Решение №04-50/72-2019 Решение по жалобе ООО «Монолитстроймонтаж» № 04-50/72-2019 н... от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 04-50/72-2019

 «14» марта 2019 года                                                               город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

в присутствии:

представителей ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия»: <…>, доверенность от 22.09.2017 № 59, <…>, доверенность от 14.03.2019 №76,

представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 07.02.2019,

в отсутствие представителя ООО «Монолитстроймонтаж», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Монолитстроймонтаж» (далее, в т.ч – Заявитель) (вх. от 06.03.2019 №1431) на действия заказчика – ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган)  при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ», с реестровым номером – 0102200001619000335  (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с отдельными положениями документации об аукционе:

1. Заказчиком в плане-графике указан код ОКПД2 – 41.20.40.900. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик не использовал код позиции КТРУ со дня включения в каталог новой позиции каталога.

2. В документации об аукционе предусмотрены работы по монтажу пожарной сигнализации, установке противопожарных дверей, огнебиозащитному покрытию.

В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

3. В документации об аукционе не установлено дополнительное требование о наличии у участников закупки соответствующего опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренное пунктом 1 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, СЛУЧАЕВ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ТОВАРАМ, РАБОТАМ, УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ ПО ПРИЧИНЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ, ИННОВАЦИОННОГО, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА СПОСОБНЫ ПОСТАВИТЬ, ВЫПОЛНИТЬ, ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ПОСТАВЩИКИ (ПОДРЯДЧИКИ, ИСПОЛНИТЕЛИ), ИМЕЮЩИЕ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ УКАЗАННЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ» (далее – Постановление № 99). По мнению Заявителя, работы, выполняемые в рамках исполнения государственного контракта, относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, Заказчик объединил в составе закупки как работы по сохранению объекта культурного наследия, так и работы по объекту, не являющемуся таковым, тем самым ограничил количество участников, поскольку работы по сохранению объектов культурного наследия могут выполнять организации, имеющие соответствующую лицензию.

Просит провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик, Уполномоченный орган не согласны с доводом Заявителя, считают, что положения документации соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Заказчик представил письменные пояснения от 11.03.2019 № 759.

 Просят признать жалобу ООО «Монолитстроймонтаж» необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

18.02.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № – 0102200001619000335 и документация об аукционе. Последние изменения размещены 14.03.2019. Начальная (максимальная) цена контракта - 281 954 477,00 рублей.

1. Рассмотрение довода Заявителя в части неуказания в плане-графике кода позиции КТРУ, не входит в полномочия контрольного органа в сфере закупок. Согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

2. Довод Заявителя, о том, что Заказчиком в документации об аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, признается несостоятельным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и являющихся предметом контракта по Аукциону, подлежит лицензированию.

 В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ». 

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Согласно разделу 8 проекта контракта подрядчик может привлечь к выполнению соответствующих работ субподрядчика.

Указанная позиция согласуется с пунктом 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

Таким образом, действия Заказчика, неустановившего в документации об аукционе указанное требование к участникам закупки, правомерны.

3. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Пунктом 1 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлено, что при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации дополнительными требования к участникам закупки являются требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей дополнительными требования к участникам закупки являются требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Заказчиком во исполнение требований пункта 2 части 5 статьи 66 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 13 приложения №1 к документации «Информационная карта» установлены требования к составу заявки на участие в аукционе.

Во второй части заявки участники должны представить, помимо прочего, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке" (Согласно разделу документации «Предъявляемые к участникам аукциона требования»).

Пунктом 6 Технического задания (Приложение №1 к проекту  государственного контракта) предусмотрен перечень работ.

Из приведенного объема работ усматривается, что основной объем работ, подлежащих выполнению по контракту, не связан с выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия.

В  пункте 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указан следующий вид деятельности, на которую требуется лицензии: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» также установлено, что к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом виды работ предусмотрены Приложением "Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации" к указанному Положению.

Согласно разделу 8 проекта контракта подрядчик может привлечь к выполнению соответствующих работ субподрядчика.

Пунктом 5 раздела 8 Технического задания (приложение № 1 к проекту контракта) предусмотрено, что Генподрядчик вправе привлечь для выполнения работ (части работ) субподрядные организации и распределить объемы данных работ между собой и субподрядными организациями. При этом полную ответственность за качество выполнения работ и все предусмотренные гарантии несет Генподрядчик. Привлекаемые Генподрядчиком субподрядные организации должны отвечать требованиям действующего законодательства, в т.ч иметь допуски СРО (и лицензии, в случае выполнения лицензируемых видов деятельности) на выполнение работ, к которым они привлекаются.

Согласно пункту 1статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, установление в документации требования о наличии у участника закупки лицензии на данный вид деятельности, а также требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации противоречило бы требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку проектом контракта и Техническим заданием предусмотрено право Генподрядчика привлекать для выполнения работ субподрядные организации, которые, в том числе, обладают соответствующей лицензией, что привело бы к ограничению количества участников закупки.

Кроме того, предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ».

Пунктом 1 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлено, что при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации дополнительными требования к участникам закупки являются требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В данном случае предметом закупки является строительство указанного объекта, которое не относится к работам по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, данный довод Заявителя признается несостоятельным, а действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречащим требованиям законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Монолитстроймонтаж» необоснованной.         

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>, <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны