Решение (комиссия) №ИБ/2874/23 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление комплексного развити... от 3 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-764/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«2» ноября 2023 года                                                                                          город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ИП Телегина Г.Н. по доверенности от 31.10.2023 <...>, в присутствии в зале заседания представителя ГКУ РБ «Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия» <...>, доверенность от 30.10.2023 № 6,

рассмотрев обращение ГКУ Республики Бурятия «Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия» (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. от 27.10.2023 № 4141-эп/23) о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Телегина Геннадия Николаевича (далее – ИП Телегин Г.Н., победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по разработке и созданию многостраничного веб-сайта, № 0802500000423000009 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

у с т а н о в и л а:

27.10.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Телегине Г.Н. Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.10.2023 победитель признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с невыполнением участником закупки требований части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно в регламентированный срок победитель закупки не подписал проект контракта.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в уполномоченный орган для рассмотрения.

ИП Телегин Г.Н. представил письменное пояснение, из которого следует, что он не уклонялся от заключения контракта, желал его заключить и исполнить, однако в установленный законодательством срок не подписал контракт по причине пропуска срока ответственным исполнителем по данной закупке, в связи с тем, что по результатам проведения запроса котировок на подписание контракта дается лишь один рабочий день. Ответственный сотрудник привлечен к ответственности. Указывает, что им исполняются государственные контракты, также предоставил рекомендательные письма от заказчиков в качестве подтверждения его добросовестности. Полагает, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, какое-либо намерение и умысел на незаключение и неисполнение контракта, в связи с чем, просит не включать сведения об ИП Телегине Г.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, выслушав позицию сторон, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:

16.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Запроса котировок, № 0802500000423000009. Начальная (максимальная) цена контракта – 179 333,33 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного запроса котировок от 24.10.2023 победителем Запроса котировок признан участник закупки, подавший заявку №58 – ИП Телегин Г.Н., с ценой контракта в размере 48 000,00, рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

24.10.2023 Заказчиком в ЕИС размещен итоговый протокол, 25.10.2023 направлен проект контракта ИП Телегину Г.Н. на подписание. В регламентированный срок, 26.10.2023 победителем контракт не подписан, 27.10.2023 от электронной площадки поступило уведомление об уклонении победителя от заключения контракта, в связи с чем, 27.10.2023 Заказчик признает победителя Запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения в действиях ИП Телегина Г.Н., выраженного в умышленном незаключении контракта в регламентированный срок.

Контракт не подписан по причине пропуска срока ответственным исполнителем по данной закупке, который приказом ИП Телегина Г.Н. привлечен к ответственности. Из пояснений следует, что ИП Телегин Г.Н. назначил лицо, отвечающее за организацию заключения контракта по данной закупке, предпринял определенные действия и полагался на его ответственность. Узнав о пропуске срока на подписание контракта, связался с Заказчиком, предупредив что готов подписать контракт и исполнить его, однако сроки на подписание истекли. Данные действия свидетельствует о намерении в исполнении условий контракта. Изучив официальный сайт ЕИС, установлено, что ИП Телегиным Г.Н. заключены и исполнены государственные контракты, 10 контрактов находятся на стадии исполнения, что характеризует его как добросовестного участника данного рынка. Кроме того, включение сведений в реестр при цене контракта, предложенной победителем в размере 48 000 рублей, оценивается Комиссией как мера ответственности несоразмерная совершенному нарушению.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что участник закупки осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП Телегине Г.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078

р е ш и л а:

1. Отказать заказчику – ГКУ РБ «Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия» во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе Телегине Геннадии Николаевиче (ИНН – 683306874721, адрес (место нахождения): <...>).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГКУ РБ "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия"
ИНН 0300014149, ОГРН 1230300003560