Решение (комиссия) №ИБ/1866/23 Решение по обращению ГБУЗ "Республиканский клинический проти... от 31 июля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-561/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«31» июля 2023 года                                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

в присутствии представителей заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой <...>, <...>, представителя ООО ЧОП «Спарта+» <...>,

рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» имени Галины Доржиевны Дугаровой от 24.07.2023 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СПАРТА+" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг частной охраны (охрана объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации) (извещение № 0302200006023000102), в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

Из обращения Заказчика следует, что 22.06.2023 заключен государственный контракт с ООО ЧОП «Спарта+», к началу срока оказания услуг исполнитель не ввел в действие технические средства охраны, не приступил к оказанию услуг. Поскольку исполнитель не приступил к началу исполнения контракта своевременно в предусмотренный контрактом срок, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, заказчиком направлены сведения о включении ООО ЧОП «Спарта+» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы, установила следующее.

08.06.2023 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, номер извещения – 0302200006023000102, НМЦК - 534 000,00 рублей.

22.06.2023 заказчиком с обществом заключен государственный контракт на оказание услуг частной охраны (охрана объектов с помощью кнопок тревожной сигнализации.

В соответствии со следующими пунктами контракта:

1.1. По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

1.2. Сроки оказания услуг: с 00:00 1 июля 2023 г. по 23:59 31 декабря 2023 г.

Под сроком оказания услуг в настоящем пункте понимается, что к началу срока оказания услуг Исполнитель обязуется ввести в действие технические средства охраны, т.е. спроектировать их местонахождение, смонтировать, подключить техническое средство охраны на пульт охранной организации для своевременного реагирования. Средство технической охраны должно функционировать до момента окончания срока действия контракта. Демонтаж производится по окончании срока действия контракта. Монтаж и демонтаж средства технической охраны производится силами и/или за счет Исполнителя лицами, допущенными для выполнения работ по монтажу средств технической охраны.

1.3. С момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (приложение N 3 к настоящему контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к настоящему контракту).

1.4. Место оказания услуг:

  1. ГБУЗ РКПТД: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Батожабая, д.10.

  2. Детский туберкулезный санаторий «Солнышко» (ДТС «Солнышко»): Улан-Удэ, ул. Дунайская, 3 «А».

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.

2.1.2. По окончании календарного месяца в течение 5 (пяти) рабочих дней направлять Заказчику документ о приемке в Единой информационной системе (ЕИС).

2.1.3. Предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).

5.1. Цена контракта составляет 41 760 (сорок одна тысяча семьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, указанная сумма не облагается НДС в соответствии с
пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

11.4. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.

На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 11.4 контракта 10.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту, размещено в Единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21.07.2023.

Комиссией установлены следующие факты в том числе взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта, свидетельствующие об отсутствии недобросовестности в действиях общества.

30.06.2023 исполнителем закуплено оборудование для установки на объектах заказчика и направлено через службу доставки экспресс-курьер. Однако, посылка сотрудниками СДЭК ошибочно направлена в г. Новосибирск, затем в г. Иркутск, а в последующем в г. Улан-Удэ. В связи с чем оборудование, необходимое для установки на объектах заказчика, получено исполнителем только 10.07.2023.

Заказчик 07.07.2023 направил претензионное письмо № 850 от 06.07.2023 в адрес исполнителя с указанием на неисполнение контракта.

10.07.2023 заказчик разместил в Единой информационной системе решение б/н от 10.07.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

11.07.2023 и 12.07.2023 (то есть в десятидневный срок со дня принятия заказчиком решения) сотрудники исполнителя допущены на территорию Заказчика для установки оборудования, оборудование смонтировано и подключено.

18.07.2023 на электронный адрес заказчика направлены акты принятия объектов под охрану.

19.07.2023 на электронный адрес заказчика направлен список работников, на которых возложено выполнение обязанностей исполнителя по контракту № 0302200006023000102 от 22.06.2023.

Таким образом, нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, устранены обществом до вступления в силу решения заказчика.

Представителем общества на заседании комиссии даны пояснения в том числе о том, что общество имеет положительную деловую репутацию, в настоящее время в работе около ста действующих контрактов.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.

В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).

Комиссией установлено, что вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в Бурятское УФАС России 24.07.2023.

На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).

Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Бурятского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у общества намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.

При рассмотрении материалов дела в соответствии с хронологией событий Комиссией установлено, что подрядчиком принимались возможные меры и совершались действия с целью оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО ЧОП «Спарта+» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Спарта+» (ИНН 7536176707), юридический адрес: 672016 Забайкальский край, г. Чита, ул. Ремизова, дом 4, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГБУЗ «РКПТД»
ИНН 0323071753, ОГРН 1020300970447
ООО ЧОП «Спарта+»
ИНН 7536176707, ОГРН 1197536003741