Решение №05-12/4250 РЕШЕНИЕ по делу № 003/05/21-655/2021 от 24 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 003/05/21-655/2021

 

20 сентября 2021 г.                                                                        г. Улан-Удэ
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <…>

рассмотрев посредством видеоконференц-связи 20.09.2021 дело № 003/05/21-655/2021, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

при участии представителя ООО «Мегатитан» по доверенности от 26.08.2019 Б.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России») поступило обращение Ц. по факту распространения в социальной сети Инстаграм в аккаунте titan_gradus рекламы алкогольной продукции: вино букет Кубани «Соборное», водка «Русский север», вино игристое «Martini Asti ice», вино «Кагор Солнечной долины», виски Fox&Dogs».

Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения обращения 25.06.2021 вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Розничная торговая сеть «Титан» дела № 003/05/21-655/2021 по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Определением от 22.07.2021 срок рассмотрения дела продлен до 25.09.2021; ООО «Мегатитан» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, пришла к следующему выводу.

ООО «Мегатитан» на основании лицензии № 03РПА0001544 от 16.12.2013 вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с договором купли-продажи от 11.01.2021 право на аккаунт titan_gradus в социальной сети Инстаграм передано ООО «Мегатитан» (ИНН 0326027128, ОГРН 1050303008568).

Комиссия, проанализировав содержание размещенной в аккаунте titan_gradus информации, пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:

-реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Установлено, что в аккаунте titan_gradus представлен каталог алкогольной продукции и данная информация об алкогольной продукции не может быть отнесена к справочно-информационному материалу, поскольку распространяется не на официальном сайте продавца товара.

Данный каталог направлен не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, сколько на привлечение внимания к конкретным товарам (алкогольной продукции), поскольку выделен в отдельный аккаунт для рекламирования исключительно алкогольной продукции.

Следует отметить, что распространение рекламы алкогольной продукции в социальной сети Инстаграм может быть и направлено, в том числе на привлечение внимания несовершеннолетних детей.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Согласно пункта 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что распространенная в социальной сети Instagram в аккаунте titan_gradus информация об алкогольной продукции отвечает всем признакам рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой алкогольной продукции.

Следовательно, на содержание данной рекламы распространяются требования пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, поскольку содержание рекламы формирует интерес к алкогольной продукции, являющейся объектом рекламирования и способствует формированию или поддержанию интереса к ней и ее продвижение на рынке.

Распространение рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в силу пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе не допускается.

При этом следует отметить, что согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Следовательно, информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте, продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги, то данная информация не является рекламой и на нее положения Закона о рекламе не распространяются.

 

Распространяющаяся в аккаунте titan_gradus реклама алкогольной продукции на основании пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является ООО «Мегатитан» как продавец товара и лицо, которому принадлежит аакаунт titan_gradus на основании договора купли-продажи от 11.01.2021.

В соответствии с пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание.

Доказательств прекращения распространения рекламы алкогольной продукции в материалы дела не представлено, что является основанием для выдачи предписания.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона о рекламе и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу алкогольной продукции, размещенную в социальной сети «Инстаграм» в аккаунте titan_gradus ненадлежащей и не соответствующей требованиям пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

2. Выдать ООО «Мегатитан» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2021 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны