Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройинком» на действия МУ «Улан-Удэс... от 8 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
участника закупки № 003/06/48-944/2022
«5» декабря 2022 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<...>, председателя Комиссии,
<...>, члена Комиссии,
<...>, члена Комиссии,
при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя ООО «Стройинком» <...>, доверенность от 12.04.2022, представителя ООО «БайкалСити» <...>, доверенность от 02.12.2022, в присутствии представителя МУ «Улан-Удэстройзаказчик» <...>, доверенность от 01.11.2022, представителя МУ «Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ» <...>, доверенность от 22.12.2021 № 810,
рассмотрев жалобу ООО «Стройинком» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 28.11.2022 № 7117) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика – МУ «Улан-Удэстройзаказчик» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - МУ «Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство детского сада в мкр. Шишковка Железнодорожного района г. Улан-Удэ, № 0302300048722000998 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла решение о признании победителем Конкурса – ООО «БайкалСити». Порядком рассмотрения и оценки заявок предусмотрен критерий «Квалификация участников закупки…» показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Исходя из данных, указанных в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 22.11.2022, Заявителем произведен расчет по данному критерию по определенной формуле и сделан вывод, что ООО «БайкалСити» представлен один договор стоимостью не менее 2 967 330 953,86 рублей. Указывает, что из публичных данных, находящихся в открытом доступе, победитель не мог представить достоверные данные, подтверждающие указанную стоимость исполненного контракта, так как им исполнены 3 контракта, максимальная стоимость одного составила 298 974 800,00 рублей, а также учитывая взаимосвязи двух организаций по учредителю ООО «БайкалСити», победителем возможно представлен опыт в части строительства объектов жилищного строительства ООО «СЗ Бургражданстрой» в качестве подрядчика. В проектных декларациях объектов жилищного строительства ООО «СЗ Бургражданстрой» в качестве подрядчика заявлены взаимосвязанные организации ООО «Шелковый путь» и ООО «Улан-Удэнский домостроительный комбинат», ООО «БайкалСити» не принимало участия в строительстве объектов ООО «СЗ Бургражданстрой». Заявитель полагает, что ООО «БайкалСити» представлены недостоверные сведения по опыту работ, в результате чего комиссия по осуществлению закупок допустила нарушение законодательства о контрактной системе, признав победителем участника закупки, не обладающего необходимой для исполнения контракта квалификацией. Просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают, что в действиях комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, представлены письменные возражения на жалобу. Указывают, что для оценки ООО «БайкалСити» представило 2 договора: муниципальный контракт с ценой 298 974 800 рублей и договор генерального подряда, заключенный с ООО «Бургражданстрой» с ценой 1 799 980 140,00 рублей. Представленные договоры соответствуют установленным требованиям, следовательно, приняты к оценке. Итоговая оценка по критерию «Квалификация участников закупки»: ООО «Байкалсити» - 40,00 баллов, ООО «РегионСтрой» - 3,40, ООО «Ростинвестстрой» - 0,00 и ООО «Стройинком» - 8,42 б. Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя, оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Комиссия осуществила оценку заявок в соответствии с требованиями извещения, на основании представленных документов участников закупки, а оценка Заявителя основана на предположениях. На заседании Комиссии Заказчик, Уполномоченный орган поддержали доводы, изложенные в письменной форме, просят признать жалобу необоснованной.
ООО «БайкалСити» представлены возражения на доводы жалобы, указывает, что Заявитель ошибочно предполагает, что у победителя отсутствует надлежащий опыт, а также совершает арифметические действия с неверными исходными данными, указывая цену в размере 2 967 330 953,86 рублей. Кроме того, сообщает, что им представлены в качестве подтверждения опыта исполненный договор генерального подряда с ООО «Бургражданстрой» от 25.03.2019 на выполнение работ по строительству объекта «Многоквартирный дом по ул. Смолина, 67 в Советском районе г. Улан-Удэ» со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, акты выполненных работ по форме КС-2, КС-3, акт приемки законченного строительством объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Представленные документы соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства о контрактной системе. В проектной декларации по объекту «Многоквартирный дом по ул. Смолина, 67 в Советском районе г. Улан-Удэ», размещаемой с 23.08.2018 на сайте ЕИС жилищного строительства наш.дом.рф, в качестве генерального подрядчика указано ООО «Шелковый путь». Как следует из информации, предоставленной ООО «Бургражданстрой», в 2018 году первоначальное строительство указанного объекта осуществлялось подрядчиком ООО «Шелковый путь» по договору от 21.06.2018. Однако, 22.03.2019 ООО «Бургражданстрой» и ООО «Шелковый путь» заключили соглашение о расторжении договора и 25.03.2019 ООО «Бургражданстрой» заключило договор с ООО «БайкалСити» на строительство указанного объекта. При этом на сайте наш.дом.рф корректировка проектной декларации по объекту производилась застройщиком без учета смены генерального подрядчика. ООО «Бургражданстрой» указывает, что в настоящее время внесение изменений невозможно, поскольку объект уже сдан в эксплуатацию. Отмечает, что сведения в данной системе обязан размещать застройщик ООО «Бургражданстрой» и ненадлежащее исполнение указанной обязанности не может нарушать прав и законных интересов ООО «БайкалСити» и не должно влиять на возможность участия в закупке. Некорректная или неактуальная информация о строительстве, размещенная для неограниченного круга лиц в публичном доступе в сети Интернет, не означает, что такой договор не исполнен. Исполнение договора в полном объеме подтверждено актами приемки и такой договор должен быть принят в качестве подтверждения наличия опыта у участника закупки. Кроме того, указывает, что жалоба направлена на оценку заявок по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, что в соответствии с частью 6 статьи 106 настоящего закона не подлежит рассмотрению. Просит признать жалобу ООО «Стройинком» необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
01.11.2022 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса № 0302300048722000998. Начальная (максимальная) цена контракта – 360 889 321,00 рублей.
Частью 1 статьи 32 настоящего закона установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Исходя из приведенной нормы, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию оценки и заявители вправе обжаловать вышеуказанные действия исключительно в судебном порядке.
Комиссия в рамках рассмотрения жалобы рассматривает довод Заявителя о нарушении порядка оценки заявок относительно недостоверности представленной информации в качестве опыта работы в целях оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки…».
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены критерии оценки заявок: 1) Цена контракта, значимость критерия оценки: 60.00%, порядок оценки: лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наименьшее значение критерия. 2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия оценки: 40.00%, порядок оценки: лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия.
Приложением № 1 к извещению об осуществлении закупки предусмотрен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
№ |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Признак №1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
100
|
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным подпунктом «б» пункта 20 Положения: , где: Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю; Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю; Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю |
5. |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» |
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке, рассчитывается по указанной выше формуле. Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя. Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Документом, предусмотренным настоящим Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в отношении показателя оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающего (-их) выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта; относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): б. контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства); в. контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (одновременное выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства); г. договор, не относящийся к контрактам, указанным в пунктах «б», «в» и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства. Устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На участие в Конкурсе подано 4 заявки. Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.11.2022 комиссия по осуществлению закупок рассмотрела и оценила вторые части заявок на участие в закупке, а также рассмотрела информацию и документы участника, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в порядке, установленном частью 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, и приняла решение, что все заявки участников соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки:
- заявка № 112980303 (ООО «БайкалСити»), итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ – 40,00;
- заявка № 112993431 (ООО «Регион Строй»), итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ – 3,40;
- заявка № 112991700 (ООО «Ростинвестстрой»), итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ – 0,00;
- заявка № 113007200 (ООО «Стройинком»), итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ – 8,42.
В составе заявки ООО «БайкалСити» в качестве подтверждения опыта работы представлены:
- исполненный муниципальный контракт на приобретение в собственность муниципального образования «городской округ «г. Улан-Удэ» здание детского сада мощностью 280 мест в мкр. Звездный г. Улан-Удэ, построенного с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования от 17.12.2019, заключенный между МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» и ООО «БайкалСити», на сумму 298 974 800,00 рублей, с актами и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию;
- исполненный договор генерального подряда на выполнение строительных работ по строительству объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Смолина, 67 в Советском районе г. Улан-Удэ» от 25.03.2019, заключенный между ООО «БурГражданСтрой» и ООО «БайкалСити», на сумму 1 799 980 140,00 рублей, акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акт приемки заказчиком законченного строительством объекта капитального строительства от подрядчика, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Из пояснений Уполномоченного органа следует, что Xmax составило 1 799 980 140,00 рублей (договор, представленный ООО «БайкалСити»), Xmin – 311 310 878,42 рублей (данные из заявки ООО «Ростинвестстрой»).
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок правомерно произведена оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки…» согласно порядку оценки заявок на участие в конкурсе и исходя из представленных в заявках участников документов.
Заявителем в качестве подтверждения довода о предоставлении недостоверных сведений победителем по договору генерального подряда на выполнение строительных работ по строительству объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Смолина, 67 в Советском районе г. Улан-Удэ» от 25.03.2019 однозначных и неоспоримых доказательств не представлено. Доказательства, свидетельствующие о нарушении комиссией об осуществлении закупок норм Закона о контрактной системе, несоблюдении комиссией установленного порядка оценки при рассмотрении заявки победителя по детализирующему показателю также не представлены, тогда как в силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения субъектом контроля своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствует нарушение требований законодательства о контрактной системе, довод Заявителя признается несостоятельным.
Однако, Заявитель полагает, что ООО «БайкалСити» в составе заявки представлены недостоверные сведения по опыту работ, что позволило последнему получить преимущества перед другими участниками Конкурса и стать победителем.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установлено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам-либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Комиссия Бурятского УФАС России считает, что приведенный довод Заявителя подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 9 Закона о защите конкуренции и Административными регламентами, утверждёнными приказами ФАС России от 25.05.2012 № 339, 340.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «Стройинком» необоснованной.
- В части доводов ООО «Стройинком» о предоставлении ООО «БайкалСити» в составе заявки недостоверной информации, материалы жалобы подлежат рассмотрению в соответствии с главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.