Решение №ИБ/1167/23 Решение по обращению администрации МО «Усть-Эгитуйское» о вк... от 8 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-389/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«05» июня 2023 года                                                                          г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи главы администрации муниципального образования «Усть-Эгитуйское» (далее – АМО «Усть-Эгитуйское», Заказчик) <...>, в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Аудит Строй Инжиниринг» (далее – ООО «АСИ», Подрядчик),

рассмотрев обращение АМО «Усть-Эгитуйское» (вх. № 1445-ЭП/23 от 29.05.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «АСИ» в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по благоустройству детской площадки в с. Усть-Эгита по ул. Гончикова д. 48а, Еравнинского района, ИКЗ – 223030539191203050100100110014299244, № извещения 0102300002622000003 и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика и представленного к нему решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.09.2022 следует, что 30.04.2022 между АМО «Усть-Эгитуйское» и ООО «АСИ» заключен контракт по благоустройству детской площадки в с. Усть-Эгита по ул. Гончикова дом 48а, Еравнинского района на общую сумму 1 757 744,65 рублей (далее – Контракт). В установленный Контактом срок указанные работы не были выполнены, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Учитывая изложенные обстоятельства, АМО «Усть-Эгитуйское» настаивает на включении ООО «АСИ» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «АСИ» на рассмотрение дела не явилось, каких-либо пояснений и документов, свидетельствующих об отсутствии недобросовестного поведения, не представило.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

08.04.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0102300002622000003 о проведении электронного аукциона: «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Эгита по ул. Гончикова дом 48а, Еравнинского района».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 979 797,98 рублей.

Оператор электронной площадки: АО «Сбербанк-АСТ».

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2022 № 0102300002622000003-2 победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 150, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 1 757 744,65 руб.

30.04.2022 между Заказчиком и ООО «АСИ» заключен контракт № 3030539191222000004.

В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству детской площадки в с. Усть-Эгита по ул. Гончикова дом 48а, Еравнинского района по заданию Заказчика с использованием своих материалов (далее – работы), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Общая стоимость работ, выполняемых по настоящему контракту, составляет Один миллион семьсот пятьдесят семь тысяч семьсот сорок четыре (1757744,65) руб. 65 коп.,НДС не облагается (пункт 2.1. Контракта).

Пунктом 2.2. Контракта предусмотрен аванс в размере 50% от цены заключенного контракта.

Все расходы Подрядчика, в том числе расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также затраты, связанные с выполнением обязательств по контракту включены Подрядчиком в цену контракта (пункт 2.3. Контракта).

В соответствии с пунктом 4.1.1. Контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение работы надлежащего качества в полном соответствии с Локальным сметным расчетом по данному объекту (Приложение №1 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями Контракта, общим журналом работ, строительными и иными нормами и правилами;

Требования к результатам работ и другие показатели, связанные с определением соответствия выполнения работ потребностям Заказчика:

- работы должны быть выполнены в соответствии с локальным сметным расчетом и действующей нормативно-технической документацией, а также в соответствии со строительными нормами и правилами;

- при выполнении работ должна быть соблюдена технология производства работ согласно представленной Заказчиком сметной документации;

- не допускается уменьшение объемов работ, кроме предусмотренных действующим законодательством случаев. Объемы работ должны соответствовать локальному сметному расчету.

- все выполняемые работы должны соответствовать сметной документации, строительным нормам и правилам, требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» от 17 мая 2017 года № 21.

Подрядчик обязан выполнить все ремонтные работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему, и сдать объект Заказчику в установленный срок в состоянии, соответствующем требованиям настоящего Контракта (пункт 4.1.4. Контракта).

Согласно пунктам 3.1.-3.3. Контракта:

Место выполнения работ: 671434, Республика Бурятия, Еравнинский р-н, с. Усть-Эгита по ул. Гончикова д. 48а.

Срок начала выполнения работ: с даты подписания муниципального контракта.

Срок окончания выполнения работ: до 31 августа 2022 г.

Из пояснений главы АМО «Усть-Эгитуйское» следует, что после заключения контракта Заказчиком был оплачен аванс в размере, предусмотренном пунктом 2.2 Контракта – 878 872,33 руб. Подрядчиком на объект были привезены столбы, несколько из которых были посажены в землю. Указанные столбы не соответствовали локальному сметному расчету. В ответ на требование Заказчика устранить нарушение ООО «АСИ» прекратило отвечать на телефонные звонки и сообщения, нарушение не устранило.

Заказчиком велась претензионная переписка письмами от 24.08.2022, от 26.08.2022, от 30.08.2022, от 22.12.2022, в которых Подрядчику сообщалось о необходимости приступить к выполнению работ по Контракту и нарушении сроков их выполнения, о предложении расторгнуть Контракт по соглашению сторон и вернуть оплаченный аванс, об обращении в арбитражный суд с исковым заявлением. Ответы на вышеуказанные письма Заказчиком не получены.

Из представленных документов и пояснений следует, что в установленные сроки обязательства по Контракту ООО «АСИ» не выполнило, тем самым, нарушив существенные условия Контракта.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (часть 2 статьи 715 ГК РФ);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (часть 3 статьи 715 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (часть 3 статьи 723 ГК РФ).

На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Так, частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 04.05.2023 12:52 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 04.05.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 16.05.2023.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Однако, до вступления решения в силу нарушения условий Контракта Подрядчиком не были устранены.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В нарушение вышеуказанной нормы Заказчиком 29.05.2023 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «АСИ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО «АСИ» проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту – не выполнены работы по благоустройству детской площадки в с. Усть-Эгита по ул. Гончикова д. 48а Еравнинского района.

Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

Подрядчик, не исполнивший обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении настоящего Контракта.

Комиссия приходит к выводу о виновности ООО «АСИ» в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013).

Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО «АСИ» выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО «АСИ» не представлены.

Наличие иных не зависящих от Подрядчика причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «АСИ» не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО «АСИ» как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.

Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО «АСИ», выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Аудит Строй Инжиниринг» ИНН 0326584337 (адрес: 671051, Республика Бурятия, Иволгинский р-н, с. Верхняя Иволга, ул. Улан-Туя, д. 12), его учредителе и директоре Содномбалове Валерие Гармаевиче ИНН 032400260616 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

16.05.2023

17.05.-18.05.2023

29.05.2023

11

29.05.2023

05.06.2023

05.06.2023

-

06.06-08.06.2023

08.06.2023

-

-

3. Передать материалы обращения должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

АМО "Усть-Эгитуйское"
ИНН 0305391912, ОГРН 1050300353620
ООО "Аудит Строй Инжиниринг"
ИНН 0326584337, ОГРН 1200300015794