Решение №04-54/1344 Решение по внеплановой проверке в отношении МБУ «Горсвет», М... от 13 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/06/99-295/2022

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе

 «08» апреля 2022 года                                                              город Улан-Удэ

На основании пункта «б» части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 06.04.2022 № 23, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

<…>,

в присутствии представителей: АО «Управление ВОЛС ВЛ» <...>. (доверенность №УВВ-А-0160-21 от 22.10.2021), МУ «Управление по муниципальным закупкам» (далее – Уполномоченный орган) <...> (доверенность от 22.12.2021 №810), МБУ «Горсвет» (далее – Заказчик) <...> (доверенность от 28.01.2022 №3/22),

проведя проверку действий МБУ «Горсвет», МУ «Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме: «Оказание услуг по проведению энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы уличного (наружного) освещения на территории города Улан-Удэ», номер извещения – 0302300048722000190 (далее – Конкурс),

у с т а н о в и л а:

В адрес Бурятского УФАС России поступила жалоба АО «Управление ВОЛС ВЛ» от 29.03.2022 на положения документации о закупке. Заявитель указывает, что согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при  заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Условия, содержащиеся в пунктах 6.1, 6.3, 6.4  проекта контракта противоречат сути энергосервисного контракта, изложенной в статье 108 Закона о контрактной системе, в частности частям 13,14, 15, а также п.5 постановления Правительства РФ от 18.08.2010 № 636. В нарушение  пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе энергопотребление объектов уличного освещения (базовый период) определено расчетно-измерительным способом, а не по фактическим показаниям приборов учета, что вводит участников закупки в заблуждение. просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.

Уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные отзывы на жалобу, в соответствии с которыми жалоба является необоснованной. Все обязательные данные по размерам экономии (в натуральном и денежном выражении) и цене контракта внесены в документацию и проект контракта в соответствии с нормами действующего законодательства. По второму доводу пояснили, что выбран верный способ определения объема потребления электроэнергии, поскольку применение Заказчиком показаний приборов учета для определения объема потребления исключительно замененного оборудования технически невозможно и противоречит п. 1.6 приказа Минэнерго РФ от 04.02.2016 № 67. На основании изложенного, просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения обращения и осуществления внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:

16.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы размещены изменения  извещения о проведении Конкурса № 0302300048722000190 и документы закупки. Начальная (максимальная) цена контракта – 90433877.84 рублей.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Согласно части 14 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 108) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 3 ст. 108) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 15 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что цена настоящего Контракта определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса, который может быть уплачен Исполнителю по энергосервисному Контракту и составляет _______ (_____) рублей __ (___) копеек, в том числе НДС – _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек (далее – Цена Контракта).

Цена Контракта включает все расходы, связанные с выполнением работ в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта, в том числе стоимость работ, стоимость расходных материалов, оборудования, прочие затраты Исполнителя, стоимость оформления всех сопутствующих Контракту документов, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством и (или) условиями Контракта.

В пункте 6.3 проекта контракта установлено, что размер платежа, подлежащий уплате Исполнителю, составляет не менее 96 % (девяноста шесть процентов) от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) соответствующих расходов Заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения, предусмотренного настоящим Контрактом размера экономии (доли размера экономии).

Из пояснений Заказчика следует, что  указанный процент является минимальным процентом, подлежащим уплате исполнителю. Данный процент может быть увеличен участником закупки в своей заявке, в связи с чем в пункте 6.3 Контракта при его заключении будет указан процент из заявки победителя.

Таким образом, Заказчиком установлена цена контракта в виде процента от экономии расходов Заказчика в денежном выражении на поставки энергетических ресурсов, что соответствует части 15 статьи 108 Закона о контрактной системе.

В пункте 6.4 проекта контракта указано, что дополнительная экономия энергетического ресурса, составляющая произведение стоимости цены (тарифа) энергетического ресурса на момент отчетного периода и положительной разницы между размером достигнутой в результате исполнения Контракта экономии в натуральном выражении и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем при условии учета факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса, распределяется между Заказчиком и Исполнителем в соответствии с пропорцией:

- __% от обеспеченного Исполнителем дополнительного размера экономии остается в распоряжении Заказчика;

- __% от обеспеченного Исполнителем дополнительного размера экономии включается в размер платежа, подлежащего оплате Исполнителю в соответствии с порядком и сроками оплаты долей размера экономии, предусмотренными настоящего Контрактом.

Указанный пункт проекта контракта установлен в соответствии с Требованиями к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) установлены постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее - Постановление № 636).

Согласно п. 10 Постановления № 636 определение механизма распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса, обеспеченной сверх установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии), которого должен достигнуть исполнитель.

Определение механизма распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса в стоимостном выражении, обеспеченной сверх установленного контрактом размера экономии (доли размера экономии), которого должен достигнуть исполнитель, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.

В случае если при определении исполнителя контрактом был установлен фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетического ресурса, то при указанном распределении процент размера дополнительной экономии, уплачиваемый исполнителю, не может превышать указанный фиксированный процент.

Таким образом, довод Заявителя о том, что цена энергосервисного контракта по указанной закупке может быть изменена в ходе исполнения контракта является необоснованным.

2.      На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В Техническом задании указано, что целью при реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов Заказчика являются:

- добиться снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов Заказчика. Размер экономии электрической энергии, за весь срок действия Контракта, должен быть не менее 60% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет: в денежном выражении не менее – 54 260 326,70 (пятьдесят четыре миллиона двести шестьдесят тысяч триста двадцать шесть рублей 70 копеек), в натуральном выражении не менее – 10 806 548 кВт*ч;

- выполнить мероприятия в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей оборудования;

- на объекте исполнитель должен заменить существующие осветительные приборы (ОП) на светодиодные в количестве 3956 шт.;

- заменить щиты наружного освещения в количестве 28 шт. на щиты автоматизированной системы управления наружного освещения (АСУ НО) с блоком контроллера «Идель – GSM» НПО «Интеграл +» г.Казань, так как данная система управления освещением в городе Улан-Удэ установлена и используется Заказчиком.

 В случаи использования аналогичных щитов автоматизированной системы управления наружным освещением другого производителя, должен обеспечить возможность интеграции и совместимость приобретаемого оборудования в установленную и уже используемую Заказчиком систему управления в городе Улан-Удэ, характеристики и гарантийные сроки которого будут удовлетворять требованиям конкурса в электронной форме.

- обеспечить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП), государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и иными действующими нормами, и техническими условиями.

- после реализации энергосберегающих мероприятий объект энергосервиса должен обеспечивать:

средний уровень освещенности исходя из норм средней горизонтальной освещенности покрытий согласно Классификации улично-дорожной сети городских поселений, определенной в Своде правил СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 07.11.2016 № 777/пp), при условии соответствия объекта энергосервиса и входящих в него объектов/оборудования (опоры освещения, световые приборы, приборы учета и т. д.), их характеристик и расположения требованиям действующего законодательства РФ.

      Также представлен перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, приведены технические требования, характеристики мероприятий, выполняемых в рамках оказания услуг (выполнения работ), в том числе описание и характеристики объектов, в отношении которых, будет выполняться Перечень мероприятий, указаны в Приложении №1 к Техническому заданию.

Характеристики используемых материалов и оборудования установлены в Приложении №2 к Техническому заданию. Энергетический базис, т.е. объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) за базисный период, указан в Приложении №3 к Техническому заданию. Энергетический базис, т.е. объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) за базисный период, который указан в Приложении №3 к Техническому заданию.

Определение энергопотребления объектов уличного освещения (указанных в Приложении №1 к Техническому заданию) на территории города Улан-Удэ за 2021 г. (базовый период) определено в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67 "Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности."

Согласно п. 6 приложения № 1 к Постановлению № 636 определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

В соответствии с п. 7 приложения № 1 к Постановлению № 636 выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемый одним из следующих способов:

на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

В пункте 1.6 приказа Минэнерго № 67  установлено, что способы определения значений объема потребления энергетических ресурсов, параметров мощности и времени работы системы, периоды, время и точки проведения измерений (наблюдений) в отчетном периоде должны быть аналогичны используемым в базовом периоде.

В случае установки в отчетном периоде приборов учета потребления электрической энергии, показания которых соответствуют объему потребления электрической энергии энергопринимающими установками, в отношении которых проводится мероприятие, определение объема потребления электрической энергии в отчетном периоде осуществляется по фактическим показаниям данных приборов учета.

Из пояснений Заказчика следует, что на объекте энергосервиса установлено дополнительное оборудование (архитектурная подстветка, сфетофоры, рекламные объекты), не подлежащее замене, но подключенное к приборам учета, которые фиксируют потребление уличного освещения. В связи с тем, что отсутствуют приборы учета, фиксирующие только объем потребления оборудования, подлежащего замене, Заказчик произвел замеры потребляемой мощности оборудования, подлежащего замене, расчетно-измерительным способом в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67. Конкурсная документация предусматривает замену щитов наружнего освещения, но отключение дополнительного оборудования от приборов учета производиться не будет. Таким образом, показания приборов учета в отчетном периоде будут фиксировать потребление как замененного, так и дополнительного оборудования. В связи с чем применение Заказчиком показаний приборов учета для определения объема потребления исключительно замененного оборудования технически невозможно и противоречит пункту 1.6 Приказа Минэнерго №67.

Фактический объем потребления электрической энергии по указанной закупке определен расчетно-измерительным способом и принят за основу расчетного базового периода.

Таким образом, документация о закупке в части описания объекта энергосервиса соответствует положениям законодательства о контрактной системе. Довод общества признан необоснованным.

В пункте 1.2 Приказа Минэнерго №67 указано, что Методика используется для определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении до и после реализации следующих мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

При рассмотрении жалобы установлено, что объем потребления энергетических ресурсов использован Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, контроль в отношении обосновании начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия антимонопольного органа.

Руководствуясь пунктом «б» части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. В действиях заказчика – МБУ «Горсвет», уполномоченного органа – МУ «Управление по муниципальным закупкам»  не выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны