Решение №04-56/3029 Решение по обращению Министерства внутренних дел по РБ о вкл... от 23 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-671/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«22» августа 2022 года                  город Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<….>, члена Комиссии,

<….>, члена Комиссии,

при участии в режиме ВКС представителя ООО «Компания «Пущинские лаборатории» (далее – Общество) по доверенности от 18.08.2022 № 2 <…>., в отсутствие представителей Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее – Заказчик), уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев обращение Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (вх. от 16.08.2022 № № 5061, 5062) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Компания Пущинские лаборатории» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона: Поставка реактивов для нужд ЭКЦ МВД по Республике Бурятия, номер извещения 0302100004521000104 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104, а также проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что по результатам Аукциона заключен контракт от 22.11.2021 № 0302100004521000104 на поставку реактивов для нужд ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (далее – Контракт) на сумму 3 151 606,43 рублей.

Поставка товара в соответствии с графиком: 01.04.2022 по 30.04.2022, 01.08.2022 по 31.08.2022, 01.11.2022 по 15.11.2022).

От поставщика товар поступил на сумму 451 981,14 рублей. На оставшуюся сумму 2 699 625, 29 рублей товар не поставлен.

29.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС).   

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил в антимонопольный орган настоящее обращение для рассмотрения.

Из пояснений представителя ООО «Компания Пущинские лаборатории» следует что контракт исполнен частично в связи с тем, что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара АО «Термо Фишер Сайентифик» (с которой заключен дистрибьюторский договор, действие договора с 25.05.2021 по 31.12.2022), приостановил продажи и производство продукции в России и Беларуси. В связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, осуществить дальнейшую поставку товара не представляется возможной.  В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р Великобритания, США являются странами, совершающими недружественные действия в отношении РФ.

Об этих обстоятельствах Заказчик был проинформирован своевременно с приложением подтверждающих документов. Заказчику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон. Общество обратилось за заключением в Торгово-промышленную палату РФ, однако заключение ТПП не выдано.

Просила учесть положительный опыт по ранее исполненным контрактам на поставку аналогичной продукции производителя Thermo Fisher Scientific до наступления сложившейся геополитической обстановки на мировом уровне и наложением санкций на Российскую Федерацию.

Просила не включать ООО «Компания Пущинские лаборатории» в реестр недобросовестных поставщиков.    

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

27.10.2021 в Единой информационной системе (далее –ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реактивов для нужд ЭКЦ МВД по Республике Бурятия, номер извещения 0302100004521000104. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 218 923,47 рублей.

22.11.2021 заключен Контракт, реестровый 1032305552921000108 между Заказчиком и единственным участником аукциона  на сумму 3 151 606,43 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику реактивы для ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД по Республике Бурятия (далее - товар) согласно Приложению (Спецификация товара), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар.

Согласно пункту 4.1. Срок поставки товара: в соответствии с Графиком поставки (Приложение №1). Поставка товара в соответствии с графиком: 01.04.2022 по 30.04.2022, 01.08.2022 по 31.08.2022, 01.11.2022 по 15.11.2022).

Обществом осуществлена поставка товара на сумму 451 981,14 рублей. На оставшуюся сумму 2 699 625, 29 рублей товар не поставлен.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

29.07.2022 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 13.1 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 12.08.2022 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу: 

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО «Компания Пущинские лаборатории», выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также копиями представленных документов, из которых следует что контракт исполнен частично в связи с тем, что на момент наступления срока исполнения обязанности по поставке товара в регион, производитель товара приостановил продажи и производство продукции в России и Беларуси, в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Компания Пущинские лаборатории» в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

РЕШИЛА:

Отказать во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Компания Пущинские лаборатории» (ИНН -) в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны