатам проверок выданы предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении со сроками их устранения, а именно:

1. Акт проверки от 13.09.2021 №466-А (ул.Геологическая, д.16), предписание №466-ПР от 13.09.2021 срок 13.10.2021;

2. Акт проверки от 25.03.2022 №7-А (ул.Ермаковского,д.1), предписание №466-ПР от 25.03.2022 срок 25.04.2022;

3. Акт проверки от 28.09.2022 №77-А (Проспект Победы, д.16), предписание №77-ПР от 28.09.2022 срок 28.10.2022;

4. Акт проверки от 15.03.2023 №64-А (ул.Жердева, д.13);

5. Акт проверки от 06.04.2023 №82-А (ул.Куйбышева, д.29), предписание №82-ПР от 06.04.2023 срок 11.05.2023;

6. Акт проверки от 17.04.2023 №81-А (Проспект 50-летия Октября, д.32), предписание №81-ПР от 17.04.2023 срок 17.05.2023;

7. Акт внеплановой документарной проверки от 21.04.2023 №85-А (ул.Геологическая, д.19), предписание №85-ПР от 21.04.2023 срок 19.05.2023;

8. Акт внеплановой документарной проверки от 21.04.2023 №86-А (ул.Жердева, д.56а), предписание №86-ПР от 21.04.2023 срок 19.05.2023;

9. Акт внеплановой документарной проверки от 25.05.2023 №115-А (ул.Борсоева, д.29), предписание №115-ПР от 25.05.2023 срок 30.06.2023;

10. Акт внеплановой документарной проверки от 09.06.2023 №131-А (ул.Октябрьская, д.1б), предписание №131-ПР от 09.06.2023 срок 07.07.2023;

11. Акт внеплановой документарной проверки от 12.01.2024 №02-А (ул.Профсоюзная, д.33), предписание №02-ПР от 12.01.2024 срок 12.02.2024;

12. Акт внеплановой документарной проверки от 02.02.2024 №11-А (ул.Профсоюзная, д.40), предписание №11-ПР от 02.02.2024 срок 07.03.2024.

Выдано три предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 15.03.2023 №122 (ул.Жердева, д.13), от 12.07.2023 №256 (ул.Борсоева,д.5), от 20.07.2023 №274 (бульвар Карла Маркса,д.25) и необходимости принятия мер для обеспечения соблюдения требований ч.1 ст157 Жилищного кодекса РФ, ч.1ч.9, ч.12 ст.13 Закона об энергосбережении по исполнению возложенных на ресурсоснабжающую организацию обязательств по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.

Указанное свидетельствует о системном характере нарушений в действиях ПАО «ТГК-14», затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении установлено, что если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

Оказывая услугу теплоснабжения, такая теплоснабжающая организация также осуществляет передачу тепловой энергии; соответствующие затраты учтены в тарифе на поставку тепловой энергии. Следовательно, данная теплоснабжающая организация является субъектом естественной монополии.

В соответствии со Схемами теплоснабжения г. Улан-Удэ (утверждены и актуализированы Постановлениями Администрации г. Улан-Удэ от 14.08.2019 № 248, от 25.05.2020 № 112, от 06.08.2021 № 178, от 29.06.2022 № 129, от 18.07.2023 № 193) ПАО «ТГК-14» утверждено в качестве единой теплоснабжающей организации г. Улан-Удэ (в границах системы теплоснабжения).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Согласно пункту 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Таким образом, на основании анализа имеющихся в распоряжении Бурятского УФАС России документов и сведений можно сделать вывод о том, что действия ПАО «ТГК-14» направлены на ущемление прав неопределенного круга потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей).

Из вышеизложенного следует, что в действиях ПАО «ТГК-14» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ненадлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, выразившиеся в том, что при эксплуатации узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах не обеспечивается раздельный учет тепловой энергии потребленный на услугу по отоплению и на услугу горячего водоснабжения, то есть, часть преобразователей расхода тепловой энергии, входящих в состав узла учета выводится из эксплуатации.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая положения указанной нормы, сроки давности по аналогичным предписаниям, выданным в период с 05.08.2020 по 30.06.2021 подлежат исключению из предмета рассматриваемого дела, с учетом истечения сроков давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ от 12.07.2024 № 76/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ненадлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, выразившиеся в том, что при эксплуатации узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах не обеспечивается раздельный учет тепловой энергии потребленный на услугу по отоплению и на услугу горячего водоснабжения, то есть, часть преобразователей расхода тепловой энергии, входящих в состав узла учета выводится из эксплуатации, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 003/01/10-508/2024 к рассмотрению на 13 августа 2024 года в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 55, каб. 114.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-508/2024 в качестве ответчика ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» (672000, Забайкальский Край, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23; ИНН 7534018889; ОГРН 1047550031242).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-508/2024 в качестве заявителя Прокуратуру Железнодорожного района г.Улан-Удэ.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-508/2024 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ.

Председатель Комиссии                                                                                 <...>

Явка ответчика по делу или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна

Связанные организации

Связанные организации не указаны