Решение №04-56/3032 Решение по обращению Министерства образования и науки Респуб... от 23 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-669/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«18» августа 2022 года    город Улан-Удэ                                                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя Министерства образования и науки Республики Бурятия  (далее – Заказчик) <…> (доверенность от 17.08.2022),  представителя ИП <…> <…> (доверенность от 10.07.2022),

рассмотрев обращение Министерства образования и науки Республики Бурятия  (вх. № 5049 от 12.08.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков <…> в связи с односторонним отказом исполнителя  от исполнения контракта  на Оказание услуг по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году, ИКЗ  222032305729003260100100100016399244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 22.06.2022 в единой информационной системе размещено извещение № 0102200001622002751  о проведении  открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году, (далее – Конкурс).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 960 000,00 рублей. На участие в Конкурсе подано 10 заявок, из них 1 заявка (№112124878) признана несоответствующей требованиям закона и извещения об осуществлении закупки.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.06.2022 по результатам подведения итогов победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник закупки с идентификационным номером заявки № 112120232 (ИП <…>) с ценой на право заключить контракт 100 руб.

11.07.2022   между Заказчиком и ИП <…> заключен государственный контракт № 0102200001622002751.

Заказчик 27.07.2022 посредством ЕИС получил  от исполнителя уведомление о Решении об отказе от исполнения контракта  с указанием причины: «В силу ст. 11 Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ  индивидуальный предприниматель <…> не может оказать услуги по Контракту, поскольку не является организацией и не может быть оператором независимой оценки качества».

Решение вступило в силу и контракт расторгнут 08.08.2022.

Заказчик настаивает на включении  ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков, указывает, что согласно извещению о проведении Конкурса какие-либо ограничения по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки не установлены, индивидуальный предприниматель подала заявку на участие в Конкурсе, дала согласие на оказание услуг, сделала ценовое предложение. Начиная с 11.07.2022 упущено время, услуги не оказаны.

Представитель ИП <…> дал пояснения, согласно которым  при подписании Контракта исполнитель  Протоколом разногласий предложил  внести изменения в Техническое задание в части  изменения: определение «организация - оператор» заменить на определение «исполнитель».

Такое предложение было обусловлено тем, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (далее -Федеральный закон № 392-ФЗ), который, в соответствии с Техническим заданием к Контракту (Приложение №2), является одним из нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение НОК, «сбор н обобщение информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг такими организациями (далее также - независимая оценка качества) осуществляются организациями, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключены государственные (муниципальные) контракты на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению указанной информации (далее -операторы)».

Однако Заказчик изменения не внес, в связи с чем ИП <…>вынуждена была заключить контракт.

ИП <…> организацией не является, следовательно, не может являться оператором независимой оценки качества.

На основании вышесказанного, руководствуясь ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, 11.07.2022 телеграфным отправлением, Заказчику было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта «11» июля 2022 г. № 0102200001622002751  в связи с невозможностью его исполнения индивидуальным предпринимателем.

27.07.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта «11» июля 2022 г. № 0102200001622002751 (реестровый номер 2032305729022000045) было загружено через личный кабинет ИП <…>.

Считает, что оснований для включения сведений об ИП <…> в Реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку, сохранив указанные выше противоречия в Государственном контракте, Министерство образования и науки Республики Бурятия фактически исключило возможность исполнения Контракта индивидуальным предпринимателем.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам. 

В силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 20.1 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году по заданию Заказчика с использованием своих материалов (далее – услуги), а Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для оказания услуг, принять результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Объем услуг, оказываемых Исполнителем, требования к оказываемым услугам, требования к результатам услуг определены в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение №1).

Цена за право заключения настоящего контракта на оказание услуг, составляет 100 (сто) рублей 00 коп., НДС не облагается.

В соответствии с техническим заданием срок оказания услуг: с  даты заключения государственного контракта по 30 ноября  2022 года.

В соответствии с пунктом 12.2 Контракта  расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

11.07.2022 исполнителем  принято решение №15 об одностороннем отказе от исполнения Контракта  в связи с тем, что индивидуальный предприниматель не является организацией и  не может быть оператором независимой оценки качества.

Указанное решение размещено в Единой информационной системе 27.07.2022.

Решение вступило в силу 08.08.2022.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

В рассматриваемом случае Бурятским УФАС России установлено, что исполнитель не приступил к выполнению принятых на себя обязательств по Контракту.

Доказательства нарушений условий контракта со стороны заказчика Индивидуальны предпринимателем  не представлены.

Исполнитель в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта №15 от 11.07.2022 не мотивировал отказ нарушениями условий Контракта со стороны Заказчика.

Исходя из системного толкования положений статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что односторонний отказ от исполнения договора не может быть произвольным, в отсутствие нарушений условий контракта заказчиком.

Довод исполнителя о том, что ИП <…> не является организацией и  не может быть оператором независимой оценки качества признается необоснованным.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что ИП <…>,   подавая заявку на участие в Конкурсе, должно было ознакомиться с извещением о проведении закупки, в том числе с Техническим заданием, условиями исполнения контракта.

Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Кроме того,  победитель Конкурса предоставила декларацию об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках.

Подписав контракт, ИП <…> взяла на себя обязательство по его надлежащему исполнению.

При том доказательств, подтверждающих возникновение обстоятельств, препятствующих выполнению принятых на себя обязательств, индивидуальным предпринимателем  не представлено.

В отсутствие оснований для отказа от Контракта, заключенного посредством конкурентных процедур, учитывая, что предметом услуг являются проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году, действия исполнителя расцениваются как недобросовестные.

Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта,  что подтверждает факт существенного нарушения индивидуальным предпринимателем условий контракта.

Представленные документы свидетельствуют о ненадлежащем  исполнении обязательств ИП <…> по заключенному контракту, в действиях индивидуального предпринимателя   усматривается недобросовестное поведение.

Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к неисполнению  контракта.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.      

Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что ИП <…> немотивированно отказалась от исполнения контракта, не исполнила принятые на себя обязательства по оказанию услуг по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году, в действиях индивидуального предпринимателя   усматривается недобросовестное поведение.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

  1. Включить сведения в отношении индивидуального предпринимателя <…> (ИНН <…>), адрес (местонахождение): <…>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
  2. Датой включения сведений в отношении ИП <…> считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

08.08.2022

09.08 – 10.082022

11.08.2022

1

12.08.2022

19.082022

18.082022

-

19.08.- 23.08.2022

23.08.2022

-

-

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны