Аналитический отчет №06-14/17 Аналитический отчет по делу в отношении ООО "Бурятская элект... от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии 

  1. Общие положения

Настоящий анализ проведен в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/08-2019, возбужденного в отношении ООО «Бурятская электросетевая компания» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для возбуждения дела № 05-11/08-2019, выразившиеся в намеренном занижении регулируемых тарифов в договоре № 1Т от 01.11.2018 возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ООО «Бурятская электросетевая компания» и ООО «Мясоперерабатывающая фабрика «Селенга», уровня напряжения СН1, т.е. ООО «Байкальская электросетевая компания» реализует электрическую энергию потребителю по цене ниже  регулируемого тарифа, установленного Приказом РСТ по РБ  от 18.01.2020  №  1/2  для уровня напряжения СН2.  

В целях реализации Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции 20.07.2016) утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее- Порядок № 220).  В соответствии с пунктом 10.6 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 – 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Исходя из изложенного, с учетом поставленной цели в рамках настоящего анализа достаточно установить продуктовые и географические границы товарного рынка, а также состав хозяйствующих субъектов, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Методическую основу исследования составили:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённый приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 в редакции 20.07.2016 (далее -  Порядок № 220).

В качестве источников исходной информации использовались данные, имеющиеся в материалах дела № 05-11/08-2019, решения арбитражных судов по делу А10-5305/2019, а также сведения, опубликованные на сайтах организаций ООО «Бурятская электросетевая компания» и ПАО «МРСК-Сибири».

  1. Временной интервал исследования

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от:

- цели исследования;

- особенностей товарного рынка.

по следующим основаниям:

Целью исследования является установление временного интервала исследования рынка, продуктовых и географических границ рынка в рамках рассмотрения дела, о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Бурятская электросетевая компания» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Заявление ПАО «МРСК Сибири» поступило в адрес Бурятского УФАС России 25.04.2019 № 2768, указывающее на признаки недобросовестной конкуренции в действиях в действиях ООО «Бурятская электросетевая компания».   Из заявления следует, что сетевая организация ООО «Бурятская электросетевая компания» (далее – ООО «БЭСК») в нарушение установленного порядка ценообразования принимая во владение имущество потребителя ООО «Мясоперерабатывающая фабрика «Селенга» (далее ООО «МФ «Селенга») заключило с последним договор оказания услуг по передаче электрической энергии по уровню напряжения СН1. При этом схема фактического присоединения для потребителей изменилась, соответственно должен измениться и уровень напряжения для расчетов за потребленную электрическую энергию на уровень СН II. Следовательно, действия ООО «БЭСК» обладают признаками намеренного занижения регулируемых тарифов в расчетах с потребителями ООО «МФ «Селенга».

По результатам рассмотрения указанного заявления было возбуждено дело № 05-11/08-2019 по признакам нарушения ООО «БЭСК» пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела № 05-11/08-2019 определением от 23.09.2020 было приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу № А10-5305/2019 по иску ООО «БЭСК». 21.05.2020 вступило в законную силу Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Определением Бурятского УФАС России от 26.05.2020 рассмотрение дела № 05-11/08-2019 возобновлено, рассмотрение дела назначено на 16 июня 2020 года. На заседании 16.06.2020, с учетом выводов суда первой инстанции по делу № А10-5305/2019 Комиссия   пришла к выводу, что в действиях ООО «Бурятская электросетевая компания» содержатся признаки нарушения статьи 14.8. Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного временным периодом исследования рынка является период с 01.01.2019 по 10.09.2020.

Указанный интервал включает период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства и дату поступления заявления, поступившего в адрес Бурятского УФАС России.      

Согласно пункту 2.4 Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

В качестве временного интервала исследования определен период с 01.01.2019 по 10.09.2020.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 10.6 Порядка № 220 определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

Из материалов дела № 05-11/08-2019 следует, что между сетевой организацией ООО «Бурятская электросетевая компания» и потребителем ООО «Мясоперерабатывающая фабрика «Селенга» заключен договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии №1/Т от 01.11.2018.

В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного договора сетевая организация ООО «Бурятская электросетевая компания» обязуется оказывать Потребителю ООО «Мясоперерабатывающая фабрика  «Селенга» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства принадлежащие ему электрических сетей, а Потребитель обязуется оплатить услуги по передаче электрической энергии в размеры и сроки, установленные договором от 01.11.2018 № 1/Т. 

Из материалов дела следует, что ООО «БЭСК» с ООО «Мясоперерабатывающая компания «Селенга» договор субаренды объектов электросетевого хозяйства № А32/18 от 01.11.2018, куда вошли участки электрических сетей, граничащих с сетями ПАО «МРСК – Сибири». 

Согласно официальному сайту http://besk03.ru/ между сетевой организацией № 1 ПАО «МРСК Сибири» и сетевой организацией № 2  ООО «Бурятская электросетевая компания» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 18.0300.1484.19  от 08.04.2019.

Пунктом 2.1. данного договора установлено, что стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии  путем осуществления  комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги пор передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

Согласно общероссийским классификаторам услуги по передаче электрической энергии относятся к: ОКВЭД 40.12, ОКПД 40.12.

Таким образом, в настоящем исследовании в качестве продуктовых границ определены как услуги по передаче электрической энергии

  1. Определение географических границ товарных рынков

Согласно пункту 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) проведено в соответствии с пунктом 4.2. Порядка № 220 на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Дело № 05-11/08-2019 возбуждено по итогам рассмотрения заявления ПАО «МРСК» в отношении ООО «Бурятская электросетевая компания» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Закона о защите конкуренции.

ООО «Бурятская электросетевая компания» (далее- ООО «БЭСК») зарегистрировано по адресу: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9, официальный сайт http://besk03.ru/, E-mail: besk03@yandex.ru

Основным видом деятельности ООО «БЭСК» является Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД 35.12).

Исходя из изложенного в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка предварительно определены границы г. Улан-Удэ.

ООО «БЭСК» является субъектом естественной монополии по передаче электрической энергии.

Общество в исследуемый период оказывало услуги по передаче электрической энергии, которые отнесены к естественно-монопольному виду деятельности, на территории нескольких районов Республики Бурятия, согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте сетевой организации http://besk03.ru/.

Согласно пункту 4.7. Порядка проведения анализа № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

  • административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);
  • организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
  • технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Кроме того, ФАС России разработана Методика определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий (утверждена Решением Президиума Федеральной антимонопольной службы России от 01.02.2012 N 3, далее - Методика), где выработан подход к определению продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с Методикой ФАС России административно-территориальный критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из административной территории деятельности организации (территория РФ, территория федерального округа РФ, территория экономических районов РФ, территория субъекта РФ, территория (района, города, пгт, иное) субъекта РФ).

Организационный критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из особенностей организационной структуры хозяйствующего субъекта (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта).

Технологический критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), а также возможностей приобретателей (потенциальных потребителей) по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям) (территория расположения технологической инфраструктуры, территория расположения связанной технологической инфраструктуры).

С учетом специфики нарушений и действий ответчика, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства географические границы товарного рынка в настоящем исследовании определено административным критерием.

В соответствии с информацией официального сайта ООО «БЭСК» (http://besk03.ru/potrebiteli/teritoriya/) в исследуемый период оказывало услуги по передаче электрической энергии на территории следующих районах Республики Бурятия: Заиграевский, Иволгинский, Кяхтинский, Кабанский, Мухоршибирский районы и городах Бабушкин, Гусиноозерск и Улан-Удэ.

Согласно выписке от 28.08.2020 из ЕГРЮЛ ПАО «Россети Сибири» имеет 8 филиалов в регионах Сибирского федерального округа Российской Федерации. На территории Республики Бурятия действует филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго». В состав филиала «Бурятэнерго» входят 3 производственных отделения (ПО) и 19 районов электрических сетей (РЭС):

п/п

Наименование подразделения филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго»

Местонахождение аппарата управления

1.

ПО «Южные электрические сети»

г. Гусиноозерск

1.1.

«Бичурский РЭС»

с. Бичура

1.2.

«Гусиноозерский РЭС»

г. Гусиноозерск

1.3.

«Джидинский РЭС»

с. Петропавловка

1.4.

«Закаменский РЭС»

г. Закаменск

1.5.

«Кяхтинский РЭС»

г. Кяхта

1.6.

«Мухоршибирский РЭС»

с. Мухоршибирь

2.

ПО «Байкальские электрические сети»

п. Каменск

2.1.

«Кабанский РЭС»

п. Каменск

2.2.

«Прибайкальский РЭС»

с. Турунтаево

2.3.

«Тункинский РЭС»

с. Кырен

2.4.

«Баргузинский РЭС»

п. Баргузин

2.5.

«Курумканский РЭС»

с. Курумкан

2.6.

«Северобайкальский РЭС»

г. Северобайкальск

2.7.

«Таксимовский РЭС»

п. Таксимо

3.

ПО «Центральные электрические сети»

г. Улан-Удэ

3.1.

Иволгинский РЭС

п. Иволгинск

3.2.

Тарбагатайский РЭС

п.Тарбагатай

3.3.

Городской РЭС

г.Улан-Удэ

3.4.

Заиграевский РЭС

п.Заиграево

3.5.

Хоринский РЭС

с.Хоринск

3.6.

Кижингинский РЭС

с.Кижинга

3.7.

Еравнинский РЭС

п.Сосновоозерск

3.8.

Баунтовский РЭС

п.Багдарин

 

   

Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» расположен по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пр. 50 лет. Октября, 28.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия ежегодно устанавливаются Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее- РСТ РБ). На 2019 год Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия утверждены Приказом № 1/55 от 26.12.2018, Приказом РСТ РБ № 1/2 от 18.01.2019 внесены изменения в данный приказ.

Рынок услуг по передаче электрической энергии является естественно-монопольным, каждая сетевая организация оказывает услуги в границах пролегания электрических сетей, принадлежащих ей на законном праве. Однако с учетом того, что при рассмотрении данного дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить границы территории, на которой ООО «БЭСК» могло в результате указанных действий быть ущемлены права ПАО «Россети - Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», географические границы рассматриваемого рынка определены как территория Республики Бурятия.

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов

Согласно пункту 10.6 Порядка № 220 определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

ООО «Бурятская электросетевая компания» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия 31.01.2018, юридический адрес: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9, ИНН 0323403215, ОГРН 1180327000952, E-mail: besk03@yandex.ru

Уставный капитал составляет 10 тыс. рублей. Учредителями является одно физическое лицо: Иванов А.В.

Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор – Южиков Алексей Владимирович.   

ПАО «МРСК Сибири» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю 12.07.2007, юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. ограда, д. 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527. В республике Бурятия осуществляет деятельность Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», юридический адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пр. 50 лет. Октября, 28.

ООО «БЭСК» и ПАО «Россети - Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» являются сетевыми организациями, соперничающими хозяйствующими субъектами на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия.

На данном рынке услуг конкуренция за потребителя практически невозможна ввиду присоединения потребителей к сетям конкретной сетевой компании. Между тем, сетевые организации могут конкурировать за право заключения договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования объектов электрического хозяйства в целях расширения своего бизнеса.

ПАО «Россети - Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и ООО «БЭСК» осуществляют деятельность на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, признаются конкурирующими субъектами.

Связанные организации

Связанные организации не указаны