Решение (комиссия) №ИБ/1701/24 Решение по жалобе ООО «Брокер Групп» на действия МБУ «Комбин... от 29 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/31-358/2024

«28» мая 2024 года                                                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителей МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» <...> (доверенность от 08.05.2024), <...> (доверенность от 27.05.2024), <...> (доверенность от 27.05.2024),

в отсутствие ООО «Брокер Групп», извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Брокер Групп» (вх. № 2816-ЭП/24 от 22.05.2024) на действия МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (далее – Заказчик), МУ «Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме: «Разработка проектной документации по рекультивации полигонов ТКО, расположенных в ур. Березняк с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Республики Бурятия», номер извещения – 030230004872400044 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, о том что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно- строительного проектирования, а также неправомерное установление дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. В данном случае на объект закупки не распространяются требования градостроительного законодательства, включение в извещение указанных требований к участникам закупки является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчик с доводом жалобы не согласился, нарушение законодательства о контрактной системе отсутствует, требования Закона о контрактной системе соблюдены. При подготовке проектной документации необходимо проведение инженерных изысканий. Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила), "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (пункт 8 Правил). В соответствии с описанием объекта закупки проектную документацию (далее - ПД) необходимо выполнить в объеме, соответствующем требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 и требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель». В связи с чем, требование о членстве в СРО установлено в соответствии с ч.4 ст. 48 ГрК РФ. Просит признать жалобу необоснованной.

Уполномоченным органом также представлены письменные пояснения, согласно которым жалоба является необоснованной по вышеуказанным основаниям.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

03.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Конкурса № 0302300048724000448. Начальная (максимальная) цена контракта – 38 243 266.67 рублей.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 ст. 31 Закона:

- Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства*…

Требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571

Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании части 6 статьи 31 Закона о закупках заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в информационном письме от 11.07.2023 № МШ/54828/23 «Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации» в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно -строительного проектирования.

В пункте 2 раздела 5, разделе 17 Технического задания Заказчиком предусмотрены виды (объемы) работ, в частности проведение инженерных изысканий (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания и т.д.).

Согласно письму ФАУ "Г" от 30.11.2021 N 08-05-1/18624-НБ "О достоверности определения сметной стоимости по объекту" рекультивация объектов размещения отходов, как правило, является частным случаем реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила), "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (пункт 8 Правил).

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

На практике рекультивация объектов размещения отходов, как правило, сопровождается такими работами, как переформирование тела полигона (изменение его высоты и/или площади); сооружение многофункционального защитного экрана над "новым" телом полигона; строительство/реконструкция систем сбора, отведения и очистки сточных вод (фильтрата); строительство/реконструкция дорог; строительство/реконструкция систем дегазации и утилизации биогаза; строительство/реконструкция подпорных стен и иных объектов, и фактически, являются реконструкцией объекта капитального строительства.

Также, Минприроды России в своем письме от 05.09.2014 N 05-12-44/20156 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» дало следующие, в том числе, разъяснения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) объекты размещения отходов (ОРО) - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Помимо требований к ОРО, установленных статьей 12 Закона об отходах, необходимо учитывать требования, предъявляемые к ОРО как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также требования природоохранного законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что требования к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования установлены правомерно.

Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о том, что объект рассматриваемой закупки не относится к объектам капитального строительства.

В связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 31 настоящего закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Объектом рассматриваемой закупки является разработка проектной документации по рекультивации полигонов ТКО, расположенных в ур. Березняк с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Республики Бурятия, начальная (максимальная) цена контракта – 38 243 266.67 рублей.

Согласно позиции 6 приложения II к Постановлению Правительства № 2571 при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 3 Постановления № 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В связи с чем, Заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушения требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствуют.

Довод жалобы признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Брокер Групп» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "Брокер Групп"
ИНН 5908077342, ОГРН 1175958051004
МУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЗАКУПКАМ"
ИНН 0326023564, ОГРН 1040302995402
МБУ «КБУ г. Улан-Удэ»
ИНН 0326483106, ОГРН 1090327002160