Решение (комиссия) №ИБ/217/24 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-10/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«18» января 2024 года                                                                       город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Подрядчик) <...> (доверенность от 11.01.2022), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» ИНН 0323376667 (далее – ООО «Алмаз», Подрядчик),

рассмотрев обращение ГКУ РБ «УКС ПРБ» (вх. № 115-ЭП/24 от 11.01.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Алмаз» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации по объекту «Строительство очистных сооружений в с. Сухая Кабанского района», ИКЗ – 212032308224003260100103190017111414, номер извещения – 0102200001621002810, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов (информации) следует, что 04.08.2021 в единой информационной системе размещено извещение № 0102200001621002810 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации по объекту «Строительство очистных сооружений в с. Сухая Кабанского района» (далее – Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта – 5 500 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.08.2021 Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в Аукционе.

30.08.2021 между ГКУ РБ «УКС ПРБ» и ООО «Алмаз» заключен государственный контракт № 0102200001621002810 (реестровый номер – 01022000016210028100001), цена – 5 500 000,00 руб. (далее – Контракт).

21.12.2023 Подрядчик посредством ЕИС направил Заказчику решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Из вышеуказанного решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Контракта Заказчик обязан передать Подрядчику исходные данные, достаточные для подготовки Проектной и рабочей документации:

- градостроительный план земельного участка;

- правоустанавливающий документ на земельный участок;

- технические условия.

Техническим заданием на выполнение работ (приложение № 1 к Контракту) в сведениях о земельных участках указано на необходимость проектирования в границах земельного участка с кадастровым номером № 03:09:640102:371.

Актом № 1 передачи исходных данных от 22.09.2021 передано Заказчиком Подрядчику:

- проект задания на проектирования;

- экспертное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» оценки и анализа стоимостных показателей;

- схема размещения земельного участка.

Актом № 1 приема-передачи исходных данных от 02.03.2022 переданы Технические условия на подключение к электрическим сетям на земельном участке с кадастровым номером № 03:09:640102:371.

Письмом от 20.07.2022 № 1580 передан градостроительный план земельного участка № 03:09:640102:371.

Исполнение Контракта состоит из двух этапов:

1 этап: разработанное Подрядчиком и согласованное с уполномоченным органом госэкспертизы задание на проектирование с приложением документов, указанных в Техническом задании на выполнение работ;

2 этап: разработанные Подрядчиком и принятые Заказчиком Проектная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий с положительными заключениями государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также Рабочая документация, согласованная заинтересованными лицами.

В соответствии с требованиями Технического задания (приложение № 1 к Контракту) Задание на проектирование должно соответствовать требованиям, указанным в письме Минстроя России от 09.04.2020 № 13809-ИФ/01.

В соответствии с письмом Минстроя России от 09.04.2020 № 13809-ИФ/01 задание на проектирование представляет собой документ, содержащий необходимые требования к подготовке проектной документации для обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, их частей, а также исходные данные, достаточные для разработки проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Исходя из содержания Методических рекомендаций Минстроя России (приложение к Письму от 09.04.2020 № 13809-ИФ/01) задание на проектирование представляет собой полностью разработанные разделы проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 87.

Подрядчик разработал задание на проектирование в соответствии с требованиями Контракта, для чего были собраны все исходные данные для проектирования, в том числе, проведена археологическая разведка земельного участка с кадастровым номером 03:09:640102:371, проведена государственная историко-культурная экспертиза (работы, не предусмотренные контрактом), осуществлен отбор проб и проведен анализ качества поверхностных вод с расчетом характеристик фоновых концентраций загрязняющих веществ р. Большая Сухая.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером № 03:09:640102:371, в границах которого осуществлялось проектирование объекта «Строительство очистных сооружений в с. Сухая Кабанского района» 04.08.2022 не прошел процедуру общественных обсуждений (в форме слушаний) объекта экологической экспертизы (протокол общественных обсуждений от 04.08.2022).

07.09.2023 протоколом собрания МО СП «Сухинское» определено иное местоположение для строительства очистных сооружений на земельном участке с кадастровым номером № 03:09:000000:11117.

11.12.2023 письмом № 2848 Заказчиком до Подрядчика доведена информация о том, что ООО «Алмаз» передается новый земельный участок с кадастровым номером № 03:09:640102:1162 под проектирование объекта «Строительство очистных сооружений в с. Сухая Кабанского района».

Таким образом, Заказчиком изменено существенное условие Контракта – изменен земельный участок, необходимый для проектирования.

При этом предусмотренные Контрактом работы произведены Подрядчиком в отношении земельного участка с кадастровым номером № 03:09:640102:371, а именно:

- сбор, оформление и получение исходных данных, в том числе исследования сточных вод и водных объектов, в объеме, достаточном для выполнения 1 этапа и получения положительных заключений государственных экспертиз;

- получены технические условия подключения к сетям;

- разработано задание на проектирование в соответствии с требованиями, указанными в письме Минстроя России от 09.04.2020 № 13809-ИФ/01, включая разработку всех разделов проектной документации в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 14.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта.

На основании изложенного 21.12.2023 Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которому в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 21.12.2023 13:25 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчика о расторжении контракта с учетом положений части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 21.12.2023.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Таким образом, с учетом положений части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.01.2024.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (часть 22 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Как следует из представленных материалов, до вступления решения в силу нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, Заказчиком не были устранены.

На основании части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с вышеуказанной нормой Заказчиком 11.01.2024 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «Алмаз» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункт 13 Постановления Правительствам РФ № 1078).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Так, в силу пункта 15 Постановления Правительствам РФ № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Из представленных Заказчиком пояснений следует, что 29.04.2022 в адрес ООО «Алмаз» перечислен аванс в размере 1 650 000,00 руб., который Подрядчиком не отработан.

По факту существенного нарушения сроков выполнения работ по контракту ГКУ РБ «УКС ПРБ» в адрес ООО «Алмаз» были направлены претензии:

- от 16.11.2022 № 2434 «Об уплате неустойки 107 250 руб.». Ответ не получен;

- от 01.09.2023 № 1993 «Об уплате неустойки 629 200 руб.». Ответ не получен;

- от 20.12.2023 № 2942 «Об уплате неустойки 328 533,33 руб.». Ответ не получен.

На дату вступления в силу решения об одностороннем отказе не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему проектная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий, по предмету контракта, имеющие положительные заключения обязательных государственных экспертиз.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не опровергла доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта и подтвердила факт изменения предмета Контракта – местоположение для строительства очистных сооружений на земельном участке с кадастровым номером 03:09:640102:371 заменено на земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:11117, что подтверждается протоколом собрания МО СП «Сухинское» от 07.09.2023.

О данных обстоятельствах до Подрядчика информация доведена 11.12.2023 письмом № 2848. 21.12.2023 Подрядчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком не предоставлено бесспорных доказательств о том, что неисполнение Контракта возникло по вине Подрядчика.

Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае включение сведений об ООО «Алмаз» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного Контракта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом «б» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

1. Отказать государственному казенному учреждению Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Алмаз» ИНН 0323376667 (юридический адрес: 670049, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. Медведчиково, д. зд19, офис 4) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ООО "Алмаз"
ИНН 0323376667, ОГРН 1140327012044
ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630