Решение №04-50/3312 Решение по жалобе АО «Саратовский научно-производственный це... от 14 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-723/2022

«13» сентября 2022 года                                                               город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии генерального директора АО «Саратовский научно-производственный центр РДТ» <…>, выписка из протокола от 26.04.2019 № 62, представителя ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» <…>, доверенность от 12.09.2022, представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 11.01.2022 № 03,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Саратовский научно-производственный центр РДТ» (далее – Заявитель) (вх. от 07.09.2022 № 5553) на действия заказчика - ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа -  Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку специального автомобиля (Передвижная дорожная лаборатория для диагностики автомобильных дорог), № 0102200001622003715 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с положением извещения об осуществлении закупки, указывает, что в рамках одной закупки неправомерно установлено требование о поставке специального автомобиля - передвижной дорожной лаборатории и программного обеспечения. Считает, что программное обеспечение является самостоятельным продуктом и не связано с техническим средством измерения, с передвижной лабораторией. Указывает, что Заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.  

Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменное пояснение. Считает, что извещение и все приложения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и просит признать жалобу необоснованной.

Уполномоченный орган пояснил, что описание объекта закупки относится к полномочиям Заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

25.08.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001622003715. Начальная (максимальная) цена контракта – 24 914 783,33 рублей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок к запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 указанного закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования, предъявляемые к закупаемому специальному автомобилю, содержатся в документе «Описание объекта закупки» (далее - Техническое задание).

Техническим заданием предусмотрены общие требования, в частности, указано, что «Передвижная диагностическая дорожная лаборатория» должна представлять собой комплект оборудования, устанавливаемого на автомобиль и позволять выполнять работы по паспортизации, разработке проектов ОДД, диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Лаборатория является средством измерения и занесена в реестр средств измерений Российской Федерации. Лаборатория должна соответствовать требованиям ОДМ 218.4.039–2018 «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ». Лаборатория должна включать все необходимые измерительные системы, представленные в техническом задании. Лаборатория должна сопровождаться гарантийным талоном с указанием серийного номера оборудования, срока и типа гарантии, а также копией сертификата о внесении комплекса в государственный реестр средств измерений и свидетельством о поверке. В комплект поставки должны быть включены все необходимые материалы для функционирования комплекса, шнуры, кабели питания, кронштейны и другие приспособления для установки на автомобиль, а также носители с программным обеспечением, необходимым для работы оборудования. Поставщик должен провести обучение специалистов заказчика по работе с поставляемым оборудованием на своей производственной базе с выездом на специальные подготовленные полигоны для проверки работоспособности и точности всех систем измерения. Все оборудование лаборатории должно быть полностью собранным, протестированным и готовым к эксплуатации.

Техническим заданием установлены требования к программному обеспечению.

Заказчик поясняет, что в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят:

- диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; аудит безопасности дорожного движения; оценка освещенности автомобильных дорог (подпункт 5 пункта 9 раздела IV Классификации);

- формирование и ведение банков данных о фактическом состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений, о дорожно-транспортных происшествиях и транспортных потоках (подпункт 7 пункта 9 раздела IV Классификации). Заказчик указывает, что объект закупки относится к работам по содержанию автомобильных дорог и виды работ могут быть объединены в один лот.

Заказчиком был проведен анализ рынка передвижных лабораторий.

Согласно описанию типа средств измерений, представленного в свободном доступе в госреестре как минимум у трех дорожных лабораторий принцип действия основан на сборе измерительной информации с датчиков и последующей обработке этой информации с помощью специального программного обеспечения:

-   Комплексы измерительные дорожные ДВК Номер в госреестре 57372-14;

  • Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА 2 Номер в госреестре 78773-20;
  • Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА Номер в госреестре 65062-16.

Примерная стоимость программного обеспечения составляет 2 122 000 рублей, что составляет 8,5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчик указывает, что в Техническом задании описаны только функциональные требования, которыми должен обладать товар в части получения и обработки полученной информации. В Техническом задании не указывается производитель и торговая марка закупаемого товара. Поставщик вправе предлагать любой товар, соответствующий требованиям как по техническим характеристикам, так и функциональным возможностям, описанным в техническом задании.

Комиссией установлено, что Аукцион проводится на поставку специального автомобиля (Передвижная дорожная лаборатория для диагностики автомобильных дорог) включающего в себя комплекс измерительных систем и специализированного программного обеспечения.

Передвижная дорожная лаборатория приобретается непосредственно для достижения указанных в техническом задании целей и должна выполнять следующие задачи:

-производить измерения с помощью датчиков, установленных в специализированном автомобиле;

-обрабатывать полученные данные измерений и получать характеристики дорог;

-сохранять обработанные данные о характеристиках и параметрах автомобильных дорог в многолетнем архиве для ведения статистики (в банке дорожных данных);

-формировать отчетную техническую документацию для выполнения целей по диагностики, паспортизации, разработки ПОДД.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

У Заказчика возникла потребность в приобретении специализированного транспортного средства, осуществляющего весь комплекс работ по паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, разработке проектов организации дорожного движения, диагностике дорог и формирование, на основе полученных при обследовании сведений, единого банка данных по дорогам, позволяющего систематизировать полученную информацию, что не противоречит требованиям настоящего закона.

Заказчик не нарушил требований по составу оборудования и программного обеспечения, непосредственно относящегося к работам по содержанию дорог, которыми он будет заниматься самостоятельно.

В целях предотвращения ограничения конкуренции в техническом задании не указан конкретный товарный знак передвижной лаборатории и входящего в ее состав программного обеспечения. Участник закупки может предложить к поставке любые товары, удовлетворяющие требованиям Заказчика, указанные в Техническом задании.

Закупка передвижной дорожной лаборатории отдельно от программного обеспечения приведет к невозможности своевременно приступить сотрудникам к выполнению своих должностных обязанностей.

Кроме того, Комиссией изучены 3 коммерческих предложения от потенциальных поставщиков на приобретение передвижной дорожной лаборатории, соответствующей требованиям технического задания Заказчика, с программным обеспечением.  

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2017, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчик, осуществляющий закупку, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Определяющим фактором при установлении соответствующих требований в документации являются потребности заказчика; заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг. При этом Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих права заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Таким образом, Комиссия, изучив документы по данной закупке, приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в одну закупку - передвижную дорожную лабораторию и программное обеспечение, не противоречат требованиям, установленным Законом о контрактной системе и Законом о защите конкуренции. Довод жалобы признается несостоятельным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу АО «Саратовский научно-производственный центр РДТ» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны