Решение (комиссия) №ИБ/849/24 Решение по обращению ГБУЗ «Республиканский клинический проти... от 15 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-124/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«12» марта 2024 года                                                                                  г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой» (далее – ГБУЗ «РКПД», Заказчик) <...> (доверенность от 10.01.2024), генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Максимум» ИНН 0326517362 (далее – ООО «Максимум», Общество, Поставщик) <...> (приказ № 1 от 04.10.2013),

рассмотрев обращение ГБУЗ «РКПД» (вх. № 1188-ЭП/24 от 04.03.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Максимум» в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Поставка продуктов питания (молочные продукты)», извещение № 0102200001624000132, ИКЗ – 242032307175303260100100240011051244, номер извещения – 0102200001624000132, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам проведения электронного аукциона ООО «Максимум» признано соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе и извещению о проведении закупки. В течение регламентированного срока участник закупки не подписал проект контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Общество представило письменные пояснения (вх. № 1303-ЭП/24 от 11.03.2024), из которых следует, что проект контракта не был подписан ввиду выхода из строя компьютерного оборудования. ООО «Максимум» сообщило, что Общество имеет опыт успешно исполненных государственных и муниципальных контрактов в течение 10 лет, в т.ч. заключенных с Заказчиком (за 2023 год исполнено 14 контрактов на сумму 30 888 919 руб.), деятельность Поставщика носит социально-ориентированный характер. Как указывает директор Общества, ООО «Максимум» внесло обеспечение исполнения контракта в размере 130 276,03 руб., готово исполнить контракт (необходимый товар находится на складах Общества в г. Улан-Удэ). В подтверждение вышеуказанного Поставщиком представлены соответствующие документы (информация).

На основании изложенного представитель Общества сообщает об отсутствии умысла в действиях Поставщика по уклонению от заключения контракта и просит не включать сведения об ООО «Максимум» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:

05.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещено извещение № 0102200001624000132 о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (молочные продукты). Начальная (максимальная) цена контракта – 2 605 520,69 рублей.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.

На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2024 № 0102200001624000132 контракт с участником закупки, подавшим заявку № 235 (ООО «Максимум»), которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в установленном Законом о контрактной системе порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

22.02.2024 Заказчиком размещен в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru проект контракта.

В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

На основании изложенного, Поставщику предоставлен регламентированный срок для подписания проекта контракта с предоставлением обеспечения исполнения контракта на сайте оператора электронной площадки является – не позднее 01.03.2024.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

02.03.2024 от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 02.03.2024.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 04.03.2024:

- Размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.03.2024 №ППУ20_1» для закупки №0102200001624000132, согласно которому ООО «Максимум» признано участником, уклонившимся от заключения контракта;

- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 030220000600000007.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

В рассматриваемом случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку, согласно пояснениям представителя ООО «Максимум», контракт не подписан в регламентированный срок ввиду выхода из строя компьютерного оборудования, что отражено в справке от 05.03.2024, выданной ИП Посельским Н.П. ОГРН 317032700008930. Согласно данной справке в период с 29.02.2024 по 07.03.2024 принадлежащий Обществу ноутбук (модель ASUS X550V-XO003H, серийный номер DBN0CV362272469, инвентарный номер 23) находился на ремонте у ИП Посельского Н.П. по причине замены вышедших из строя радиатора охлаждения процессора и жесткого диска устройства.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Директор ООО «Максимум» сообщила, что Общество имеет опыт успешно исполненных государственных и муниципальных контрактов в течение 10 лет, в т.ч. заключенных с Заказчиком (за 2023 год исполнено 14 контрактов на сумму 30 888 919 руб.), деятельность Поставщика носит социально-ориентированный характер. Кроме того, как следует из представленных материалов, ООО «Максимум» внесло обеспечение исполнения контракта в размере 130 276,03 руб., и, как сообщила директор Общества, готово исполнить контракт, поскольку необходимый товар находится на складах Общества в г. Улан-Удэ (представлен пролонгированный договор поставки от 20.03.2023 № 75/23, заключенный между ООО «Максимум» и Латышевым С.Ю. ОГРН 305032601800011).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения Поставщика от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ООО «Максимум» осуществляло свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что включение сведений об ООО «Максимум» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не установлено намерение Общества в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078,

р е ш и л а:

Отказать бюджетному учреждению здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой» во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Максимум» ИНН 0326517362 (юридический адрес:670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пржевальского, д. 5, кв. 31) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГБУЗ «РКПТД»
ИНН 0323071753, ОГРН 1020300970447
ООО «Максимум»
ИНН 0326517362, ОГРН 1130327015829