Решение №04-50/346 Решение по жалобе ООО «Контракт» на действия заказчика – МОУ... от 3 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-35/2022

«31» января 2022 года                                                               город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя МОУ «Туркинская СОШ» <…>, доверенность от 26.01.2022, в отсутствие представителя ООО «Контракт», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» (вх. от 24.01.2022 № 346) на действия заказчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Туркинская средняя общеобразовательная школа» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сжиженного углеводородного газа (№ 0302300042722000001) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель обжалует положение документации об аукционе, считает, что Заказчиком нарушаются отдельные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Указывает, что Заказчик установил неправомерные требования к составу и содержанию заявки, указав в недействующей редакции закона, тем самым нарушил положения статьи 43 Закона о контрактной системе. Кроме того, Заказчик установил избыточные требования к товару, к ее химическому составу, компонентам товара и показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, чем нарушает требования статьи 33 закона. В проекте контракта установлен неверный способ предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, Заказчиком нарушена статья 96 Закона о контрактной системе. Просит приостановить закупку, провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений и привлечь виновных лиц к административной ответственности.  

Заказчик поясняет, что в части установления неправомерного требования к составу и содержанию заявки, Заказчиком допущена техническая ошибка. В части установления неверного способа предоставления обеспечения исполнения контракта, указывает, что возможно при заключении контракта внести соответствующие закону изменения в контракт. По установлению избыточных требований, Заказчик указал, что требование к товару основано на опыте эксплуатации котельной с применением разного качества газа. Установленное значение полностью соответствует требованиям ГОСТ и удовлетворяет потребность Заказчика в отношении качества. Данные требования установлены на основании части 2 статьи 33 настоящего закона. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

16.01.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0302300042722000001. Начальная (максимальная) цена контракта – 4 500 000,12 рублей.

1. Частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень информации и документов, которые должны содержаться в заявке на участие в закупке.

К извещению о проведении Аукциона прикреплен файл «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке», в котором содержится следующая информация:

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей:

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При описании товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения.

Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) товара указывать: «не более», «не менее» и т.п., за исключением случаев, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Заявка участника также не должна содержать не конкретные характеристики (показатели) товара, например, «должен быть» или «может быть», «вероятно», «возможно» и т.п.

При этом участник указывает товарный знак (при наличии) предполагаемого к поставке товара, а в случае отсутствия товарного знака участнику рекомендуется сделать пометку «товарный знак отсутствует».

А также указан перечень документов и сведений, которые должны содержаться во второй части заявки на участие в электронном аукционе.   

Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, предусмотренные Заказчиком в извещении о проведении Аукциона противоречат требованиям, установленным в частях 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе. 

Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, тем самым допущено нарушение части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В составе извещения имеется Техническое задание на поставку сжиженного углеводородного газа марки СПБТ:     

1. Сжиженный углеводородный газ должен по качеству соответствовать нормам приведенным в таблице.

Наименование показателя

Норма для марки (ПБТ)

Метод испытания

1. Содержание компонентов

- сумма метана, этана и этилена

массовая доля, %

- сумма метана, этана и этилена,

молярная доля, %

- сумма пропана и пропилена,

массовая доля, %

- сумма пропана и пропилена,

молярная доля, %

Не нормируется.

Определение обязательно.

По ГОСТ 10679

- сумма бутанов и бутиленов,

массовая доля, %, не более

60

 

- сумма бутанов и бутиленов,

молярная доля, %, не более

54

 

2. Содержание сероводорода и меркаптановой серы

 

По ГОСТ 22985

- массовая доля, %, не более

0,013

- молярная доля, %, не более

в т.ч. сероводорода

0,009

- массовая доля, %, не более

0,003

- молярная доля, %, не более

0,005

3. Давление насыщенных паров,

избыточное, МПА,

при температуре:

 

По ГОСТ ISO 4256

ГОСТ 28656

- плюс 45 градусов С, % не более

1,6

- минус 20 градусов, не менее

 -

4. Объемная доля жидкого остатка при 20 градусах % не более

1,6

ГОСТ Р 52087-2008

5. Содержание свободной воды и щелочи

отсутствие

ГОСТ Р 56870-2008

Согласно приложению к извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Следовательно, по данному Аукциону участники закупки по вышеуказанным характеристикам товаров должны указать в составе первой части заявки конкретные показатели товара. Сделать это невозможно, так как обязанности иметь товар в наличии на стадии подготовки заявки не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе. 

Установленные Заказчиком требования к товару (в том числе к ее химическому составу) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемого товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующего испытания и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и ее данных. 

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку участникам закупки и соответственно приводит к ограничению количества участников закупки. Довод в указанной части признается обоснованным.

3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Заказчик в пункте 9.1.2 проекта контракта предусмотрел, что исполнение контракта может обеспечиваться представление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе. В банковскую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Таким образом, установление неверного способа предоставления обеспечения исполнения контракта, свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 43, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны