Решение №ИБ/1857/23 Решение по обращению МУ «Улан-Удэстройзаказчик» о включении ... от 28 июля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-548/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«25» июля 2023 года                                                                                                         г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителей Муниципального учреждения «Улан-Удэстройзаказчик» (далее – Заказчик) <...> (доверенность от 04.05.2023), <...> (доверенность от 25.07.2023) и посредством видеоконференцсвязи директора Общества с ограниченной ответственностью «Архитектурная мастерская «Проект Байкал» ИНН 0326026967 (далее – ООО «АМ «Проект Байкал», Подрядчик) <...>,

рассмотрев обращение Заказчика (вх. № 2431/23 от 18.07.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «АМ «Проект Байкал» в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Корректировка проектно-сметной документации по объекту: «Сохранение объекта культурного наследия «Усадьба Мостовского - торговые лавки» (реконструкция Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 17)», ИКЗ – 233032333944003230100101040017111414, номер извещения – 0302300048723000554 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика и представленных к нему документов следует, что на основании части 8 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчиком получено решение Комитета по Финансам Администрации г. Улан-Удэ № 8 от 14.06.2023 о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком – ООО «АМ «Проект Байкал». Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об электронном аукционе № 0302300048723000554.

Обществом в срок по 04.07.2023 не было предоставлено обеспечение исполнения контракта и не подписан проект муниципального контракта.

На основании статьи 104 Закона о контрактной системе 18.07.2023 Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пояснениям директора Общества, представленным до заседания Комиссии (вх. № 2470-ЭП/23 от 20.07.2023), ООО «АМ «Проект Байкал» не подавал документы на участие в электронном аукционе от 25.05.2023, обязательства по заключению контракта по итогам аукциона отсутствуют.

После не состоявшегося электронного аукциона, Заказчик обратился к Обществу с просьбой выполнить работы по корректировке проекта. Данное предложение было рассмотрено и принято при условии исключения требования выполнения проекта информационной модели, указанной в аукционной документации. Данное условие неоднократно оговаривалось с Заказчиком в процессе переговоров.

Полученное Заказчиком согласие Общества, подписанное 02.06.2023 и.о. директора Хулукшиновой Н.Е., было отклонено директором ООО «АМ «Проект Байкал» Саргаевой А.Н., поскольку у Общества отсутствует техническая возможность выполнить Контракт путем создания проекта информационной модели, о чем Заказчик был осведомлен. Общество не участвует в торгах, где требуется выполнение проекта информационной модели.

На основании изложенного, директор ООО «АМ «Проект Байкал» просит не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

11.05.2023 Заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе было размещено извещение № 0302300048723000554 о проведении электронного аукциона: «Корректировка проектно-сметной документации по объекту: "Сохранение объекта культурного наследия "Усадьба Мостовского - торговые лавки" (реконструкция Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 17)». Начальная (максимальная) цена контракта – 9 080 679,67 руб.

В пункте 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что закупка признается несостоявшийся в случаях, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки.

29.05.2023 электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе (пункт 1 и пункт 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе).

Частью 8 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 3-6 части 1 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи:

1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если настоящим Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если в соответствии с настоящим Федеральным законом заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);

3) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи. При этом, если при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры закупка в соответствии с частью 8 статьи 52, частью 4 статьи 77 настоящего Федерального закона осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) в случаях, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, специализированной электронной площадке, формирует и размещает такие информацию и документы в единой информационной системе (если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом);

б) положения пункта 2 части 2, подпункта «б» пункта 2 части 3, части 7 статьи 51 настоящего Федерального закона не применяются;

4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:

1) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом);

2) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).

На основании пункта 3 части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи должны соблюдаться следующие требования, в частности, контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания соответствующего протокола, указанного в части 6 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты получения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение контракта до получения такого решения не допускается.

Как следует из представленных Заказчиком материалов, 02.06.2023 от ООО «АМ «Проект Байкал» поступило согласие № 72 на выполнение вышеуказанных работ и предложение № 73 о цене контракта на сумму 9 080 679,67 руб., подписанные директором Общества Саргаевой А.Н.

Муниципальным учреждением «Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ» согласовано заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком – с ООО «АМ «Проект Байкал» на поставку: «Усадьба Мостовского – торговые лавки» (реконструкция Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 17)», с учетом требований части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе (решение № 8 от 14.06.2023).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня подписания соответствующего протокола, указанного в части 6 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По состоянию на 04.07.2023 муниципальный контракт не подписан ООО «АМ «Проект Байкал», в связи с чем Заказчиком составлен протокол об уклонении участника закупки от заключения Контракта № 0302300048723000554 от 05.07.2023, направлен Подрядчику (вх. № 11 от 06.07.2023). На основании статьи 104 Закона о контрактной системе 18.07.2023 Заказчиком направлены в антимонопольный орган документы и сведения, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

В рассматриваемом случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку в ходе анализа представленных документов Комиссией установлено несоответствие подписи директора Общества, отраженной в Согласии № 72 от 02.06.2023 на выполнение работ пол Контракту. Директор Общества пояснила, что действительно на согласии стоит не ее подпись, а сотрудника, заменяющего ее на время отсутствия – Хулукшиновой Н.Е. Документы, подтверждающие полномочия Хулукшиновой Н.Е. как врио директора ООО «АМ «Проект Байкал», отсутствуют. Следовательно, полученное Заказчиком Согласие № 72 от 02.06.2023 подписано должностным лицом, не имеющим соответствующих полномочий. Кроме того, из письменных пояснений Общества следует, что данное Согласие было отозвано директором ООО «АМ «Проект Байкал», поскольку у Подрядчика отсутствует техническая возможность выполнить Контракт путем создания проекта информационной модели, о чем Заказчик был осведомлен и на заседании Комиссии вышеуказанное не отрицал. В связи с чем, как сообщила, директор Общества, Подрядчик не выходит на закупки, где требуется выполнение данных работ.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что действия ООО «АМ «Проект Байкал» не могут свидетельствовать о преднамеренном уклонении от подписания контракта, в том числе ввиду отсутствия Согласия Подрядчика, подписанного уполномоченным лицом, следовательно, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ № 1078 от 30.06.2021 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью «Архитектурная мастерская «Проект Байкал» ИНН 0326026967 (адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, д. 17) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

МУ «Улан-Удэстройзаказчик»
ИНН 0323339440, ОГРН 1080326003009
«АМ «Проект Байкал»
ИНН 0326026967, ОГРН 1050303007314