Решение №04-50/163 Решение по жалобе САО «ВСК» на действия заказчика ФКУ "Центр... от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/42-16/2023

 «19» января 2023 года                                                              город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>

Заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя САО «ВСК» <…>.,

рассмотрев жалобу САО «ВСК» на действия заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия" при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме - Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд МВД по Республике Бурятия (№0802100000922000070 ), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:   

Заявитель полагает, что заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения. Считает, что действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

30.12.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0802100000922000070. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 897 158,47    рублей.

1. Ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.

Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

В составе жалобы заявитель указывает, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника конкурса".

Согласно п. 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом "г" п. 24 Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:

а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

-документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

-связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Согласно п. 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) данный ГОСТ устанавливает общие положения, требования и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 индекс деловой репутации: Целое числовое значение в интервале от 0 до 100, присваиваемое заявителю по результатам работы по оценке соответствия требованиям системы стандартов, в зависимости от конкретных видов экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 отчет о сертификации это документ, содержащий информацию о результатах проведенной работы по сертификации опыта и деловой репутации.

Согласно п. 5.5 ГОСТ Р 66.0.01-2017 выполнение работ по оценке опыта и деловой репутации проводится по инициативе заявителя.

Согласно п. 5.6 ГОСТ Р 66.0.01-2017 оценку опыта и деловой репутации осуществляют путем экспертной оценки. Экспертная оценка основана на учете мнений экспертов и аудиторов, выполняющих работу по оценке соответствия требованиям системы стандартов.

Согласно п. 5.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 экспертная оценка предусматривает документальное удостоверение соответствия объектов оценки требованиям системы стандартов и использование факторной модели, указанной в разделе 7 ГОСТ Р 66.0.01-2017.

Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 в целях оценки соответствия требованиям системы стандартов заявитель обращается за получением сертификата соответствия в орган по сертификации или акта инспекции в орган инспекции.

Оценка соответствия в форме сертификации является первичной для заявителя для получения индекса деловой репутации. Оценка соответствия в форме инспекции осуществляется в целях подтверждения и актуализации индекса деловой репутации заявителя.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что по показателю "наличие у участников закупки деловой репутации" Положением предусмотрено исключительно представление сертификата соответствия, предусмотренным ГОСТ Р 66.0.01-2017, и определяющего индекс деловой репутации участника.

Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника конкурса": «оценивается значение рейтинга надежности страховой компании, присвоенного участнику конкурса (Страховщику) аккредитованным российским рейтинговым агентством «Эксперт РА» по состоянию на дату публикации открытого конкурса».

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует требованиям Положения, тем самым нарушены ч. 1 ст.32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

2. Согласно поданной жалобе заказчик установил два детализирующих показателя одного критерия оценки, которые в свою очередь никаким образом не относятся друг к другу. Подобное составление критерия оценки вводит участников закупки в заблуждение, непонятно что именно будет оцениваться по критерию «наличие  у  участников  закупки  финансовых ресурсов», будет ли данный критерий оцениваться размером уставного капитала, либо размером страховых резервов.

Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Так, согласно приложению №5 извещения в первой таблице «II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» для показателя оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» установлен детализирующий показатель - страховые резервы по страхованию иному, чем страхование жизни: оценивается размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни за 2021г., руб. (подтверждается формой № 1-страховщик «бухгалтерский баланс страховщика» за 2021г., строка 33 (код формы по ОКУД 0420125)).

Далее, согласно тому же приложению №5 к извещению об осуществлении закупки во второй таблице «III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» для показателя оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» установлен детализирующий показатель - размер  уставного  капитала  по  данным бухгалтерского баланса за 2021 год: оценивается по данным формы ОКУД 0420125 «бухгалтерский баланс страховой организации» за 2021 год, стр. 41 (в тыс. руб.). Перечнем  документов,  подтверждающим  размер  уставного  капитала  по  данным бухгалтерского баланса за 2021, устанавливается: - «бухгалтерский баланс страховой организации» за 2021 год (форма ОКУД 0420125).

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что такой порядок оценки вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет объективно оценить наличие у участников закупки финансовых ресурсов, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.

Кроме того, по второму доводу жалобы Заказчик пояснил, что в извещении о закупке допущена техническая ошибка.  

С учетом изложенного, действия Заказчика не соответствуют Положению и нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу САО «ВСК» обоснованной.
  2. Признать заказчика ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия" нарушившим ч. 1 ст.32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
  3.  Выдать обязательное для исполнения предписание.
  4. Направить материалы уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны