Решение №05-11/750 Решение по делу в отношении Бостан Е.А., Зверева И.С., ООО «... от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 003/01/11-406/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии в заседании представителя ответчика Бостан Е.А. Ли А.А., доверенность от 05.07.2022 №38АА37823339,

в отсутствие заявителей ООО «СтройГрад», ООО «ФорестСтрой ВС», ответчиков ООО «РегионСтрой», Зверева И.С., извещены,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи дело № 003/01/11-406/2022 по признакам нарушения Бостан Елизаветой Александровной (<...>), Зверевым Игорем Сергеевичем (<...>), ООО «РегионСтрой» (672000, г.Чита, ул.Амурская, д.81; ИНН 7536185194; ОГРН 1217500000937) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения поступили заявления ООО «СтройГрад» (вх. от 09.02.2022 № 810), ООО «ФорестСтрой ВС», направленное через ФАС России (вх. от 25.02.2022 №1188), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Бостан Елизаветы Александровны, Зверева Игоря Сергеевича и ООО «РегионСтрой» при участии в электронном аукционе на право заключения договора на капитальный ремонт помещений МАУК «Художественно-историческое объединение г.Северобайкальск», извещение № 32211067887.

Из содержания заявлений следует, что Бостан Е.А., Зверев И.С. и ООО «РегионСтрой» совершили консолидированные (согласованные) действия по снижению начальной (максимальной) цены договора до экономически необоснованной с целью устранения других участников и обеспечения победы в торгах ООО «РегионСтрой».

11.05.2022 Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения заявлений ООО «СтройГрад» и ООО «ФорестСтрой ВС» издан приказ № 73  о возбуждении дела № 003/01/11-406/2022 по признакам нарушения Бостан Елизаветой Александровной, Зверевым Игорем Сергеевичем, ООО «РегионСтрой»  пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, вынесено определение о назначении дела к рассмотрению на 07.06.2022 в 14ч.00мин.,  ООО «СтройГрад» и ООО «ФорестСтрой ВС» привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей.

На заседании Комиссии 07.06.2022 настоящее дело отложено на 06.07.2022, поскольку до заседания Комиссии поступили письменные пояснения Бостан Е.А. (вх. от 02.06.2022 №3598), из которых следует, что в качестве индивидуального предпринимателя Бостан Е.А. была зарегистрирована в период с 11.01.2021 по 21.12.2021 с основным видом деятельности «торговля розничная безалкогольными напитками с специализированных магазинах», ОКВЭД 47.25.2. Указывает, что заявки для участия в аукционах Бостан Е.А. не подавались, в связи с утерей электронно-цифровой подписи. Ходатайствует об истребовании сведений из Межрайонной ИФНС №17 по Иркутской области регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о прекращении предпринимательской деятельности ИП Бостан Е.А. Также просит поручить сотрудникам подразделения, занимающихся преступлениями в сфере компьютерной информации и преступлениями, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) провести проверку по факту участия в аукционах в электронной форме от ее имени с использованием утерянной ЭЦП.

На рассмотрении настоящего дела 06.07.2022 представитель Бостан Е.А. указал, что представленные письменные пояснения от 02.06.2022 (вх.№3598) считать недействительными, поскольку формулируя пояснения по существу, Бостан Е.А. находилась в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Подачу заявок и участие в электронных аукционах №№32211067887, 32211092292, 32211047557 осуществляла Бостан Е.А. посредством личной ЭЦП, в данных аукционах принимала участие как физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.

06.07.2022 Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения настоящего дела на 08.08.2022.

На заседании 08.08.2022 представитель заявителя ООО «ФорестСтрой ВС» пояснил, что при проведении торгов № 322110677887 ООО «ФорестСтрой ВС» фактически не имело возможности подать свое ценовое предложение до тех пор, пока понижение не составило 40%. Цена контракта моментально была снижена участниками порядка 40%; дальнейший торг был невыгоден.

Определением от 08.08.2022 рассмотрение дела № 003/01/11-406/2022 отложено на 14.09.2022, срок рассмотрения настоящего дела продлен до 11.01.2023.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела 14.09.2022 представитель ООО «ФорестСтрой ВС» указал, что при проведении торгов №322110677887 участники, с высокой вероятностью, использовали аукционного робота. Аукционный робот средствами площадки предусмотрен не был, поэтому условия участия сложились неравные вследствие этого обстоятельства, пауза между шагами была минимальная 5-10 секунд, и общество даже не успевало подать предложение.

ООО «РегионСтрой» представило пояснения, из которых следует, что общество не согласно с вменяемым нарушением и отрицает любые контакты и взаимодействия с Бостан Е.А. и Зверевым И.С., ООО «РегионСтрой» регулярно участвует в торгах на электронных площадках и не всегда оказывается победителем, отказываясь от продолжения участия, в случае понимания того, что цена становится экономически невыгодна для ООО «РегионСтрой», в связи с нестабильностью рынка цен на строительные материалы. Также представлен перечень торгов 2022г. со статистикой, в которых общество принимало участие, в том числе как единственный участник.

Определением от 14.09.2022 рассмотрение настоящего дела отложено на 13.10.2022.

Определениями от 13.10.2022, 16.11.2022, 05.12.2022 рассмотрение настоящего дела отложено в целях соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле и в связи с необходимостью сбора дополнительных доказательств.

27.12.2022 Комиссия вынесла определение об отложении рассмотрения дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, срок рассмотрения настоящего дела продлен до 11.02.2022. заключение об обстоятельствах дела направлено сторонам дела заказной корреспонденцией и электронной почтой.

От ООО «РегионСтрой» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, которые приобщены к материалам настоящего дела.

В ходе заседания Комиссии 01.02.2023 представитель ответчика Бостан Е.А. указал, что Бостан Е.А. не получала заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем, представить пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не имеется возможности.

Комиссией объявлен перерыв до 08.02.2023, Бостан Е.А. повторно направлено заключение об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии 08.02.2023 представитель Бостан Е.А. на заключение об обстоятельствах дела указал, что дело должно рассматриваться в рамках заявленных требований заявителей, ответчику не понятно, почему нарушение признают в иных аукционах, то есть обстоятельства, установленные в иных аукционах, не могут свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения и не могут быть использованы в качестве доказательств в ходе рассмотрения дела.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает: 

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета торгов;

- определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 003/01/11-406/2022 установлено следующее:

1. Аукцион извещение № 32211067887:

- временной интервал исследования -  с 26.01.2022 по 25.02.2022 (период с даты опубликования извещения о проведении аукциона до даты заключения договора);

- предмет торгов - капитальный ремонт помещений МАУК "Художественно-историческое объединение" г. Северобайкальск;

- состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: Зверев И.С., Бостан Е.А., ООО «СтройГрад», ООО «ФоррестСтрой ВС», ИП Шеменков Л.В.,  ООО «Макстрой», ООО «Сияние», ООО «Стройтех», ООО «РегионСтрой».  Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения договора.

2. Аукцион извещение № 32211092292:

- временной интервал исследования - с 02.02.2022 по 04.03.2022 (период с даты опубликования извещения о проведении аукциона до даты заключения договора);

- предмет торгов - выполнение работ по ремонту моста через р. Балдахинья на автомобильной дороге Усть-Кут-Уоян км 186+675 в Казачинско-Ленском районе Иркутской области;

- состав хозяйствующих субъектов, участвующих в аукционе : ООО «Аркаим», ООО «Мэтр», ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А., Зверев И.С.. Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения договора. 

3. Аукцион извещение № 32211047557:

- временной интервал исследования - с 19.01.2022 по 10.03.2022 (период с даты опубликования извещения о проведении аукциона до даты заключения договора);

- предмет торгов - право заключения договора выполнения комплекса работ по капитальному ремонту объекта "Столовая ДОЛ "Звездный" г. Чита";

- состав хозяйствующих субъектов, участвующих в аукционе: ООО «Профремстрой», ООО «РегионСтрой», ООО «Альтаир», ООО «Экспертстрой», ИП Приловский А.А., Бостан Е.А., ООО «Холдинг», Зверев И.С.. Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения договора. 

Установлено, что 26.01.2022 заказчиком МАУК «Художественно-историческое объединение» в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru/223 и на электронной торговой площадке http://www.rts-tender.ru размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона №32211067887, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом аукциона является право заключения договора на капитальный ремонт помещений МАУК «Художественно-историческое объединение г.Северобайкальск», дата и время окончания подачи заявок 03.02.2022 в 18:00, дата рассмотрения первых частей заявок , дата начала срока подачи ценовых предложений 07.02.2022, время начала срока подачи ценовых предложений 07.02.2022 в 18:10, дата проведения сопоставления ценовых предложений 07.02.2022, дата рассмотрения вторых частей заявок 08.02.2022, дата подведения итогов 16.03.2022, начальная (максимальная) цена договора составляет 8 302 715,00  (восемь миллионов триста две тысячи семьсот пятнадцать) рублей  00 копеек (далее – Аукционная документация).

МАУК «Художественно-историческое объединение г.Северобайкальск», являясь автономным учреждением, осуществляет закупку товаров, работ, услуг на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках) и Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Наблюдательным советом от 30.12.2021 (протокол № 14).

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В соответствии с частью 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Пунктом 18 Аукционной документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Заявка на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства должна содержать:

Заполненную форму заявки, состоящую из двух частей и ценового предложения (Приложение №1 к документации)

Первая часть заявки (форма Приложение №1 к документации) на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями настоящей документации о закупке, в том числе и указание (декларирование) наименование страны происхождения товара;

При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, сведений об участнике аукциона и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в настоящей документации.

Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме, должна содержать сведения о данном участнике такого аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Вторая часть (Приложение №1 к документации) заявки должна содержать в том числе информацию и документы об обеспечении заявки на участие в закупке, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о закупке: реквизиты специального банковского счета участника закупки, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств, банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется банковская гарантия; копию исполненного за последние три года до даты подачи заявки договора и акта, подтверждающего цену договора, подтверждающие наличие у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Размер денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе в электронной форме установлен 1 % от начальной максимальной цены договора: 83 027,15 (восемьдесят три тысячи двадцать семь) руб. 15 коп., порядок и сроки внесения определяются в соответствии с регламентом электронной площадки «РТС-тендер» (п.29 Аукционной документации).

Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае если Заказчиком в извещении было установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, договор заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, соответствующего обеспечения исполнения договора.

При непредставлении заказчику победителем аукциона в электронной форме в срок, предусмотренный извещением и аукционной документацией, подписанного договора такой участник закупки признается уклонившимся от заключения договора.

В случае если победитель закупки, участник закупки, заявке которого присвоен второй номер, или участник закупки, подавший единственную заявку, признанную соответствующей требованиям извещения и аукционной документации, в срок, предусмотренный извещением и аукционной документацией, не представил Заказчику подписанный договор и (или) обеспечение исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, такой победитель закупки, участник закупки, заявке которого присвоен второй номер, или участник закупки, подавший единственную заявку, признанную соответствующей требованиям извещения, признается уклонившимся от заключения договора.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 04.02.2022 для участия в аукционе было подано 9 (девять) первых частей заявок от Зверева И.С. (заявка под №1; 31.01.2022 12:17), Бостан Е.А. (заявка под №2; 31.01.2022 12:46), ООО «СтройГрад» (заявка под №3; 01.02.2022 06:56), ООО «ФорестСтрой ВС» (заявка под №4; 01.02.2022 07:21), ИП Шеменкова Л.В. (заявка под №5; 02.02.2022 11:30), ООО «Макстрой» (заявка под №6; 01.02.2022 12:31), ООО «Сияние» (заявка под №7; 01.02.2022 13:24), ООО «Стройтех» (заявка под №8; 01.02.2022 15:07) и ООО «РегионСтрой» (заявка под №9; 01.02.2022 15:42), подтвердивших согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 04.02.2022 аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в аукционе всех девяти участников.

Открытый аукцион в электронной форме состоялся 07.02.2022 с 13 ч. 00 мин. по 13 ч.13 мин. (13 мин.) на электронной площадке ООО «РТС-тендер».

Согласно реестру ценовых предложений предложения о цене контракта подавались 3 участниками размещения заказа -  Бостан Е.А., Зверевым И.С. и ООО «РегионСтрой».

Последовательность подачи ценовых предложений отражена в нижеследующей таблице (выписка из реестра ценовых предложений):

Участник

Время

Ценовое предложение

ООО «РегионСтрой»

2.7.2022 1:00:40

8261201,42

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:00:41

7846065,67

Зверев И.С.

2.7.2022 1:00:52

7430929,92

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:00:54

7015794,17

Зверев И.С.

2.7.2022 1:00:59

6600658,42

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:01:00

6185522,67

Зверев И.С.

2.7.2022 1:01:05

5770386,92

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:01:41

5355251,17

Зверев И.С.

2.7.2022 1:03:12

5313737,17

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:03:13

5272223,17

Зверев И.С.

2.7.2022 1:03:15

5230709,17

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:03:16

5189195,17

Зверев И.С.

2.7.2022 1:03:17

5147681,17

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:03:19

5106167,17

Зверев И.С.

2.7.2022 1:03:20

5064653,17

Бостан Е.А.

2.7.2022 1:03:20

5023139,17

Как видно из протокола аукциона, ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А. и Зверев И.С. при участии в аукционе заранее выработали и применили  следующую стратегию поведения: вначале аукциона на первых секундах участником ООО «РегионСтрой» было подано ценовое предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 0,5% - 8264201,42 руб., в последующем Бостан Е.А. и Зверев И.С. в течение короткого промежутка времени поочередно снижали начальную (максимальную) цену контракта на достаточно существенную величину: Зверев И.С. снизил начальную цену контракта на 5064653,17 руб. (39%); Бостан Е.А. на  5023139,17 руб. (39,5%).

При этом добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение их поведением в ходе аукциона, вероятно, посчитав подачу ценовых предложений нецелесообразным в силу экономической невыгодности, отказались от конкурентной борьбы.

 В рассматриваемых торгах аукционная комиссия при подведении итогов и рассмотрении вторых частей заявок Бостан Е.А. и Зверева И.С. пришла к выводу о несоответствии второй части заявки Зверева И.С. требованиям аукционной документации ввиду не представления документов обеспечения исполнения договора, документы, подтверждающие наличие опыта.

Кроме того, вторая часть заявки Бостан Е.А. также отклонена в связи с несоответствием размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки; иное основание в соответствии с положением о закупке: документы второй части заявки участника, в противоречие раздела 11.4 и. 6 Положения о закупке предоставлены в нечитаемом виде.

В последующем договор заключен с ООО «РегионСтрой».

Таким образом, Бостан Е.А. и Зверев И.С., подали заявки с нарушением условий аукционной документации, заведомо знали о невозможности заключения с ними договора и приняли участие в торгах исключительно с целью ограничения числа участников аукциона в интересах ООО «РегионСтрой». 

Из вышеизложенного следует, что действия участников торгов - Бостан Е.А. и Зверева И.С. были фактически направлены на лишение иных участников возможности участия в аукционе и свидетельствуют о согласованности с целью обеспечения победы ООО «РегионСтрой».

Исследовав поведение данных хозяйствующих субъектов при проведении рассматриваемой закупки установлено, что участниками Бостан Е.А., Зверевым И.С. и ООО «РегионСтрой» реализована схема поведения «таран».

Таран - крайне агрессивная стратегия поведения участников торгов, в ходе которой, вначале одна компания делает минимальную ставку на понижение, а затем две другие стремительно начинают «ронять» цену, используя максимальный шаг, т.е. совершается резкий значительный скачок цены контракта в сторону снижения. При этом снижением занимаются те участники, заявки которых не соответствуют требованиям аукционной документации закупки и/или требованиям, установленным законодательством.

Цель данной схемы состоит в том, чтобы заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по максимально возможной цене.

Установлено, что Бостан Е.А., Зверев И.С. и ООО «РегионСтрой» систематически совершали вышеописанные действия при участии в иных аукционах, последствием которых стало поддержание цен на торгах.

Так, АО «Дорожная служба Иркутской области» 02.02.2022 разметило извещение № 32211092292 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключение договора на выполнение работ по ремонту моста через р.Балдахинья на автомобильной дороге Усть-Кут-Уоян км 186+675 в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, начальная (максимальная) цена договора составляет 4 982 159,00 руб. с НДС, 4 151 799,17 руб. без НДС.

Для участия в аукционе подано шесть заявок от ООО «Аркаим» (заявка под №1; 07.02.2022 07:03), ООО «Марк Строй» (заявка под №2; 09.02.2022 09:34), ООО «Мэтр» (заявка под №3; 09.02.2022 10:34), ООО «РегионСтрой» (заявка под №4; 09.02.2022 12:05), Бостан Е.А. (заявка под №5; 09.02.2022 14:54) и Зверев И.С. (заявка под №6; 09.02.2022 17:20). По результатам рассмотрения первых частей заявок 5 (пять) участников допущены к участию в аукционе, кроме заявки под №2 ООО «Марк Строй».

Реестр ценовых предложений участников аукциона представлен ниже.

Участник

Время

Ценовое предложение

ООО «РегионСтрой»

2.15.2022 4:00:11

4131040,17

Бостан Е.А.

2.15.2022 4:00:14

3923453

Зверев И.С.

2.15.2022 4:01:03

3715868

Бостан Е.А.

2.15.2022 4:01:06

3508281

Зверев И.С.

2.15.2022 4:01:09

3300696

Бостан Е.А.

2.15.2022 4:01:12

3093109

Зверев И.С.

2.15.2022 4:01:15

2885524

Бостан Е.А.

2.15.2022 4:01:18

2677937

Зверев И.С.

2.15.2022 4:02:34

2657178

Из данной таблицы следует, что Бостан Е.А. и Зверев И.С. в ходе торгов активно снижали начальную цену договора, т.е. фактически цена договора была снижена на 35,4% и 36%, а ООО «РегионСтрой» снизило цену контракта на 0,5% и остановилось на цене 4131040,17 руб., от иных участников ценовое предложение не поступало.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 18.02.2022 заявка участника закупки под номером №5 Бостан Е.А. отклонена по основанию предоставления недостоверной информации, по состоянию на 17.02.2022 согласно данным официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов https://www.nalog.gov.ru/check-status/ данное физическое лицо не является плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятый).

Победителем аукциона признан Зверев И.С., в соответствии с аукционной документацией победителю необходимо представить обеспечение исполнение договора, поскольку цена снижена на 25 и более процентов от НМЦД, обеспечение составляет 5% НМЦД 207 589,96 руб.

Вместе с тем, согласно протокола признания победителя уклонившимся от заключения договора от 01.03.2022 со стороны Зверева И.С. договор не подписан, обеспечение исполнение договора не представлено. 04.03.2022 договор заключается с участником, занявшим второе место ООО «РегионСтрой».

Аналогичная схема реализована при участии в открытом аукционе № 32211047557 от 19.01.2022 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объекта «Столовая ДОЛ «Звездный» г.Чита, начальная (максимальная) цена договора 926 393,0 руб. без учета НДС, 1 111 671,60 руб. 60 коп. с учетом НДС. Заказчик – ОАО «Российский железнодорожные дороги».

В соответствии с протоколом 62/ОАЭ-ЗАБ/22/1 от 03.02.2022 для участия в закупке подано 8 (восемь) заявок, в том числе: ООО «РегионСтрой» (участник №2), Бостан Е.А. (участник №6) и Зверев И.С. (участник №8). Все восемь заявок допущены к участию в аукционе.

08.02.2022 состоялся аукцион, последовательность подачи ценовых предложений представлен ниже.

Участник

Время

Ценовое предложение

ООО «РегионСтрой»

2.8.2022 9:00:31

921761,04

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:00:32

875442,04

Зверев И.С.

2.8.2022 9:00:33

875442,04

Зверев И.С.

2.8.2022 9:00:34

829123,04

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:00:35

782804,04

Зверев И.С.

2.8.2022 9:00:37

736485,04

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:00:38

690166,04

Зверев И.С.

2.8.2022 9:00:40

643847,04

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:00:41

597528,04

Зверев И.С.

2.8.2022 9:00:43

551209,04

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:01:56

504889,39

Зверев И.С.

2.8.2022 9:01:57

458570,39

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:02:49

412251,39

Зверев И.С.

2.8.2022 9:02:51

365932,39

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:02:52

319613,39

Зверев И.С.

2.8.2022 9:02:54

273294,39

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:02:55

226975,39

Зверев И.С.

2.8.2022 9:02:57

180656,39

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:02:58

134337,39

Зверев И.С.

2.8.2022 9:04:07

88017,74

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:06:12

41698,09

Зверев И.С.

2.8.2022 9:06:23

-4621,56

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:07:00

-50940,56

Зверев И.С.

2.8.2022 9:07:11

-97260,21

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:08:05

-101892,21

Зверев И.С.

2.8.2022 9:08:18

-106524,17

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:08:20

-111156,17

Зверев И.С.

2.8.2022 9:08:26

-115788,13

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:08:27

-120420,13

Зверев И.С.

2.8.2022 9:08:36

-125052,09

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:08:38

-129684,09

Зверев И.С.

2.8.2022 9:08:44

-134316,05

Бостан Е.А.

2.8.2022 9:08:45

-138948,05

Зверев И.С.

2.8.2022 9:18:07

-143580,01

ООО «Холдинг»

2.8.2022 9:24:17

926392,99

ООО «РегионСтрой»

2.8.2022 9:28:04

901761,04

 Как видно, на первых секундах ООО «РегионСтрой» снизило цену на 0,5%, Бостан Е.А. и Зверев И.С. стали активно снижать начальную (максимальную) цену контракта до экономически необоснованной: Бостан Е.А.  снизило начальную цену контракта на -138948,05 руб. от её начальной цены, Зверев И.С. на -143580,01 руб., на предпоследней минуте ООО «Холдинг» подало ценовое предложение 926392,99 руб., на последней минуте поступило предложение ООО «РегионСтрой» в размере 901761,04 руб., снижение составило 2,6%.

Аукционная комиссия при подведении итогов аукциона пришла к выводу о несоответствии второй части заявки Бостан Е.А. требованиям аукционной документации в связи с непредставлением документа, предусмотренного пунктом 3.14.6.2 документации о закупке, а именно участником в составе заявки не представлены сведения об участнике аукциона по форме сведений об участнике, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации.

Вторая часть заявки Зверева И.С. отклонена по аналогичным основаниям. Победителем признано ООО «РегионСтрой», предложивший наиболее низкую цену договора. 

Между тем, извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме, аукционной документацией до сведения потенциальных участников доведена информация о предоставлении во второй части аукционной заявки сведений об участнике аукциона по форме сведений об участнике, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. 

Бостан Е.А. и Зверев И.С., невзирая на требования аукционной документации, подали первые части заявок на участие в аукционе в отсутствие декларации согласно 3.14.6.2 документации о закупке, т.е. заведомо знали о невозможности заключения с ними договора и приняли участие в торгах исключительно с целью ограничения числа участников аукциона. 

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправного соглашения по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом, для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.

С учетом буквального толкования части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции доказывать наличие последствий в виде ограничения конкуренции не требуется, такие последствия презюмируются.

Именно в таком смысле понимается и часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в которой говорится о картелях. При доказывании картельного соглашения не требуется устанавливать наступление или возможность наступления ограничения конкуренции. Абзац третий пункта 22 Постановления Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 № 2 разъяснил, что ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в п.1-5 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, в силу закона предполагается.

Комиссией из материалов настоящего дела установлено, что ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А. и Зверев И.С. не входят в одну группу лиц в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции, у ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А. и Зверева И.С. по отношению друг другу контроль не усматривается, следовательно, исключения, предусмотренные частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А. и Зверева И.С.  не распространяются.

Вместе с тем, оценивая именно групповое поведение участников аукциона, в совокупности, а также результаты такого поведения (результаты аукциона) можно сделать вывод о наличии между участниками аукциона «антиконкурентного» соглашения, поскольку их поведение на аукционе не может быть рационально объяснено, если предполагается их независимость и отсутствие согласованной стратегии.

Одним из основных доказательств наличия между хозяйствующими субъетами запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

Комиссия приходит к обоснованному выводу, что в действиях ответчиков, при участии в вышеуказанных аукционах достигнуто соглашение, направленное на поддержание цены на торгах при проведении данных аукционов в электронной форме.

Бостан Е.А. и Зверев И.С. путем договоренности намеренно снижали цену контракта до критически невыгодной и нецелесообразной, изначально располагая информацией о том, что не будут победителями аукционов, тем самым преследуя цель – исключить из процедуры подачи ценовых предложений иных добросовестных участников аукционов для предоставления преимущества заведомо обозначенному победителю – ООО «РегиоСтрой».

 Исходя из анализа рассматриваемых торгов установлено, что целью Бостан Е.А. и Зверева И.С. являлась не победа в торгах, поскольку во второй части заявок участниками поданы не корректные данные, а именно: в торгах №№32211067887, 32211092292 приложенные документы не возможно прочитать, архив поврежден или имеет неизвестный формат. В торгах №№32211047557,32211067887 Бостан Е.А. указывает не соответствующий номер телефона «+7(900)000000». В торгах № 32211092292 Зверев И.С. уклонился от заключения договора.

Вышеописанное свидетельствует о том, что Бостан Е.А. и Зверев И.С. принимали участие в торгах без намерения заключить договор, а с целью обеспечить победу в торгах ООО «РегиоСтрой» и исключить возможность участия в торгах иных участников.

Следовательно, анализ поведения ООО «РегионСтрой», Бостан Е.А. и Зверева И.С.  при участии в трех аукционах, а также в период подачи первых и вторых частей заявок в отсутствии сведений и документов в подтверждение возможности исполнения договора, свидетельствует о том, что Бостан Е.А. и Зверев И.С.   фактически действовали с целью обеспечения ООО «РегионСтрой» победы в аукционах, что в конечном итоге привело к последствиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции - поддержанию цены на торгах.

Кроме того, в ходе анализа сведений, представленных электронной торговой площадкой ООО «РТС-тендер», Комиссией установлено, что сертификаты ключей электронно-цифровых подписей, с помощью которых Бостан Е.А. и Зверевым И.С.  подавались заявки на торговой площадке были получены в одном удостоверяющем центре - ООО «Тензор».

Из представленной информации удостоверяющего центра следует, что Зверев И.С. 08.12.2021 произвел оплату за Бостан Е.А. в размере 3 000 руб. за изготовление сертификата ключа подписи, что подтверждается платежным поручением №63660.

Данное обстоятельство также свидетельствует о наличии безусловной взаимосвязи между ответчиками.

Совокупность указанных доказательств является подтверждением наличия устойчивых связей между указанными хозяйствующими субъектами; их участие в аукционах в качестве формальных конкурентов, намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта на торгах с целью достижения определенной цели (поддержание максимальной цены на торгах), их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга свидетельствует о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлена причинно-следственная связь между действиями участников и поддержанием цены на аукционах.

Доводы ООО «РегионСтрой» о том, что Общество не может нести ответственности за отказ от принятия участия в торгах других участников, а также за неправильно оформленные вторые части заявок, либо недостаточный набор необходимых для предоставления документов или сведений участников аукциона, оцениваются Комиссией критически, поскольку лица, принимая участие в торгах, должны действовать добросовестно и в собственных интересах, исходя из своих возможностей, в данном случае ответчики действовали в интересе друг друга, что является следствием заключенного между ними картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах. Данный вывод подтверждается анализом реестров ценовых предложений по аукционам №№32211067887, 32211092292, 32211047557, которые свидетельствуют об осведомленности ООО «РегионСтрой» и о согласованности действий своего поведения с использованием схемы «таран» с целью создания картеля.

Комиссия, проанализировав аукционы, в которых участниками были Бостан Е.А., Зверев И.С., ООО «РегионСтрой» установила использование участниками картеля схемы «таран» с минимальным снижением цены контрактов на 0,5%. Вместе с тем, когда в аукционах ООО «РегионСтрой» участвует с иными лицами присутствует конкурентная борьба, снижение цены производится от 25 до 43%.

Довод ООО «РегионСтрой» о том, что участники Бостан Е.А. и Зверев И.С. агрессивно вели себя в других аукционах, где победителями становились разные организации, в которых ООО «РегионСтрой» не участвовал, не нашел своего подтверждения.

Иные доводы ответчика ООО «РегионСтрой», представленные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела Комиссией отклоняются, поскольку содержат констатацию фактов, установленных Комиссией, и не содержат новых доводов, аргументов, опровергающих выводы Комиссии.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

6) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

7) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, факт отзыва ООО «ФорестСтрой ВС» заявления (вх. от 27.12.2022 №7757), на основании которого возбуждено данное дело о нарушении антимонопольного законодательства не является основанием для его прекращения.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не установлено.

Довод представителя Бостан Е.А. о том, что дело должно рассматриваться в рамках заявленных требований заявителей, обстоятельства, установленные в иных аукционах, не могут свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения и не могут быть использованы в качестве доказательств в ходе рассмотрения дела, Комиссией отклоняется, поскольку антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства руководствуется нормами Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 45.1 которого установлено, что под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Комиссия в рамках рассмотрения настоящего дела исследовала в качестве доказательств по делу информацию, предоставленную электронными площадками об участии Бостан Е.А., Зверев И.С., ООО «РегионСтрой», на предмет установления применения схемы «таран» в иных торгах для подтверждения сформировавшихся устойчивых связей ответчиков.

Комиссией также проанализированы торги, приведенные ООО «РегионСтрой» в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, в которых не принимали участие Бостан Е.А. и Зверев И.С. в результате чего не установлено заключение антиконкурентных соглашений.

Установив вышеуказанные обстоятельства, проанализировав характер действий участников аукциона, Комиссия пришла к выводу о нарушении Бостан Елизаветой Александровной, Зверевым Игорем Сергеевичем и ООО «РегионСтрой» требований пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении устного соглашения, реализованного при участии в электронных аукционах №№32211067887, 32211092292, 32211047557, результатом которого стало поддержание цены на торгах.

Из представленных документов заказчиков АО «Дорожная служба Иркутской области», МАУК «Художественно-исторические объединение» и ОАО «Российские железные дороги» следует, что договоры, заключенные с ООО «РегионСтрой» по итогам вышеуказанных аукционов, исполнены в полном объеме.   

В связи с окончанием процедур проведения торгов, заключением по их итогам договоров и исполнением обязательств по заключенным договорам, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Бостан Елизаветы Александровны, Зверева Игоря Сергеевича и ООО «РегионСтрой» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении устного соглашения, реализованного при участии в электронных аукционах №№32211067887, 32211092292, 32211047557, результатом которого стало поддержание цены на торгах.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о Возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                        <...><...>  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны