Решение №05-11/410 Решение по делу в отношении ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» от 5 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
дело № 003/01/10-693/2020
22 января 2021 г. г. Улан-Удэ
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2021 года
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Управление, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<...>;
Членов Комиссии:
<...>;
<...>,
рассмотрев дело № 003/01/10-693/2020 по признакам нарушения ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» (670018, г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, д. 10, ИНН 0326506956, ОГРН 1120327011364) (далее – ООО «Аэропорт Байкал», Ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
при участии:
от ответчика - ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» - <...> представителя по доверенности от 25.08.2020 № 03 АА 1133923, <...> представителя по доверенности от 23.09.2020 № 17,
от лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – <...>, старшего помощника Бурятского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры,
УСТАНОВИЛА:
Бурятским УФАС России в соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, на основании материалов Бурятской транспортной прокуратуры по результатам проведенной проверки исполнения ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» законодательства при ценообразовании на нерегулируемые аэропортовые услуги от 10.04.2020 № 23/2020 и обнаруженных признаков нарушения антимонопольного законодательства в ходе исполнения поручения ФАС России от 08.07.2020 № АР/57323/20 приказом от 10.08.2020 № 79 возбуждено дело от 10.08.2020 № 003/01/10-693/2020 в отношении ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» (670018, г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, д. 10, ИНН 0326506956, ОГРН 1120327011364) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении экономически не обоснованных цен (величин сборов, тарифов) на отдельные аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов), результатом которого могут являться ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, и создана комиссия по рассмотрению дела № 003/01/10-693/2020.
ООО «Аэропорт Байкал» является главным оператором аэропорта «Байкал», имеет сертификат соответствия по осуществлению аэропортовой деятельности № ФАВТ А.01123 от 28.03.2008, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта.
Общество является субъектом естественной монополии в сфере транспорта (услуги аэропортов) на территории Республики Бурятия, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте решением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 04.11.2003 № 90-т/2.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.04.2018 № 510/186 на 5 видов услуг, оказываемых ООО «Аэропорт Байкал», установлены тарифы, которые до настоящего времени не изменялись (обеспечение авиационной безопасности, предоставление аэровокзальных комплексов, взлет-посадка воздушных судов, сверхнормативная стоянка, обслуживание пассажиров).
Обществом также оказывается 46 видов услуг, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом, в условиях отсутствия конкуренции, цены на которые ФАС России не урегулированы.
В свою очередь, Общество в 2018-2019 годах 7 раз повышало нерегулируемые тарифы. При этом за год темп роста стоимости ряда аэропортовых услуг достиг 20 %, что выше уровня инфляции, базовый уровень которой определен Минэкономразвития России в декабре 2019 года в размере 3,8 %.
Например, стоимость услуги по посадке или высадке пассажиров составляла в 2018 году - 6653 руб., в 2019 году - 8000 руб. (рост 20,2%), стоимость заправки воздушного судная Боинг 747 питьевой водой в 2018 году составляла 8815 руб., в 2019 году повышена до 10034 руб. (рост 13,8%).
Рост нерегулируемых тарифов на 01.10.2019 по отношению к 01.10.2018 составил:
за посадку или высадку пассажиров 9,32 %;
за обеспечение приема-выпуска 8,69%;
буксировка 7,6%;
за заправку питьевой водой 8, 42%;
за обслуживание санузлов 6,5%;
за внутреннюю уборку 5,5%.
Согласно представленной информации от 25.06.2020 № 1.12-11/664 ООО «Аэропорт Байкал» не определялась себестоимость оказываемых услуг, указанные свободные тарифы установлены путем мониторинга цен близлежащих аэропортов, поскольку нормативно-правовыми актами прямо не установлена обязанность предприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность разрабатывать и иметь в наличии рассчитанную по каждому нерегулируемому тарифу и сбору калькуляцию.
22.12.2020 Комиссия Бурятского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела № 003/01/10-693/2020, в связи с чем рассмотрение дела отложено на 19.01.2021.
На заседании комиссии 19.01.2021 представителем ООО «Аэропорт Байкал» заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки возражений на заключение об обстоятельствах дела № 003/01/10-693/2020.
В заседании объявлен перерыв в порядке статьи 46 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела продолжено 22.01.2021.
ООО «Аэропорт Байкал» в материалы дела представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении от 22.12.2020 об обстоятельствах дела № 003/01/10-693/2020.
Как следует из возражений, ООО «Аэропорт Байкал» не согласно с вменяемым нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, просит прекратить рассмотрение дела, поскольку аэропортовые услуги оказываются на равных началах в соответствии с утвержденными тарифами (сборами), все перевозчики находятся в равных условиях, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о негативном влиянии ООО «Аэропорт Байкал» на конкуренцию на рынке авиаперевозок.
Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
С целью установления наличия либо отсутствия доминирующего положения ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» (670018, г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 10, ИНН 0326506956, ОГРН 1120327011364) на товарном рынке, на котором выявлены признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, Бурятским УФАС России в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведено исследование рынка, подготовлен аналитический отчет от 22.12.2020.
Исследование проведено за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 (2018, 2019 годы).
В качестве продуктовых границ товарного рынка определены аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (нерегулируемые аэропортовые услуги). В качестве географических границ определена территория международного аэропорта г. Улан-Удэ.
По итогам анализа установлено, что ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшим нерегулируемые аэропортовые услуги в международном аэропорту г. Улан-Удэ, и занимает долю в размере более 50 % на исследуемом рынке.
Таким образом, в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» занимает доминирующее положение на рынке нерегулируемых аэропортовых услуг в границах международного аэропорта г. Улан-Удэ.
Ответчиком в материалы дела представлены письменные пояснения от 18.09.2020 № 1.12-11/1022, из которых следует, что ООО «Аэропорт Байкал» при установлении нерегулируемых тарифов руководствуется нормами законодательства, так как действующими нормативно-правовыми актами прямо не установлена обязанность предприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность, разрабатывать и иметь в наличии рассчитанную по каждому нерегулируемому тарифу и сбору калькуляцию, постановление Правительства РФ № 724 от 17.09.1992 и последующий Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях (утв. Минтрансом РФ № 1-ц от 19.02.1993) действуют и применяются только в совокупности с последующими нормативно-правовыми актами, а именно, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)», осуществляя аэропортовую деятельность, не разрабатывало и не имеет рассчитанной по каждому нерегулируемому тарифу и сбору калькуляции.
ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» в 2018-2019 годах 7 раз повышало нерегулируемые тарифы. В том числе 3 раза (с 15.02.2018, с 01.10.2018, с 01.01.2019) были увеличены тарифы на следующие услуги:
- посадка или высадка пассажиров (трап);
- обеспечение приема и выпуска;
- буксировка;
- внутренняя уборка;
- обслуживание санузлов;
- заправка питьевой водой.
В целом в 2018-2019 гг. тарифы на перечисленные услуги повысились на 32-44%:
Наименование сбору/тарифа за услуги |
ЕЕд. изм. |
Ставка сбора, без НДС, руб.
|
Повышение за период с 01.01.2018 по 01.10.2019, % |
|||
С 11.11.2017 |
С 15.02.2018 |
С 01.10.2018 |
С 01.01.2019 |
|||
Тариф за посадку или высадку пассажиров (трап) |
ед |
5544 |
6653 |
7318 |
8000 |
44,30 |
Тариф за обеспечение приема и выпуска |
ВВС |
|
||||
Пассажирские ВС от 151т и выше (Боинг-747, А-330-300, Боинг-767, ИЛ-96, Ил-86, Ил-62, Боинг-777) |
|
18216 |
21859 |
22952 |
24949 |
36,96 |
Грузовые ВС от 151т и выше (боинг-747, Ил-76, АН-124) |
|
17516 |
21020 |
22071 |
23991 |
36,97 |
ВС от 81-150т (Боинг-757, ОС-135, А-321, Ту-204, Ту-214, ОS-135, C130J, Ту-154 (Б,М) |
|
14388 |
17266 |
18129 |
19706 |
36,96 |
ВС от 40-80т (Боинг-737, А-320, А-319, Ту-134, Як-42, Ил-18Т, Ан-12, Ми-26, Бе-200, Ан-148, Су-95, Е-190) |
|
13174 |
15808 |
17389 |
18900 |
43,46 |
ВС от 11-40т (Х-25, F900, F50,ATR-72,GRJ, Ан-24,Ан-26, Ан-140, CL600-2B19, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Як-40, Ми-8, Ми-2, DHC-8-400, E-170, E-135, DHC-8-300) |
|
8554 |
10264 |
10777 |
11715 |
36,95 |
ВС до 10т (Ан-2, Ан-3, Ан-28, Л-410 ПЦ12, Р2006, R44, С208, С172, С150, RV10, А22, B300) |
|
2897 |
3477 |
3651 |
3969 |
37,00 |
Буксировка |
ВВС |
|
||||
КРАЗ |
|
8852 |
10622 |
11153 |
12000 |
35,56 |
БелАЗ |
|
11289 |
13547 |
14224 |
15305 |
35,57 |
Тариф за внутреннюю уборку |
ВВС |
|
||||
Ил96, А330-300, Б-777 |
|
33110 |
39732 |
41719 |
44014 |
32,93 |
Б767-300, Б767-200, А330-200 |
|
28629 |
34354 |
36072 |
38056 |
32,93 |
Ту 214, Ту 204, Б757, А-321, Ил-62 |
|
19743 |
23691 |
24876 |
26244 |
32,93 |
Б-737-800, А-319, А-320, Ту154М, Ту154Б |
|
12505 |
15006 |
15756 |
16623 |
32,93 |
Ан-124 (кабина+пасс. салон) |
|
12343 |
14812 |
15553 |
16408 |
32,93 |
Б-737-700, Б-737-500, СУ-95, Як42, Е-190 |
|
11565 |
13878 |
14572 |
15373 |
32,93 |
DHC-8-400, АН148, Ту134, Е-170, GLF-4 |
|
7069 |
8482 |
8906 |
9396 |
32,92 |
ИЛ-76, ОS-138, C130J, К35R, Ан-124 (кабина), Б-747 (кабина) |
|
6876 |
8251 |
8664 |
9141 |
32,94 |
CRJ100/200, ATR42, AH140, Ан24, Ан26, Ан12, Ан-30, F-900, F-50, F-70, DHC-8-300 |
|
5467 |
6560 |
6888 |
7267 |
32,92 |
Сааб-340, Як-40 |
|
4058 |
4869 |
5112 |
5393 |
32,90 |
Ми-8, С-208, L-410 |
|
3511 |
4213 |
4424 |
4667 |
32,93 |
Тариф за обслуживание санузлов |
ВС |
|
||||
В-767, Ил-96, В-777-200/300, А330-200/300 |
|
8800 |
10560 |
11088 |
11809 |
34,19 |
Ту-204, Ту-2014, В-737, В-757, Ил-62 |
|
8609 |
10330 |
10847 |
11550 |
34,16 |
А-319, А-320, А-321, Ан-124, Ту-134, Як-42, F-100, G-450, G-550, CУ-95, GL5T, Ан-148, Е-190, GLF-5, GLF-4 |
|
7536 |
9043 |
9495 |
10112 |
34,18 |
Ан-24, Ан-26 (пасс), Ан-140, Як-40, F-50, FA-900, CRJ, G-200, CL-60, E-135, Сааб-340, Н25В, FA-7, ATR-42, DHC-8-400, ATR-72, DHC-8-300 |
|
4433 |
5320 |
5586 |
5949 |
34,20 |
Ан-26 (груз), Ан-12, ОS-135, C130J, K35R, Ил-76, В-747 (грузовой), Ту-204 (грузовой) |
|
4147 |
4976 |
5225 |
5565 |
34,19 |
Ми-8 |
|
2431 |
2910 |
3056 |
3255 |
33,90 |
Тариф за заправку питьевой водой |
ВВС |
|
||||
В-767, Ил-62, Ил-96, В-747 пасс |
|
7346 |
8815 |
9256 |
10034 |
36,59 |
Ту-204, Ту-214, Ту-154, В-737, В-757, А-319, А-320, А-321 |
|
5929 |
7115 |
7471 |
8100 |
36,62 |
Ту-134, Як-42, F-100, G-450, G-550, СУ-95, GL5T. Ан-124, Ан-148, Е-170, Е-190, В-747 груз |
|
4143 |
4971 |
5220 |
5658 |
36,57 |
Ан-24, Ан-26 пасс, Ан-140, F-50, Як-40, FA-900, CRJ, G-200, CL-60, E135, Сааб340, Н25В, FA-7, ATR-42, Bk-76, DHC-8-400, Ан-12, ОS-135, C130J, K35R, DHC-8-300 |
|
3557 |
4269 |
4482 |
4858 |
36,58 |
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Общественно-опасным последствием действий ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» по установлению экономически необоснованных цен (величин сборов, тарифов) на отдельные аэропортовые услуги в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов) является рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Рост указанных сборов и тарифов ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» в 2019 году мог привести к ограничению конкуренции на смежных товарных рынках, поскольку потребителями аэропортовых услуг Общества являются авиакомпании (эксплуатанты воздушных судов), необоснованный рост нерегулируемых сборов и тарифов Общества мог привести к росту цен на рынках услуг авиационных пассажирских и авиационных грузовых перевозок через аэропорт «Байкал».
Установлено, что примененные Обществом подходы к формированию рассматриваемых нерегулируемых тарифов являются направленными на существенное улучшение финансового результата предприятия без реального (документально подтвержденного) увеличения производственных расходов.
Согласно данным бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах ООО «Аэропорт Байкал» чистая прибыль предприятия в 2019 году выросла в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом.
При этом, в соответствии с данными, содержащимся в отчете о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта (форма № 67-ГА(фин)), утверждена приказом Федеральной авиационной службы РФ от 26.05.1997 № 99, доля доходов ООО «Аэропорт Байкал» от оказания нерегулируемых аэропортовых услуг в общих доходах предприятия в 2018г., 2019 гг. составила <...> и <...> соответственно, а прибыль от оказания данного вида услуг в целом увеличилась в 1,5 раза.
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
Доход (выручка), тыс. руб. |
Доход от оказания нерегулируемых аэропортовых услуг, тыс. руб. |
Финансовый результат от оказания нерегулируемых аэропортовых услуг, тыс. руб. |
2018 год |
<...> | <...> | <...> | <...> |
2019 год |
<...> | <...> | <...> | <...> |
Темп роста, % |
245,8 |
138,6 |
149,7 |
156,9 |
Доводы ответчика ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)», изложенные в письменных возражениях от 18.09.2020 № 1.12-11/1022, от 22.01.2021 № 1.12-11/55 не принимаются Комиссией, доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и выводы, изложенные в заключении об обстоятельствах дела, ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» в материалы дела не представлено.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав
(Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что свободные тарифы на нерегулируемые аэропортовые услуги должны разрабатываться и устанавливаться ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» самостоятельно на основе экономически обоснованной себестоимости и необходимого уровня рентабельности к себестоимости.
Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Необоснованный рост отдельных видов нерегулируемых тарифов ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» в 2018-2019 гг. в среднем на 32-44% может иметь своим результатом ущемление интересов авиакомпаний и неопределенного круга лиц, поскольку затраты на отдельные аэропортовые услуги в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов) являются стабильным элементом общей базы расходов авиакомпаний, работающих в условиях конкуренции, постоянно контролирующих свои расходы и стремящихся к их снижению.
В рамках рассматриваемого дела доказан признак объективной взаимосвязи, указанный в пункте 1.6 Разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции", утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 11. Комиссией Бурятского УФАС России по настоящему делу установлены факт доминирования ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» на рынке нерегулируемых аэропортовых услуг в границах международного аэропорта г. Улан-Удэ, а также совершение ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» вышеописанных действий и бездействия, которые привели (могли привести) к наступлению негативных последствий для рынка услуг авиационных пассажирских и авиационных грузовых перевозок через аэропорт «Байкал», выразившихся в ущемлении интересов авиакомпаний и неопределенного круга лиц.
ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» не предпринимает действий, направленных на надлежащее установление нерегулируемых тарифов, не определяет себестоимость оказываемых услуг, не имеет рассчитанную по каждому нерегулируемому тарифу калькуляцию, что может иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов – конечных потребителей данных услуг (авиакомпаний), и неопределенного круга потребителей.
Учитывая изложенное, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия (бездействие) ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссией Бурятского УФАС России в действиях (бездействиях) ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении экономически не обоснованных цен (величин сборов, тарифов) на отдельные аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов), результатом которого могут являться ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в статье 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
Исследуя вопрос о необходимости выдачи ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства в порядке пункта 5 части 1 статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции Комиссия приходит к выводу, что ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» не предпринимает действий, направленных на надлежащее установление нерегулируемых тарифов, не определяет себестоимость оказываемых услуг, не имеет рассчитанную по каждому нерегулируемому тарифу калькуляцию, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов – конечных потребителей данных услуг (авиакомпаний), и неопределенного круга потребителей.
Таким образом, необходимо выдать предписание о прекращении ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» злоупотребления доминирующим положением, путем установления экономически обоснованных цен (величин сборов, тарифов) на аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов).
В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» (670018, г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, д. 10, ИНН 0326506956, ОГРН 1120327011364) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления экономически необоснованных цен (величин сборов, тарифов) на отдельные аэропортовые услуги, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен (сборов, тарифов).
2. Выдать ООО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
3. Передать материалы по делу № 003/01/10-693/2020 уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.