Решение №ИБ/605/23 Решение по обращению ГКУ «ХТК АГРБ и ПРБ» о включении в РНП ... от 28 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-284/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«26» апреля 2023 года                                                             г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии индивидуального предпринимателя Калугиной Ольги Владимировны ИНН 450142269264 (далее – ИП Калугина О.В., Поставщик), в отсутствие представителя государственного казенного учреждения «Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ «ХТК АГРБ и ПРБ», Заказчик), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения,

рассмотрев обращение ГКУ «ХТК АГРБ и ПРБ» (вх. № 832-ЭП/23) о включении сведений в отношении ИП Калугиной О.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме: «Поставка канцелярских товаров», ИКЗ 232032647659603260100100950132599244 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

21.04.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Калугиной О.В. Согласно протоколу об уклонении участника закупки от заключения контракта № 1 от 21.04.2023 Поставщик признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с нарушением требований пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе – неподписание проекта государственного контракта в установленные законом сроки.

ИП Калугина О.В. представила письменные пояснения, из которых следует, что Поставщик не уклонялась от заключения контракта, желала его заключить и исполнить, поскольку в период проведения Запроса котировок Поставщиком был заказан товар на общую сумму 26 012 руб. (заказ № 1274969). Однако в регламентированный срок проект контракта не был подписан ИП Калугиной О.В. в связи с тем, что 20.04.2023 произошел технический сбой в работе ноутбука. В тот же день ноутбук был сдан в ремонт ИП Кузнецову Н.О. и получен ориентировочно в 20:00 по местному времени. С учетом дороги до дома Поставщик с целью подписать проект контракта смогла включить ноутбук только в начале одиннадцатого ночи, когда срок для подписания истек в 21:00 по местному времени. Из-за разницы во времени позвонить и сообщить Заказчику о произошедшей ситуации представилось возможным только ранним утром 21.04.2023.

На основании изложенного, ИП Калугина О.В. просит сведения о ней не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:

10.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок, № 0302200014623000014. Начальная (максимальная) цена контракта – 41 440,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 победителем запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 1 ZK-94880, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, которому присвоен порядковый номер 1, с ценовым предложением 33 333,00 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0302200014623000014 размещен на электронной площадке и в ЕИС 18.04.2023.

19.04.2023 11:22 (МСК+5) Заказчиком в ЕИС размещен проект контракта.

В установленный Законом о контрактной системе срок – не позднее 20.04.2023, Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 20.04.2023 19:00 (МСК) от электронной площадки https://gz.lot-online.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 19.04.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 21.04.2023 14:26 (МСК+5):

- Размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.04.2023 № ППУ20_1;

- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 030220001460000002.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения ИП Калугиной О.В., изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения в действиях ИП Калугиной О.В., выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.

О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что Поставщиком до подписания проекта контракта осуществлен заказ товара у компании «Сима-Ленд» (№ 1274969). Кроме того, ИП Калугина О.В. в кратчайшие сроки уведомила Заказчика о случившейся поломке и пропуске срока для подписания проекта контракта, просила продлить срок для подписания проекта контракта и сообщила о намерении исполнить контракт. Также Поставщиком представлены доказательства ремонта ноутбука у ИП Кузнецова Н.О.: акт приема ноутбука на ремонт № 45 от 20.04.2023, акт выполненных работ № МБ-00000550 от 20.04.2023 на сумму 10 450 руб. и товарный чек № 155 от 20.04.2023 на сумму 10 450 руб., согласно которым произведена замена матрицы ноутбука и замена аккумулятора.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения ИП Калугиной О.В. от заключения контракта при имеющейся у нее соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о ее недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП Калугиной О.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078

р е ш и л а:

Отказать государственному казенному учреждению «Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» во включении информации об индивидуальном предпринимателе Калугиной Ольге Владимировне ИНН 450142269264 (адрес: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГКУ "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия"
ИНН 0326476596, ОГРН 1080326005650