Решение №04-50/632-2019 Решение по жалобе ООО «Эксперт закупок» на положения докумен... от 12 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участника закупки №04-50/632-2019 (№003/06/31-1067/2019),

№04-50/633-2019 (№003/06/64-1068/2019),

«7» ноября 2019 года                                                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:

<…>,

в присутствии представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик, ФКУ Упрдор «Южный Байкал») – <…> (доверенность от 10.01.2019 №1),

в отсутствие представителей ООО «Эксперт закупок» (далее – Заявитель 1), ООО «КС-Строй» (далее – Заявитель 2), о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало,

рассмотрев жалобы ООО «Эксперт закупок» (вх.№7292 от 30.10.2019), ООО «КС-Строй» (вх.№7294 от 30.10.2019) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту моста через р. Утулик на км 139+546 автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Иркутская область, номер закупки 0302100003019000094 (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент).

установила:

Заявитель 1 указывают в жалобах, что в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99) Заказчик не установил дополнительное требование к участникам закупки о наличии за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.

Заявитель 2 полагает, что документация об Аукционе составлена с нарушением Закона о контрактной системе.

Первый и третий довод жалобы сводятся к тому, что Заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе проектная документация на выполнение работ по ремонту моста не размещена в Единой информационной системе в полном объеме. Так в составе размещенной проектной документации отсутствует Проект организации строительства 23/2018-ПОС.

Кроме того, проект государственного контракта в документации об Аукционе не содержит необходимых положений в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», что нарушает часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Просит провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.

Представитель Заказчика с доводами заявителей не согласился и дал пояснения согласно письменному отзыву на жалобы от 06.11.2019 №3622/09, в соответствии с которым считает, что документация об Аукционе соответствует всем требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного просит признать жалобы необоснованными.

В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

22 октября 2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона №0302100003019000094. Начальная (максимальная) цена контракта – 54 658 124,00 рублей.

1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением №99 установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) за последние три года одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ для следующих отдельных видов строительных работ:

– выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

– выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

– выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

– выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейным объектом понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Предметом оспариваемого Аукциона является выполнение работ по ремонту моста через р. Утулик на км 139+546 автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита, которые по своему существу не могут быть отнесены к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства и линейного объекта, строительству некапитального строения, сооружения и благоустройству территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» термин «мост» входит в состав понятия «искусственные дорожные сооружения» – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона.

Пунктом 3.2 ГОСТ 33178-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» определено, что мост – это мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения. В свою очередь согласно пункту 3.1 ГОСТ 33178-2014 мостовое сооружение – это инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост».

Приложением Б «Термины и определения» СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* (с Изменением №1)» установлено, что мост – это наиболее распространенное и обобщенное понятие мостового сооружения, а мостовое сооружение – искусственное сооружение над препятствиями для пропуска транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения – порознь или в различных комбинациях.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.

Кроме того, довод Заявителя 1 о необходимости требования к участникам закупки о наличии выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог признан необоснованным поскольку согласно пояснениям к группировке «Сооружения» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст, автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров, а мост через р. Утулик на км 139+546 автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита имеет полную длину 130,67 метров, следовательно, является самостоятельным сооружением и объектом капитального строительства.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно части 6 статьи 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.

При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Вместе с тем, поскольку предмет оспариваемого Аукциона не относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства подготовка проектной документации для выполнения работ по ремонту моста через р. Утулик не является обязательной.

Кроме того, довод Заявителя 2 о размещении не в полном объеме проектной документации не нашёл своего фактического подтверждения, так как архив «ПСД.rar» из 14 томов, размещенный в Единой информационной системе, содержит проект в полном составе. Проект организации строительства представлен в файле «!Том 5.1_ПОС.pdf».

3. Довод Заявителя 2 об отсутствии в проекте государственного контракта типовых условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций признан несостоятельным на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 №606 (далее – Правила №606).

Пунктом 14 Правил №606 предусмотрено, что утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 – 17 Правил №606, за исключением закупок, указанных в пункте 18 Правил №606, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе установка в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является правом, а не обязанностью Заказчика.

При этом частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 вышеуказанной статьи, также включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В извещении о проведении Аукциона требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не установлено, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием объема такого привлечения в проекте государственного контракта выполнение работ по ремонту моста через р. Утулик на км 139+546 автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита отсутствует.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России,

решила:

Признать жалобы ООО «Эксперт закупок» и ООО «КС-Строй» необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>, <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны