Решение №04-50/4514 Решение по жалобе ООО «ДиСи Инжиниринг» на положения докумен... от 15 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/54.3-962/2021

 «13» октября 2021 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>,

в присутствии представителей: заказчика ГБУ "Центр информационных технологий Республики Бурятия" <…> (доверенность от 08.10.2021), <…> (доверенность от 08.10.2021), уполномоченного органа Республиканского агентства по государственным закупкам <…> (доверенность от 30.06.2021 №29), ООО «ДиСи Инжиниринг в лице генерального директора <…>, <…> (доверенность от 11.10.2021 № 103), <…> (доверенность от 11.10.2021 № 103),  с применением средств видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «ДиСи Инжиниринг» от 06.10.2021  на положения документации при проведении закупки в форме электронного аукциона: «Поставка специализированных систем хранения данных», номер извещения – 0102200001621003479, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель  указывает, что заказчиком применено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878). Вместе с тем заказчик осуществил описание закупаемого товара  не в соответствии  с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно Техническим требованиям на поставку специализированных систем хранения данных (далее – ТЗ), в состав объекта закупки входят «Коммутатор QTECH QSW-6510-54F» (код ОКПД2 26.30.11.110 «Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации») и «Дисковый массив Dell EMC ME4084» (код ОКПД2 26.80.13.000 «Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков»). Данному товару соответствуют позиции КТРУ «Коммутатор» (код позиции 26.30.11.110-00000001) и «Дисковый массив» (код позиции 26.80.13.000-00000001). Несмотря на наличие данных позиций КТРУ, Заказчиком в техническом задании указаны характеристики закупаемого товара, которые не предусмотрены в соответствующих позициях КТРУ, что нарушает положения пункта 5 Правил использования КТРУ.

В нарушение  части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе заказчиком совершены  действия, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. В техническом задании  указан конкретный товар, который  не может быть заменен на эквивалент, поскольку требуется совместимость данного коммутатора с используемым заказчиком оборудованием. При этом указанным  требованиям соответствуют модели оборудования других производителей, например, модель коммутатора Ruijie networks RG-S6220-48XS6QXS-H-AC. Таким образом, Заказчик необоснованно не допускает поставку эквивалентного оборудования, чем ограничивает число участников закупки.

Заказчиком применяется ограничение допуска согласно Постановлению №  878, при этом закупаемый товар отсутствует как в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, так и в Реестре евразийской промышленной продукции. Таким образом, предъявляя требования к поставке конкретного иностранного оборудования, Заказчик делает невыполнимым ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик, уполномоченный орган представили письменные пояснения о том, что при проведении аукциона  действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Характеристики товаров, указанные в позициях КТРУ, приведенных заявителем жалобы, а также в других позициях КТРУ, не соответствует потребностям ГБУ «Центр информационных технологий РБ». В сети заказчика используется 390 камер видеонаблюдения, 67 комплексов фотовидеофиксации. Записи с камер АПК «Безопасный город» ежедневно используются правоохранительными органами для раскрытия преступлений. Комплексы фотовидеофиксации в среднем ежедневно фиксируют порядка 1300 правонарушений, ежемесячно доход республиканского бюджета за счет уплаты штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, выявленные с помощью комплексов, пополняется в среднем на 20,0 млн. руб. В связи с этим, Заказчику принципиально важна совместимость закупаемого оборудования с имеющимся. В связи с несоответствием характеристик товаров, указанных в позициях КТРУ, потребностям Заказчика, а также в целях обеспечения совместимости имеющегося у заказчика оборудования с приобретаемым оборудованием (коммутатором) установлен товарный знак на коммутатор - QTECH QSW-6510-54F. Описание объекта закупки с указанием товарных знаков произведено  в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

По вопросу установления Заказчиком в рассматриваемой закупке ограничений по Постановлению № 878 отмечают, что рассматриваемые позиции закупки отвечают признакам, установленным пунктом 4 Постановления № 878. В соответствии с пунктом 5 постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. При этом, до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, а в разъяснениях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.09.2021 г. по вопросам применения ПП РФ от 28 августа 2021 г. № 1432, указано, что в целях реализации постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, и в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется. Учитывая изложенное, установление Заказчиком ограничений по Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 осуществлено с учетом действующего законодательства РФ о контрактной системе. Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

29.09.2021 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 13147426.00 рублей.

1.      В силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в силу п. 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Как пояснил представитель заказчика  в отношении оспариваемых позиций закупки - Коммутатора QTECH QSW-6510-54F, а также Дискового массива Dell EMC МЕ4084 (система хранения данных) установлены соответствующие коды ОКПД 2: 26.30.11.110 - Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации; 26.80.13.000 - Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков.

Доводы Заявителя о необходимости установления заказчиком позиций КТРУ (26.30.11.110-00000001; 26.80.13.000-00000001) вместо выбранных заказчиком вышеуказанных позиций ОКПД 2 являются несостоятельными, поскольку характеристики товаров, указанные в позициях КТРУ, не соответствует потребностям ГБУ «Центр информационных технологий РБ».

 В  связи с отсутствием в позиции КТРУ необходимого описания товара, работ, услуг заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

Также Заявителем не представлено доказательств того, что у заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того товара, с теми характеристиками, которая указана в аукционной документации.  Довод жалобы признается необоснованным.

2.     В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как пояснил заказчик необходимость установления товарного знака по оспариваемым позициям закупки обусловлена следующим:

  • по коммутатору: в целях полной совместимости с используемыми в оптическом кольце магистральными коммутаторами QTECH QSW-8250-28F, QTECH QSW-8330-56F, QSW-4610-28F и централизованной системой управления сетевым оборудованием для их управления, мониторинга и диагностирования - QTECH QNMS в соответствии с рекомендациями производителя Заказчиком принято решение о закупке коммутаторов уровня ядра сети QTECH QSW-6510-54F.
  • по дисковому массиву: в целях полной совместимости с используемым заказчиком и в ЦОД серверами Dell PowerEdge, системами хранения данных Dell EMC в ЦОД, и программным обеспечением для их централизованного управления, мониторинга и диагностирования Dell OpenManage Enterprise, а также в виду наличия у Заказчика жестких дисков Dell для подменного фонда, в соответствии с рекомендациями производителя Заказчиком принято решение о закупке дискового массива Dell EMC МЕ4084.

Заказчиком произведено описание объекта закупки с указанием товарных знаков, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о  контрактной системе при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика в приобретении вышеуказанного товара не свидетельствует об ограничении конкуренции.

Установленные показатели и характеристики обусловлены целями достижения единого результата обеспечения государственных и муниципальных нужд и необходимостью удовлетворения потребностей заказчика.

Комиссия приходит к выводу, что предмет закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки сформулированы заказчиком в рамках требований Закона о контрактной системе, с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности.

3.     В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно разделу 16 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств на основании Постановления № 878.

Пунктом 4 постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Согласно пункту 5 постановления № 878 в редакции, действующей с 31.08.2021, подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления № 878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что с учетом внесенных изменений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. № 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступивших в силу 31.08.2021, в случае невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных п. 4 постановления № 878, Заказчику необходимо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Порядок получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на момент размещения закупочной процедуры, а также на момент рассмотрения жалобы не утвержден.

Вместе с тем, отсутствие возможности исполнить условия п. 5 постановления № 878 в части получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ведет не к формальному игнорированию данного положения, а к вынужденному установлению в документации ограничений, предусмотренных постановлением № 878, что сделано Заказчиком.

Аналогичный вывод следует из Письма Минпромторга России от 01.10.2021 N ПГ-11-9743.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России   

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «ДиСи Инжиниринг» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны