Решение (комиссия) №ИБ/3255/23 Решение по внеплановой проверке в отношении МКУ Администраци... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/10/99-825/2023

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе

«12» декабря 2023 года                                                                                                 город Улан-Удэ

На основании пункта «б» части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 06.12.2023 № 77/23, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя Инспекции – <...>; членов Инспекции: <...>, <...>,

при участии представителей: МКУ Администрация МО «Мухоршибирский район» <...> (доверенность от 11.12.2023 №1), <...> (доверенность от 11.12.2023 №2), <...>(доверенность от 11.12.2023 №3), ООО «Энергострой» <...> (доверенность от 11.12.2023), <...> (доверенность от 11.12.2023), директора ООО «Строительная компания Олимп» <...>, <...>(доверенность от 06.12.2023), <...> (доверенность от 06.12.2023),

проведя проверку действий МКУ Администрация МО «Мухоршибирский район» (далее – Администрация) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при заключении муниципального контракта с единственным поставщиком на строительство централизованного водовода в с. Мухоршибирь Мухоршибирского района Республики Бурятия. 1 этап. Северная часть с. Мухоршибирь, федеральный проект «Чистая вода» и региональный проект «Чистая вода» в рамках государственных программ Республики Бурятия «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

В адрес Бурятского УФАС России поступили жалобы ООО «Энергострой» (вх. от 05.12.2023 № 4775/23), ООО «Строительная компания Олимп» (вх. от 06.12.2023 № 4803/23).

ООО «Энергострой» указало, что действуя в соответствии с предложением Администрации подготовило ценовое предложение и необходимые документы для заключения договора. Указанные документы не рассмотрены, единственным поставщиком определен подрядчик, не имеющий соответствующего опыта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571. Заказчик в нарушение Порядка № 224 внес на рассмотрение Штаба вопрос о выборе между тремя подрядчиками, подменив этим функции Заказчика. Предложение ООО «СтройКонсалтинг» содержит недостоверные сведения по опыту выполнения работ. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.

ООО «Строительная компания Олимп» считает, что осуществление закупки у единственного поставщика на основании акта, изданного во исполнение Закона № 46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения муниципальных нужд. В рассматриваемом случае закупка у единственного поставщика не обладает указанными признаками и должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.

Администрацией представлены отзывы на жалобы, согласно которым 24.11.2023 Администрацией в адрес подрядных организаций, имеющих опыт в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов было направлено предложение о готовности заключения муниципального контракта на «Строительство централизованного водовода в с. Мухоршибирь Мухоршибирского района Республики Бурятия. 1 этап. Северная часть с. Мухоршибирь» (далее - строительство водовода). Заказчиком при подписании и исполнении муниципального контракта на выполнение работ по строительству водовода выступает муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством муниципального образования «Мухоршибирский район».

Получено три предложения, в том числе от ООО «Энергострой», ООО «СтройКонсалтинг», которые рассмотрены Заказчиком. Первоначально было принято решение о предоставлении документов на рассмотрение Межведомственного штаба по обеспечению стабильного функционирования отраслей экономики в условиях введенных санкций на территории муниципального образования «Мухоршибирский район» (далее - Межведомственный штаб) на заключение муниципального контракта с ООО «Энергострой». В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Бурятия от 21.04.2022 № 224 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд муниципальных образований в Республике Бурятия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» (далее –Постановление РБ № 224) 30 ноября 2023 г. Заказчиком в Минстрой РБ направлена информация о намерении заключить муниципальный контракт на строительство водовода с ООО «Энергострой», так же указанная информация направлена в Прокуратуру Мухоршибирского района.

4 декабря 2023 года на заседании Межведомственного штаба было рассмотрено обращение Заказчика и документы трех организаций, заслушаны мнения представителей Заказчика, членов Межведомственного штаба, представителя Прокуратуры Мухоршибирского района и озвучена позиция Минстроя РБ.

С учетом чего Межведомственный штаб вынес решение о заключении муниципального контракта с ООО «СтройКонсалтинг», который также соответствует требованиям ст.31 Закона о контрактной системе.

Опыт выполнения работ, связанных с предметом контракта не проверяется и не учитывается в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления РБ № 224.

Просит признать жалобу ООО «Энергострой» необоснованной.

По доводам ООО «Строительная компания «Олимп» пояснили, что 29 ноября 2023 года между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования «Мухоршибирский район» заключено Соглашение № 81636000-1-2023-018 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на строительство водовода в с. Мухоршибирь в общем объеме бюджетных ассигнований на сумму 692 976 530,00 руб.

Сумма субсидии, предусмотренная на 2023 год, должна быть освоена муниципальным образованием «Мухоршибирский район» в полном объеме в текущем финансовом году. Исходя из требований Закона о контрактной системе осуществление конкурентной процедуры не позволяет Заказчику выполнить требования Соглашения.

В связи с чем принято решение о подготовке документов по заключению муниципального контракта с единственным подрядчиком, что не противоречит требованиям пункта 2 части 2 Постановления РБ № 224. Просит признать жалобу ООО СК «Олимп» необоснованной.

В результате рассмотрения обращений и осуществления внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:

1. Согласно пункту 2 Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд муниципального образования в Республике Бурятия», утверждённого Постановлением №224 (далее – Порядок) в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования в Республике Бурятия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет главному распорядителю средств местного бюджета обращение, содержащее следующую информацию:

а) наименование заказчика;

б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика, и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;

ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, за исключением частей 2 и 2.1 указанной статьи;

з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;

и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);

к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);

л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;

м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);

н) информация об источниках финансирования закупки.

Заказчик, инициирующий закупку, несет персональную ответственность за достоверность информации (документов), изложенных в обращении.

Согласно пункту 3 Порядка срок рассмотрения главным распорядителем средств местного бюджета обращения заказчика составляет один рабочий день.

В случае представления в неполном объеме необходимой информации (документов), предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, принимается отрицательное решение о возможности осуществления закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя). Отрицательное решение в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия направляется заказчику с обязательным указанием оснований, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 3.1 Порядка).

Пунктом 4 Порядка установлено, что в случае положительного рассмотрения обращения главным распорядителем средств местного бюджета в течение одного рабочего дня со дня срока, установленного пунктом 3 настоящего Порядка, вносится в адрес руководителя Штаба обращение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящего Порядка либо главе муниципального образования в Республике Бурятия (руководителю органа местного самоуправления в Республике Бурятия) в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 настоящего Порядка.

24.11.2023 Администрацией в адрес подрядных организаций направлено предложение о готовности заключения муниципального контракта на cтроительство водовода. В случае принятия положительного решения предложено направить необходимые документы и ценовое предложение.

Поступили три коммерческих предложения: ООО «Энергострой» (вх. № 8789 от 27.11.2023); ООО «СтройКонсалтинг» (вх. № 8793 от 27.11.2023), ООО «Спецдорстрой» (вх. № 8794 от 27.11.2023).

30.11.2023 Заказчиком направлено обращение № 1700 главному распорядителю средств местного бюджета Администрации МО «Мухоршибирский район» о рассмотрении вопроса заключения контракта с ООО «Энергострой» с приложением результатов проверки на соответствие требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

30.11.2023 Заказчиком в Минстрой РБ направлена информация о намерении заключить муниципальный контракт на строительство водовода с ООО «Энергострой», так же указанная информация направлена в Прокуратуру Мухоршибирского района.

04.12.2023 на заседании Межведомственного штаба рассмотрено обращение Заказчика и документы трех организаций, заслушаны мнения представителей Заказчика, членов Межведомственного штаба, представителя Прокуратуры Мухоршибирского района и озвучена позиция Минстроя РБ.

Согласно позиции Минстроя РБ (письмо № 06-10-06-И11278/23 от 04.12.2023 г.) ООО «Энергострой» на сегодняшний день является подрядчиком по двум муниципальным контрактам по объектам включенным в федеральный проект «Чистая вода», по данным объектам присутствует риск неввода в эксплуатацию, а также риск неосвоения средств федерального и республиканского бюджетов.

Представитель Администрации пояснила, что прокурором Мухоршибирского района указано на то, что в Арбитражном суде Республики Бурятия рассматривается заявление Прокуратуры Республики Бурятия о признании недействительным муниципального контракта на осуществление строительного контроля, проводимого ООО «Синтек» на объекте «Строительство детского сада на 100 мест в с. Никольск Мухоршибирского района», подрядчиком на данном объекте выступает ООО «Энергострой» и по результатам проверки выявлены признаки аффилированности между двумя организациями (директор ООО «Энергострой» в период с 15.03.2023 г. по 28.04.2023 г. являлся одновременно и руководителем ООО «Синтек»), ООО «Энергострой» привлечено в качестве третьего лица. На сегодняшний день решение по рассматриваемому делу не вынесено, очередное заседание суда назначено на 13 декабря 2023 г.

Согласно протоколу Межведомственного штаба №11 от 04.12.2023 принято решение о заключении муниципального контракта с ООО «СтройКонсалтинг».

Таким образом, довод ООО «Энергострой» о не рассмотрении его предложения является необоснованным.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 Порядка Заказчик проводит проверку соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, за исключением частей 2 и 2.1 указанной статьи, в связи с чем довод ООО «Энергострой» о несоответствии единственного поставщика требованиям частей 2, 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе является необоснованным, поскольку опыт выполнения работ, связанных с предметом контракта не проверяется Заказчиком.

Вместе с тем, при проведении Межведомственного штаба от 04.12.2023 в нарушение пункта 2 Порядка отсутствовало обращение Заказчика, направленное главному распорядителю средств местного бюджета, содержащее информацию, предусмотренную подпунктом д) пункта 2 Порядка: информацию о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО «СтройКонсалтинг», и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя) и решение о положительном рассмотрении обращения заказчика главным распорядителем средств местного бюджета.

В связи с чем, решение Межведомственного штаба от 04.12.2023 о заключении муниципального контракта с ООО «СтройКонсалтинг» принято с нарушением требований Порядка.

2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.

Постановлением РБ № 224 определены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд муниципального образования в Республике Бурятия, определенного муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Бурятия, изданным в соответствии с настоящим постановлением и установлен порядок их осуществления.

Пунктом 2 части 2 Постановления РБ № 224 установлено, что акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются, в том числе:

2) протокол Штаба содержит решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования в Республике Бурятия, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

29.11.2023 между Минстроем РБ и Администрацией заключено Соглашение № 81636000-1-2023-018 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на строительство водовода в с. Мухоршибирь в общем объеме бюджетных ассигнований на сумму 692976530,00 руб., из них по годам:

2023 год – 42 274 920,00 рублей, в том числе за счет средств Федерального бюджета -41 425 200,00 рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Мухоршибирский район» - 4 300,00 рублей;

2024 г. – 650 701 610,00 рублей, в том числе за счет средств Федерального бюджета – 637 617 000,00 рублей, за счет средств бюджета Республики Бурятия – 13 015 000,00 рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Мухоршибирский район» -69 610,00 рублей.

Согласно п. 6.1.10 Соглашения муниципалитет в срок до 31 декабря 2023 года обязуется обеспечить заключение муниципального контракта по строительству водовода и в соответствии с приложением №1 к Соглашению расходные обязательства муниципального образования «Мухоршибирский район» в 2023 году должны составить 42 274 920,00 (Сорок два миллиона двести семьдесят четыре тысячи девятьсот двадцать) рублей 00 копеек, также Соглашением предусмотрена ответственность муниципалитета в случае несоблюдения графика выполнения мероприятий по инвестированию и обязанность возвратить неиспользованные средства в вышестоящий бюджет.

На заседании представитель Администрации указала, что сумма субсидии, предусмотренная на 2023 год должна быть освоена муниципальным образованием «Мухоршибирский район» в полном объеме в текущем финансовом году.

Исходя из требований Закона о контрактной системе осуществление конкурентной процедуры не позволяет Заказчику выполнить требования Соглашения, так как на её проведение с учетом времени на доведение лимитов бюджетных обязательств до Заказчика, размещения плана графика, проведения процедуры закупки (электронный аукцион), заключение муниципального контракта возможно только не ранее 26 декабря 2023 года. С учетом необходимости исполнения расходных обязательств в текущем году, перечисление денежных средств в виде авансового платежа возможно только после размещения контракта в Реестре контрактов в ЕИС и перечисления субсидии от Минстроя РБ, то есть не ранее 29 декабря 2023 года. В соответствии с графиком совершения операций в конце 2023 - начале 2024 года, размещенном на официальном сайте Федерального казначейства последний день проведения операций по перечислению целевых расходов после поступления субсидий с соответствующий бюджет 26 декабря 2023 года. То есть, по состоянию на 26 декабря 2023 года субсидия должны быть перечислена Минстроем РБ на счета муниципального образования «Мухоршибирский район», открытых в территориальных отделах Федерального казначейства, однако, в виду сложившейся практики, Минстрой РБ перечисляет сумму субсидий только после предоставления подтверждающих документов, а именно заключенных муниципальных контрактов. В связи с чем принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Инспекция Бурятского УФАС России считает, что нарушений при выборе способа определения поставщика не допущено, поскольку заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании пункта 2 части 2 Постановления РБ № 224. Довод ООО «СК Олимп» является необоснованным.

Руководствуясь пунктом «б» части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Энергострой» обоснованной в части довода о нарушении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд муниципального образования в Республике Бурятия», утверждённого Постановлением Правительства Республики Бурятия №224.

  2. Признать жалобу ООО «СК Олимп» необоснованной.

  3. Признать в действиях МКУ Администрация МО «Мухоршибирский район» нарушение пункта 2 Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд муниципального образования в Республике Бурятия.

  4. Выдать обязательное для исполнения предписание.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ"
ИНН 0323410090, ОГРН 1190327008960
ООО "СК Олимп"
ИНН 0326551324, ОГРН 1170327002438
АДМИНИСТРАЦИЯ МО "МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН"
ИНН 0314003242, ОГРН 1020300753516