Решение (комиссия) №ИБ/362/24 Решение по обращению ГБУЗ «Территориальный центр медицины ка... от 2 февраля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-28/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«31» января 2024 года                                                               г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» (далее – ГБУЗ «ТЦМК РБ», Заказчик) <...>, <...> (доверенность от 24.01.2024), представителя общества с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Каспий» ИНН 0554004514 (далее – ООО Авиакомпания «Каспий», Общество, Исполнитель) <...> (доверенность от 22.01.2024),

рассмотрев обращение ГБУЗ «ТЦМК РБ» (вх. № 366-ЭП/24 от 24.01.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО Авиакомпания «Каспий» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, ИКЗ – 232032311461503260100100910015223244, номер извещения – 0102200001623003347, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

21.11.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0102200001623003347 о проведении электронного аукциона: «Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации». Начальная (максимальная) цена контракта – 29 445 300,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2023 победителем аукциона признается участник закупки – 80, предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наименьшую сумму цен таких единиц и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям Закона и извещения об осуществлении закупки (заявке присвоен первый порядковый номер, в порядке подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).

15.12.2023 между ГБУЗ «ТЦМК РБ» и ООО Авиакомпания «Каспий» заключен контракт № 0102200001623003347 на авиационные работы в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее – Контракт).

По условиям пункта 1.1 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в порядке и на условиях, установленными Контрактом, выполнить авиационные работы в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее – Работы), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их.

В силу пункта 1.2 Контракта Работы выполняются Исполнителем в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и технического задания на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее – Техническое задание) (приложение № 1 к Контракту).

В соответствии с разделом 2 Контракта:

- Работы должны выполняться в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими соответствующие правоотношения, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими организацию воздушного движения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2.1 Контракта).

- Работы выполняются Исполнителем на основании Заявок на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее – Заявка) (приложение № 2 к Контракту), направляемых Заказчиком Исполнителю в порядке, установленном пунктом 8.1 Технического задания (приложение № 1 к Контракту) – пункт 2.2 Контракта.

- Право Исполнителя на выполнение Работ подтверждается сертификатом эксплуатанта от 27.06.2022 № АР-104, а также документами, предусмотренными пунктом 2 Технического задания (приложение № 1 к Контракту) – пункт 2.3 Контракта.

Согласно пункту 5.1 Контракта Работы по Контракту выполняются в сроки, указанные в Заявках (приложение № 2 к Контракту) с 01.01.2024 по 31.12.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Исполнитель обязан, в частности:

- выполнять Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту) и на основании Заявок (приложение № 2 к Контракту);

- обеспечить соответствие выполняемых Работ требованиям федеральных авиационных правил, а также иным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- обеспечить предоставление воздушного судна с экипажем, оборудованного медицинским модулем и (или) медицинским оборудованием, необходимыми для оказания авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи и/или выездной экстренной консультативной бригадой скорой медицинской помощи (далее – бригада) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее – Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный Приказом N 388н), и соответствующего требованиям к воздушному судну, предусмотренным пунктом 9 Технического задания (приложение № 1 к Контракту).

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 14.6 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.

На основании пункта 14.7 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе – в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 12.01.2024 05:26 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Исполнителя о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 12.01.2024.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 23.01.2024.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Однако, до вступления решения в силу нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, Исполнителем не устранены.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеуказанной нормы Заказчиком 24.01.2024 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО Авиакомпания «Каспий» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, в действиях Заказчика по расторжению контракта с Исполнителем в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Поставщика в Бурятское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

23.11.2023 для исполнения Контракта Исполнитель направил в адрес ООО «Байкальская информационная компания» (владельца посадочных площадок) письмо № 88-23В, в котором запросил информацию о посадочных площадках и о возможности заключения договора аренды.

28.11.2023 ООО «Байкальская информационная компания» направило в наш адрес письмо № 151/23, в котором запросило у Исполнителя информацию для заключения договора аренды посадочных площадок.

30.11.2023 Исполнитель направил письмо в адрес ВС МТУ Росавиации с запросом на полный перечень действующих площадок (для самолетов/вертолетов).

07.12.2023 ВС МТУ Росавиации направило ответ № 5065/04-ВСМТУ, в котором перечислило сведения о посадочных площадках.

11.12.2023 ООО Авиакомпания «Каспий» заключило договор № 17-23 возмездного оказания услуг на посадочных площадках с ООО «Байкальская информационная компания»

27.12.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо № 1052, в котором просил направить список ответственных лиц по Контракту, и представив со своей стороны контактную информацию о сотрудниках Заказчика.

Письмом № 96-23УУ от 28.12.2023 ООО Авиакомпания «Каспий» направило запрашиваемую информацию и подтвердило готовность исполнения Контракта с 01.01 2024.

29.12.2023 в ходе приемки воздушного судна АН-2 б/н были выявлены нарушения, которые отражены в Акте приемки самолета от 29.12.2023 (подписан членами комиссии Заказчика – <...>, <...>, <...>, представителем Исполнителя – <...>). Исполнителю был предоставлен срок для устранения выявленных нарушений – до 01.01.2024.

31.12.2023 от Исполнителя поступило письмо № 39-23 УУ о неактуальности сведений об аэродромах Республики Бурятия, полученных от Минтранса Республики Бурятия (отсутствуют контактные лица, имеющие отношение к посадочным площадкам), что привело к затягиванию процесса оформления договоров. В связи с этим ООО Авиакомпания «Каспий» сообщило о невозможности исполнять условия Контракта с 01.01.2024 и просило перенести сроки начала исполнения Контракта, указав, что о готовности к исполнению условий Контракта сообщит дополнительно.

Письмом № 04 от 09.01.2024 ГБУЗ «ТЦМК РБ» разъяснило, что отсутствие договорных отношений по посадочным площадкам по Республике Бурятия не является существенным основанием для переноса сроков исполнения контракта. Сроки исполнения контракта могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе о контрактной системе. Напрямую на возможность изменения сроков исполнения контракта указывает подпункт 6 и 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, и сроки исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, по соглашению сторон возможно изменить на основании пункта 12 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Ни один из указанных пунктов не подпадает под ситуацию Исполнителя.

В данном письме Заказчик также сообщил, что в период с 01.01.2024 по 08.01.2024 совершено девять вылетов, из которых пять неисполненных заявок приходилось на Общество. Заказчик, ссылаясь на пункты 3.1.13, 3.4.1 Контракта, просил ООО Авиакомпания «Каспий» в срочном порядке приступить к исполнению Контракта.

Ранее в адрес Исполнителя были направлены запросы от 04.12.2023 № 986, от 11.12.2023 № 996, от 13.12.2023 № 1004, от 19.12.2023 № 1028, от 26.12.2023 № 1050 о предоставлении документов (информации), предусмотренных пунктом 12 Технического задания к Контракту. Кроме того, в течение одного рабочего с даты заключения контракта не были представлены: копии сертификатов или дополнений к сертификату типа с картой данных к нему или аттестата о годности к эксплуатации или иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года (в соответствии со статьей 37 Воздушного кодекса Российской Федерации); копия сертификата летной годности (в соответствии со статьей 36 Воздушного кодекса Российской Федерации).

22.12.2023 письмом № 1042 в адрес Исполнителя за не предоставление вышеуказанных документов направлено претензионное письмо о применении штрафа в размере 5 000 руб. (не оплачен).

Всего за период с 01.01.2024 по 22.01.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлены 21 заявка. По вышеуказанным заявкам Исполнитель не осуществил ни одного вылета. В связи с чем Заказчиком направлено 4 претензионных письма с применением штрафных санкций на общую сумму размере 5 889 060,00 рублей (каждый штраф в размере 1 472 265,00 руб., не оплачены).

Ввиду неоднократного нарушения Исполнителем своих обязательств по Контракту, на основании пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, раздела 12 Контракта Заказчиком 12.01.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Представителем ООО Авиакомпания «Каспий» даны пояснения, из которых следует, что со стороны Заказчика не было направленно ни одной соответствующей Контракту Заявки, так как в соответствии с пунктом 8.1 Технического задания к Контракту: Заявка (приложение № 2 к Контракту) должна быть подписана уполномоченным лицом Заказчика. При этом в случае не определения Заказчиком лица, уполномоченного от имени Заказчика подписывать и направлять Заявки, Заявка должна быть подписана лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Заказчика, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц. Тогда как подписантом выступает <...> – лицо, которое не имеет права без доверенности действовать от имени Заказчика.

Кроме того, заявка адресована ООО «Каспий» тогда как наименование Исполнителя – ООО Авиакомпания «Каспий», а также Исполнителю не направлялись оригиналы ни одной из заявок в нарушении пункта 8.1 Технического задания. Как указывает представитель Общества, вышеуказанное говорит о незаконности направления данных Заявок Исполнителю.

Также представитель Общества сообщает о не верном указании Заказчиком положений ГК РФ при расторжении Контракта. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в том числе содержит ссылки на положения Закона о контрактной системе и соответствующий пункт Контракта, что свидетельствует о законности принятого решения.

Относительно довода Заказчика о непредставлении документов, указанных в пункте 12 Технического задания к Контракту, представитель Исполнителя сообщил, что Контракт не регламентирует сроки предоставления документов в адрес Заказчика, данные документы уже направлялись Заказчику. Вместе с тем, доказательств направления в адрес Заказчика вышеуказанных документов на Комиссию не предоставлено.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что направленные ГБУЗ «ТЦМК РБ» заявки в адрес Исполнителя составлены в соответствии с Техническим заданием к Контракту и подписаны уполномоченными должностными лицами, направлены на электронную почту Общества. В качестве подтверждения заявленного представлены следующие документы:

- Приказ ГБУЗ «ТЦМК РБ» № 7-од от 18.01.2018 уполномочивает заведующего отделением плановой и экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации <...> правом подписания направляемых заявок на полет авиакомпаниями. В случае отсутствия <...> правом подписи уполномочено замещающее его лицо.

- Приказом ГБУЗ «ТЦМК РБ» № 263л от 24.11.2023 обязанности заведующего ОЭКСМП <...> возложены на заведующего ОСМП <...> с 04.12.2023 до выхода на работу <...>.

В ходе анализа представленных Исполнителем заявок Заказчика установлено, что они подписаны уполномоченными должностными лицами Заказчика – <...>, <...> Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает нарушений в направленных в адрес Исполнителя Заявках.

Кроме того, представитель Заказчика просила обратить внимание, что письмо Исполнителя № 39-23 УУ от 31.12.2023 содержит информацию о неоформленных договорных отношениях по посадочным площадкам, однако направленные Заказчиком 9 заявок в северные районы Республики Бурятия (Северобайкальск, Таксимо) располагают аэропортами. В общей доступности на сайте размещена информация от ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» с прейскурантом цен о сборах и тарифах на аэропортовое и наземное обслуживание ВС с аэродромами Таксимо и Нижнеангарска (Северобайкальска), телефонами и адресами. В связи с этим, как указывает представитель ГБУЗ «ТЦМК РБ», на 01.01.2024 препятствий по заключению договорных отношений с аэропортами в данных районах у Исполнителя не должны были возникнуть.

На вопрос Комиссии представителю Общества о причинах неисполнения Контракта конкретный ответ с подтверждающими документами не получен.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона. Действуя в рамках заключенного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

Участник закупки, не исполнивший обязательства в соответствии с положениями государственного контракта, образует существенное нарушение его условий, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении данного контракта.

При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела и представленные материалы (информацию), приходит к выводу о виновности ООО Авиакомпания «Каспий» в ненадлежащем исполнении своих обязательств, при исполнении Контракта Общество проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику: ООО Авиакомпания «Каспий» нарушило права Заказчика, проигнорировав условия и сроки исполнения Контракта, поставило под угрозу эффективное использование бюджетных средств, привело к срыву своевременного оказания медицинской помощи населению Республики Бурятия, что поставило под угрозу сохранение жизни и здоровья граждан.

Неисполнение принятых Обществом обязательства по Контракту в установленные сроки и с надлежащим качеством, свидетельствует о его недобросовестном поведении, учитывая, что Исполнитель был ознакомлен с условиями Технического задания к Контракту, подавал заявку на участие в закупке, подписал Контракт на условиях, указанных в Техническом задании к Контракту, а, следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий Контракта в установленный срок.

Кроме того, Комиссия Бурятского УФАС не усматривает намерения ООО Авиакомпания «Каспий» исполнять Контракт в соответствии с его условиями и в сроки, предусмотренные Контрактом, поскольку до вступления в силу решения об одностороннем отказе Исполнителем нарушения условий Контракта не были устранены, доказательства обратного не предоставлено.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013).

Безусловных и убедительных доказательств, свидетельствующих о невозможности Исполнителем осуществить работы (услуги) в соответствии с условиями Контракта либо доказательств того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО Авиакомпания «Каспий» не представлено.

Наличие иных не зависящих от Общества причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО Авиакомпания «Каспий» не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО Авиакомпания «Каспий» как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.

Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также обращение Заказчика, его социальную значимость, принимая во внимание поведение ООО Авиакомпания «Каспий», выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, произведя анализ документов, всесторонне исследовав обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Каспий» ИНН 0554004514 (юридический адрес: 368305, Республика Дагестан, г.о. город Каспийск, г. Каспийск, ул. Назарова, д. 2, кв. 4), его учредителе/директоре Сулейманове Марате Курбановиче ИНН 054563697494 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия»
ИНН 0323114615, ОГРН 1020300904766
ООО Авиакомпания "Каспий"
ИНН 0554004514, ОГРН 1180571009662