Решение №04-50/922 Решение по жалобе ИП Кремешковой М.С. на действия заказчика ... от 27 февраля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/31-107/2023

«22» февраля 2023 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» <…>, доверенность от 01.02.2023, в отсутствие ИП <…>, уведомленной о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (вх. от 15.02.2023 № 681) на действия заказчика – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание консультационных и аналитических по оценке воздействия объекта накопления вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительности их жизни, номер закупки 0302100009023000004 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель указывает, что Заказчиком допущено нарушение требований законодательства о контрактной системе в части установления в пункте 6 Информационной карты требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, при этом Заказчик не установил исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям российского законодательства. Кроме того, в пункте 10 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего закона – в соответствии с Приложением № 1 к Информационной карте, однако данное приложение отсутствует. Указанные нарушения вводят в заблуждение участников закупки. Просит приостановить закупку, провести проверку, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.  

Заказчиком представлен отзыв на жалобу (исх. от 20.02.2023 № 03-20-03-890-2023), из пояснения представителя следует, что установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части того, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц». Так как Законом не определено точное наименование документа для подтверждения данного требования, выбор формы и наименование документа или его копии предоставляется на усмотрение участника закупки. Требования к участникам по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не применялись и соответствующее приложение отсутствует. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

07.02.2023 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0302100009023000004. Начальная (максимальная) цена контракта – 8 343 000,00 рублей.

1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 настоящего закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 9 Информационной карты Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкции по ее заполнению установлено следующее: 1) Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:

Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: 

1.1. Участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее- Указ № 252), либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

1.2. Установлено – в соответствии с разделом 6 информационной карты.

В разделе 6 Информационной карты предусмотрено: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона - документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона).

Заказчик согласно требованиям пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 настоящего закона установил, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, в том числе п. 11 ч. 1 ст. 31 закона - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (п.8 Информационной карты).

Указом N 252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252", на основании пункта 5 Указа N 252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.

Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечивается путем:

отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;

отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ);

расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).

Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 31 настоящего закона предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения (указанная позиция отражена в письме Минфина России от 20.07.2022 № 24-01-06/69926).

Таким образом, Заказчик неправомерно установил требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее- Указ № 252), либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц, так как данное требование устанавливается в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым нарушил требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего закона.  

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 настоящего закона).

Пунктом 10 Информационной карты предусмотрены Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона - Установлены в соответствии с Приложением №1 к информационной карте. Данное приложение в составе документов по закупке отсутствует.

Из пояснений Заказчика следует, что требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона не устанавливалось, однако такое требование содержится в Информационной карте, что вводит или может вводить отдельных участников закупки в заблуждение.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2023 подано 3 заявки на участие в Аукционе, все заявки участников признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 142, предложивший наиболее низкую цену контракта - 1 922 824,80 рублей. 

С учетом того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, не ограничили количество участников закупки, произошла экономия бюджетных средств, Комиссией принято решение не выдавать предписание.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ИП <…> обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны