Решение №ИБ/1367/23 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 23 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-437/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«21» июня 2023 года                                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» <...> (доверенность от 17.10.2022 №92), представителя Банзарова Д.А. по доверенности от 29.09.2022 №03 АА 1158297 <...>,

рассмотрев обращение ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» (вх. № 1773-ЭП/23 от 14.06.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков гр. Банзарова Доржи Аюшеевича в связи с односторонним расторжением контракта на Приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, извещение № 0102200001623000811, ИКЗ – 232032308224003260100101250016810412, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 28.03.2023 по результатам электронного аукциона № 0102200001623000811 между Заказчиком и гр. Банзаровым Доржи Аюшеевичем заключен государственный контракт №0102200001623000811 на Приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, адрес жилого помещения: Республика Бурятия, с. Петропавловка <...> (далее – Контракт). Цена Контракта – 1 816 666,67 руб.

В соответствии с условиями Контракта срок поставки – в течение 65 дней со дня подписания Контракта. По состоянию на 01.06.2023 гражданин не исполнил принятые обязательства, срок поставки нарушен. Жилое помещение не предъявлено к приемке. На основании изложенного, просит включить сведения о гражданине в реестр недобросовестных поставщиков.

Представитель гр. Банзарова Д.А. на заседании комиссии пояснил, что 25.05.2023 при проведении замеров квартиры ООО «Бюро технических и кадастровых работ» выявлено уменьшение квартиры за счет установки гипсокартонных стен предыдущими собственниками на 10 см. по всему периметру квартиры. По выписке из ЕГРН площадь квартиры составляет 43,7 кв.м., по техническому паспорту – 42 кв.м. Об указанном сообщил представителю Заказчика и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Представлено письмо в адрес Заказчика от 30.05.2023, зарегистрированное 02.06.2023 вх. №1302. Просит учесть, что за 2022 год с Заказчиком заключено 15 контрактов, в 2023 году - 8 контрактов. Умысла на неисполнение контракта не имелось, просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта предметом Контракта является приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в с. Петропавловка Джидинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилое помещение, соответствующее условиям, определенным в спецификации (согласно приложению №1 к Контракту), а Покупатель обязуется принять жилое помещение и оплатить стоимость, обусловленную Контрактом.

В Спецификации (приложение №1 к Контракту) указано, что квартира находится по адресу: Республика Бурятия, с. Петропавловка Джидинского района, <...>, общая площадь жилого помещения составляет 43.7кв. м.

Согласно пункту 3.2 Контракта продавец обязуется передать покупателю жилые помещения в течение 65 дней со дня подписания настоящего Контракта.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

02.06.2023 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС 02.06.2023.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 14.06.2023 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения Банзарова Д.А., выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки. Установлено, что при заключении контракта указана площадь жилого помещения - 43.7кв. м., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН. В Техническом паспорте жилого помещения от 25.05.2023 общая площадь составляет 42 кв.м., о чем сообщено Заказчику письмом от 30.05.2023, вх. от 02.06.2023. В связи с указанным поставщик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Данное обстоятельство подтверждается копиями представленных поставщиком документов.

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного неисполнения условий контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений о гр. Банзарове Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об Банзарове Доржи Аюшеевиче (ИНН 030101515809) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630