Решение б/н Решение по жалобе № 04-50/267-2013 на действия Заказчика Мин... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника размещения заказа № 04-50/267-2013

«16»сентября  2013 года                                                             город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии:

представителя ООО «Архивист» (далее – Заявитель, Общество) – директора Общества <…>,

представителей Министерства природных ресурсов Республики Бурятия    (далее – Заказчик, Министерство) <…>, доверенность от 16.03.2012, <…>,   доверенность от 12.09.2013,

рассмотрев жалобу ООО «Архивист» (исх. № 7 от 09.09.2013, вх. № 5259 от 09.09.2013), дополнение к жалобе ООО «Архивист» (исх. № 8 от 09.09.2013, вх. № 5263 от 09.09.2013) на действия Заказчика при размещении заказа в форме запроса котировок на оказание услуг по упорядочению документов Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, номер извещения 0102200000913000004 (далее – запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

УСТАНОВИЛА:

Заявитель в жалобе  указывает, что Заказчиком на официальном сайте размещено извещение  о проведении запроса котировок с реестровым номером 0102200000913000004. По мнению Заявителя, Министерством нарушена часть 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, так, в техническом задании  Заказчик отразил в условиях оказания услуг такие  требования, как наличие у исполнителя лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну и наличие работников, состоящих в штате исполнителя и имеющих квалификацию – историк-архивист и документовед. Заявитель считает, что лицензия необходима для части документации (секретных документов), которые хранятся и обрабатываются в особом порядке, а не в составе всей документации Министерства и составляют незначительную часть от общего документооборота.   Поступившие на хранение документы будут отнесены к фонду №Ф.Р-2071, сведения об этих документах не являются государственной тайной и находятся в открытом доступе. Указанные нарушения создают дискриминационные условия для потенциальных исполнителей государственного заказа и препятствуют Обществу принять участие в запросе котировок.

В дополнении к жалобе Заявитель указывает на нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), указывая, что исполнитель вправе заключить договор возмездного оказания услуг.

Заказчиком представлен письменный отзыв на жалобу (вх. от 12.09.2013 №5347), согласно которому Министерство считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне)  допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в установленном порядке, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии со статьей 17 Закона о государственной тайне заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.

Отсутствие допусков делает невозможным исполнение договорных обязательств. Заказчик считает, что требования в техническом задании являются  требованием к качеству и безопасности выполняемых услуг, в силу пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к услугам, в том числе в отношении их характеристик и иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

По документам, поступившим на хранение в Государственный архив РБ, Заявителем не учитываются требования законодательства по ограничению доступа к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

При  рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что при планировании закупок Министерство исходило из того, что согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности услуги по организации документов в делопроизводстве, их отбору и подготовке к передаче на хранение  в архив включены в «Услуги библиотек, учреждений клубного типа, архивов, музеев и прочие услуги в области культуры». Потребность Заказчика сформулирована в предмете запроса котировок, у Заказчика отсутствует обязанность отдельно размещать заказ на оказание услуг по  упорядочению секретных документов Министерства.

Относительно лицензии Заказчик пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 утвержден порядок получения лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Данный порядок предполагает получение лицензии предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. 

Заявление опирается на бездоказательственные выводы о том, что секретные документы Министерства не входят в состав всей документации и составляют незначительную часть.

Заказчик самостоятельно планирует закупки исходя из своих потребностей. В техническом задании и в названии предмета запроса котировок конкретно указано, в каких  услугах нуждается Заказчик.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией Бурятского УФАС России установлено следующее:

Заказчиком  29.08.2013 на официальном сайте www://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на  оказание услуг по упорядочению документов Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.   Начальная (максимальная) цена контракта – 438 750,00  рублей.

Приложением № 1 к государственному контракту является Техническое задание на оказание услуг по упорядочению документов Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.  В условиях оказания услуг Заказчик установил, что исполнитель должен иметь лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, иметь в штате специалистов имеющих допуск к работе 2 формы,  работники, состоящие в штате исполнителя, обеспечивающие упорядочение документов в рамках государственного контракта должны иметь квалификацию историк-архивист и документовед.

В техническом задании указано, что исполнитель в рамках государственного контракта осуществляет, в том числе, обработку секретной и конфиденциальной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета потребности, в том числе государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий государственных заказчиков.

Закон о размещении заказов  не содержит критериев нуждаемости государственного органа в товарах, работах, услугах, у государственного органа отсутствует обязанность доказывать наличие потребности (нуждаемости) в товарах, работах, услугах, наименование которых  указаны в извещении о проведении запроса котировок. 

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик,  разместив заказ по упорядочению документов Министерства, включил   обработку секретной и конфиденциальной документации, тем самым нарушив требования законодательства о размещении заказов, является необоснованным. 

В силу пункта 4 статьи  43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать, в том числе, следующие сведения: наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком,  к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Согласночасти 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В силучасти 1 статьи 17 Закона о государственной тайне  передачу сведений, составляющих государственную тайну, организациям в связи с выполнением совместных и других работ осуществляет заказчик работ. Он действует с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого, согласно порядку отнесения сведений к гостайне, находятся соответствующие сведения, и осуществляет их передачу только в объеме, необходимом для выполнения данных работ. Причем до такой передачи заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Таким образом, установление Заказчиком в условиях оказания услуг наличие у исполнителя лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствует требованиям Закона о государственной тайне и является требованием к качеству и безопасности выполняемых услуг.

Признаков нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей не предусмотренное федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, не усматривается, поскольку  допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, устанавливает возможность получения лицензии предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60  Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Архивист» необоснованной.
  2. Необходимость рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 17 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                                        

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны