Решение б/н Решение по жалобе ООО Строительно-геодезическое предприятие ... от 9 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки №003/06/53-218/2020, №003/06/53-219/2020, №003/06/53-220/2020, №003/06/53-226/2020, №003/06/53-227/2020

«8» апреля 2020 года                                                                    город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) при участии представителя ООО «Земельно-Кадастровая Компания» <…>, доверенность от 17.05.2018,

иные заявители и заказчик не заявляли ходатайство о принятии участия по рассмотрению жалоб в режиме ВКС,

рассмотрев жалобы ООО Терра-Горизонт» (вх. от 25.03.2020 № 1755), ООО Строительно-геодезическое предприятие «Алмаз» (вх. от 25.03.2020 №1761), ООО «Жасмин Финанс» (вх. от 25.03.2020 № 1771), ООО «Управляющая компания «ДонГИС» (вх. от 27.03.2020 № 1819), ООО «Земельно-Кадастровая Компания» (вх. от 27.03.2020 № 1848) на действия конкурсной комиссии заказчика – МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на комплексные кадастровые работы, № 0102300001220000003 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Суть доводов, изложенных в жалобах ООО Строительно-геодезическое предприятие «Алмаз», ООО «Жасмин Финанс», ООО «Управляющая компания «ДонГИС», ООО «Земельно-Кадастровая Компания» сводится к тому, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявки Заявителей на участие в конкурсе.

Заявки отклонены по причине непредставления документов и информации, предусмотренных п. 1-3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией. Не соответствие п. 1.4.5 критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Пунктом 1.4.5 документации предусмотрен критерий оценки – опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. В данном пункте отсутствует условие о том, что непредставление документов, подтверждающих наличие у участника конкурса опыта по выполнению работ (оказанию услуг) либо представление указанных документов, не подтверждающих опыт участника влечет отклонение заявки и признание ее не соответствующей требованиям документации. В указанном пункте наоборот содержится условие, что заявке, в которой не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса опыта по выполнению работ присуждается 0 баллов. Кроме того, в пункте 13 Информационной карты документации предусмотрен перечень документов и информации, которая должна содержать вторая часть заявки. В этом же пункте указано, что при этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Следовательно, Заявители считают, что их права и законные интересы нарушены действиями конкурсной комиссии, в связи с необоснованным отклонение заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, ООО «Земельно-Кадастровая Компания» считает, что Заказчик неправомерно установил требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, так как согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99), которым не предусмотрено, что к участникам закупки, осуществляющим кадастровую деятельность, могут применяться дополнительные требования в виде наличия опыта выполнения работ.  

ООО «Терра-Горизонт» также не согласно с решением конкурсной комиссии, которая выбрала победителем Конкурса ООО «Геоземкадастр», Общество считает, что должно было быть признано победителем по данным торгам, так как итоговый рейтинг заявок участников, согласно критериям, установленным конкурсной документацией, составил 15,7 баллов у ООО «Геоземкадастр» и 17,8 баллов у ООО «Терра-Горизонт».

Заявители считают, что нарушены требования статей 8, 53, 54.7 Закона о контрактной системе, просят провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалоб, указывает, что конкурсная комиссия, рассмотрев заявки участников закупки приняла решение о соответствии либо несоответствии заявок требованиям документации. Комиссией присвоены места: ООО «Геоземкадастр» -1 место, так как заявка им подана ранее, чем заявка ООО «Терра-Горизонт», соответственно ООО «Терра-Горизонт» присвоено 2 место. В случае выявления нарушения конкурсная комиссия готова устранить допущенные нарушения.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

18.02.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса № 0102300001220000003 и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 12 058 265,00 рублей.

На участие в Аукционе подано 12 заявок, все участники допущены к участию и признаны участниками открытого конкурса в электронной форме.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.03.2020 по 10 заявкам участников закупки принято решение о несоответствии требованиям, установленным Законом о контрактной системе и конкурсной документации. Основание принятия такого решения по всем заявкам аналогичное, а именно: непредставление документов и информации, предусмотренных п. 1-3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией. Не соответствие п. 1.4.5 критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 24.03.2020 по результатам рассмотрения и оценки конкурсных заявок комиссия приняла решение о присвоении первого и второго порядковых номеров следующим заявкам: ООО «Геоземкадастр», рейтинг заявки 15,70, итоговая оценка 15,70 – № 1; ООО «Терра-Горизонт» - рейтинг заявки 17,80, итоговая оценка 17,80 - № 2.

Окончательное предложение о цене контракта ООО «Геоземкадастр» - 8 500 000,00 рублей; ООО «Терра-Горизонт» - 7 500 000,00 рублей.

Частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно пунктами 1-7 указанной нормы содержится перечень документов и информации.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 54.4 настоящего закона документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Частью 7 статьи 54.4 названного закона требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.

Согласно частям 3, 4, 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:

1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;

2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;

3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Частью 11 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.

Часть 14 статьи 54.7 настоящего закона предусматривает, что победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

Пунктами 1.4.6 и 1.4.7 Порядка оценки заявок на участие в конкурсе (приложение № 2 к конкурсной документации) установлено, что итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Победителем признается участник открытого конкурса, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника открытого конкурса присваивается первый порядковый номер.

Следовательно, конкурсная комиссия Заказчика нарушила требования частей 11, 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, неверно установила порядковые номера при оценке заявок по установленным критериям, а именно:

заявке ООО «Геоземкадастр» присвоила порядковый номер <...> при итоговой оценке 15,7 баллов, а должна была присвоить порядковый номер <...> ;

 заявке ООО «Терра-Горизонт» присвоила порядковый номер <...> при итоговой оценке 17,8 баллов, а должна была присвоить порядковый номер <...> , что привело к нарушению прав и законных интересов участника закупки – ООО «Терра-Горизонт».

Кроме того, конкурсная комиссия допустила нарушение пункта 6 части 6 статьи 54.4, пункта 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, неправомерно признав заявки участников закупки, в том числе Заявителей, несоответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией.

Приложение №2 к конкурсной документации предусмотрен Порядок оценки заявок на участие в конкурсе - критерии оценки, величины значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Пункт 1.4.5 «Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки»:

Значимость критерия: 40%,

Предметом оценки по критерию являются предложения участника по показателю: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Заявка участника конкурса по показателю оценивается следующим образом:

- заявке, в которой представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса опыта по выполнению работ (оказанию услуг) - 100 баллов;

- заявке, в которой не представлены документы, подтверждающие наличие у участника конкурса опыта по выполнению работ (оказанию услуг) – 0 баллов.

Раздел 13 конкурсной документации содержит перечень документов и информации, который должен быть в составе второй части заявки. Пунктом 5 раздела 13 документации требуются документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (согласно Порядку оценки заявок (Приложение № 2 к конкурсной документации). При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Таким образом, принятие конкурной комиссией решения о признании заявок участников закупки, в том числе Заявителей, по основанию, приведенному в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей на участие в конкурсе, является недопустимым, противоречащим требованиям законодательства о контрактной системе и нарушающим права и законные интересы участников закупки.

За допущенные нарушения пункта 6 части 6 статьи 54.4, пункта 1 части 4 статьи 54.7, частей 11, 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод, заявленный ООО «Земельно-Кадастровая Компания» об установлении в конкурсной документации неправомерного требования к участникам закупки по опыту выполнения работ, не может быть рассмотрен как довод жалобы, так как согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о проведении электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах (срок подачи заявок по данному Конкурсу окончен 17.03.2020).

Однако, при осуществлении в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, установлено, что в действиях Заказчика по установлению критерия «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» отсутствует нарушение требований законодательства о контрактной системе.

В данном случае опыт установлен в виде критерия оценки заявок, а не дополнительного требования к участникам закупки. Ссылка Заявителя на Постановление № 99 некорректна, так как Заказчиком выбран способ размещения закупки в форме открытого конкурса в электронной форме, следовательно, данное постановление не распространяется на указанную закупку.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, Заказчик вправе был установить такой критерий оценки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Терра-Горизонт» обоснованной.   

2. Признать жалобу ООО «Строительно-геодезическое предприятие «Алмаз» обоснованной. 

3. Признать жалобу ООО «Жасмин Финанс» обоснованной.

4. Признать жалобу ООО «Управляющая компания «ДонГИС» обоснованной.

5. Признать жалобу ООО «Земельно-Кадастровая Компания» обоснованной.

6. Признать конкурсную комиссию Заказчика нарушившей пункт 6 части 6 статьи 54.4, пункт 1 части 4 статьи 54.7, части 11, 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

7. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

8. Передать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны