Решение №04-56/390 Решение по обращению МАДОУ ясли-сад «Подснежник» о включении... от 8 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-50/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«7» февраля 2022 года              город Улан-Удэ   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя МАДОУ ясли-сад «Подснежник» <…>, доверенность от 31.01.2022, генерального директора ООО «Спектр» <…>, представителя ООО «Спектр» <…>, доверенность от 02.02.2022 № 2022,

рассмотрев обращение Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ясли-сад «Подснежник» (далее – Заказчик) (вх. от 31.01.2022 № 607) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спектр» (далее – Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматических установок пожарной сигнализации и речевого оповещения, № 0302300069922000001 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам проведенного Запроса котировок заявка ООО «Спектр» допущена к участию в закупке. Согласно протоколу подведения итогов Запроса котировок, размещенному 22.01.2022 в ЕИС, закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что подана только одна заявка. В установленный законом срок, Общество не направило Заказчику подписанный проект контракта. На основании чего Заказчиком 27.01.2022 сформирован протокол о признании участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение и документы, свидетельствующие об уклонении Исполнителя от заключения контракта в Бурятское УФАС России для рассмотрения.

ООО «Спектр» представило письменное пояснение, из которого следует, что Исполнитель не уклонялся от заключения контракта, желал его заключить и исполнить, так как объект закупки относится к профессиональной сфере деятельности организации, что подтверждается действующей лицензией МЧС России № 38-Б/00040 от 21.04.2014 и опытом ранее исполненных контрактов. Причиной, по которой ООО «Спектр» не смогло подписать контракт в установленный срок, явилась болезнь ответственного лица – генерального директора <…>. Данное обстоятельство подтверждается медицинскими документами – справкой ОГБУЗ «ИГП № 4» от 25.01.2022 и справкой о проведении ПЦР теста на выявление новой коронавирусной инфекции от 26.01.2022, в результате которого обнаружена РНК вируса SARS-CoV2. В день подписания контракта, 24.01.2022 генеральный директор Общества находился в тяжелом состоянии и не мог осуществить подписание контракта по данной закупке, а также отсутствовала возможность делегирования полномочий по подписанию контракта на иных сотрудников организации, в силу того, что у остальных сотрудников отсутствуют специальные знания и навыки работы с ЕИС/ЭЦП/Электронной площадкой. В силу отсутствия технической возможности подписать контракт по истечении периода его нормативного подписания, Общество направило в адрес Заказчика подписанный контракт на бумажном носителе, тем самым заявив о готовности исполнить данный контракт. Считает, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, также указывает, что включение в реестр повлечет значительное количество негативных процессов, в том числе срыв исполнения большого количества заключенных контрактов, находящихся на исполнении. Считает, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и/или умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют и просит не включать сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:

16.01.2022 на официальном сайте в единой информационной системе размещено извещение о проведении Запроса котировок, № 0302300069922000001. Начальная цена – 68 676,66 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов Запроса котировок от 22.01.2022, закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что подана только одна заявка – ООО «Спектр», которая допущена к участию.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

22.01.2022 Заказчиком размещен итоговый протокол в Единой информационной системе, 23.01.2022 направлен проект контракта Обществу на подписание. В регламентированный срок, 24.01.2022 Исполнителем контракт не подписан, в связи с чем, 27.01.2022 Заказчик признает участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО «Спектр», выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок. Общество представило в материалы рассмотрения обращения документы, подтверждающие невозможность подписания контракта по объективным причинам, связанным с болезнью генерального директора ООО «Спектр» (подтвержденный диагноз – коронавирусная инфекция) (представлены соответствующие справки из медицинского учреждения). Кроме того, у Исполнителя имеются исполненные надлежащим образом контракты, представлена действующая лицензия МЧС России, подтверждающая, что организация осуществляет деятельность в указанной области.

 Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Спектр» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078

р е ш и л а:

Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спектр» (ИНН – 3827044352, КПП – 382701001, адрес (место нахождения): 664014, г. Иркутск, ул. 1-я Московская, д. 1, офис 1) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в    течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны