Решение б/н Решение по жалобе ООО «Хаси» на действия МАУ «Дирекция по па... от 22 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения жалобы № 003/07/3-149/2021

«17» марта 2021 года                                                                          г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе: <…>

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Хаси» (юридический адрес: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Кирова, 26 офис 3),

при участии:

представителя МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» Б. (доверенность № 2 от 11.01.2021),

представителя ООО «Хаси» П. (доверенность № 8 от 15.03.2021), 

УСТАНОВИЛА:

24.02.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Хаси» о нарушениях, допущенных заказчиком - МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории парка «Горсад» (извещение № 32109955702).

Из жалобы следует, что ООО «Хаси», ознакомившись с конкурсной документацией, в том числе с изменениями, внесенными 04.02.2021 и 11.02.2021, сочло, что ряд положений документации противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и не позволяет подготовить надлежащую заявку для участия в открытом конкурсе.

Рассмотрение жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) было назначено на 04.03.2021.  

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» срок принятия решения по жалобе продлевался до 15.03.2021 и 17.03.2021.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и Положением о закупке.

03.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32109955702 по определению подрядчика на выполнение работ по благоустройству территории парка «Горсад».

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Комиссия, рассмотрев нижеследующие доводы жалобы ООО «Хаси» пришла к следующему выводу:

1.ООО «Хаси» указывает, что в конкурсной документации заказчиком не определено место выполнения работ, поскольку из содержащейся в документации формулировки-«Горсад» невозможно определить конкретное место выполнения работ. Согласно информации официального сайта заказчика в управление МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» переданы пять парков г. Улан-Удэ: парк им. С.Н. Орешкова, «Юбилейный», им. Д.Ж. Жанаева, «Молодежный» и «Кристальный» и отсутствие в документации указания на конкретное место выполнения работ лишает потенциальных участников определиться с решением об участии в открытом конкурсе.

Довод жалобы признан обоснованным, поскольку согласно пункту 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пунктам 4.8.1 и 4.8.2 Положения о закупке МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» в документации о закупке должны быть указаны сведения о месте выполнения работ.

Согласно документации в редакции от 28.02.2021 заказчиком внесены  изменения и определено место выполнения работ: парк, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 37 (в границах ул. Куйбышева, ул. Димитрова, ул. Борсоева).

2.Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках в единой информационной системе в сфере закупок не размещаются все разъяснения положений извещения и конкурсной документации. ООО «Хаси» указывает, что на сайте электронной торговой площадки АО «ОТС» опубликованы два разъяснения, которые не размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Довод жалобы признан обоснованным, действия заказчика не соответствуют требованиям части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 27.02.2021 опубликованы три разъяснения положений документации.

3.В пункте 70 требований к материалам заказчиком установлены требования к доскам хвойных пород по ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры». Вид материалы-необрезные (значение показателя которого не может изменяться), ширина-максимальное значение: 225 мм.

Участникам закупки требуется указать конкретное значение ширины необрезных досок с максимальным значением 225 мм, при этом указание на значение равное 225 мм не допускается. ООО «Хаси» считает, что данное требование заказчика является невыполнимым, поскольку необрезные доски не могут иметь конкретное значение ширины, так как доска на всем протяжении длины может иметь разную ширину ввиду особенностей строения древесины и для соответствия требованиям заказчика по данному положению документации участнику фактически необходимо приобрести достаточное количество пиломатериалов и предварительно произвести их  замеры.

Данный довод жалобы признан обоснованным, поскольку при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о закупках  не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, неправомерно и ограничивает доступ к участию в закупке.

Рассматриваемое положение о закупке противоречит основным принципам закупки, закрепленным в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках соответственно:

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из письменных пояснений заказчика следует, что пункт 70 технического задания полностью исключен из конкурсной документации.

4.Заказчиком в пункте 18 требований к материалам установлены требованиям к автоматическим выключателям по ГОСТ Р 50345-2010 «Аппаратура малогабаритная электрическая» Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока»: ток мгновенного расцепления - не менее 60 и не более 200 А.

Согласно инструкции, участнику закупки необходимо представить конкретное значение показателя, в то время как в таблице 2 ГОСТ 50343-2010 значения тока мгновенного расцепления приведены в виде диапазонных не конкретных значений. Как указывает, ООО «Зам» для подготовки заявки в данной части необходимо провести физико-технические испытания.

Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода жалобы ввиду несоответствия его пунктам 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках по основаниям, указанным в пункте 3 настоящего решения.

Следует, что отметить, что ни Закон о закупках, ни Положение о закупках заказчика не налагают на потенциальных участников закупки обязанности по предварительному проведению лабораторных исследований и испытаний на стадии подачи заявок.

Согласно пояснениям заказчика пункт 18 исключен из конкурсной документации.

5.В пункте 18 требований к материалам заказчиком установлены требования к автоматическому выключателю по ГОСТ Р 50345-2010:

-номинальный ток-минимальное значение 20 А;

-тип выключателя -минимальное значение «В», максимальное значение «С»;

-ток мгновенного расцепления- не менее 60 и не более 200 А.

В соответствии с пунктом 5.3.5 ГОСТ Р 50345-2010 стандартные диапазоны токов мгновенного расцепления приведены в таблице 2, согласно которой для типа «В» установлен диапазон свыше 3*In до 5*In включительно, а для типа «С» свыше 3*In до 10*In включительно, где In - номинальный ток.

Комиссия соглашается с данным доводом, поскольку для автоматического выключателя участник закупки должен указать номинальный ток больше установленного значения 20 А и при этом имеет возможность указать значение тока указать значение тока мгновенного расцепления - 60 А, что будет не соответствовать требованиям ГОСТ Р 50342-2010, так как для минимального возможного номинального тока 25 А по таблице 2 ГОСТ Р 50342-2010 ток мгновенного расцепления должен составлять свыше 3*25 А=свыше 75 А.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

В данном случае требования заказчика противоречат принципам закупки, предусмотренными пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

09.03.2021 в Бурятское УФАС России поступило дополнение (вх. № 1316) к ранее направленной жалобе с указанием о наличии в конкурсной документации иных нарушений, влекущих ограничение конкуренции.

Дополнения от 09.03.2021 приняты к рассмотрению, им дана правовая оценка ввиду того, что срок принятия решения по жалобе продлевался дважды: до 15.03.2021 и до 17.03.2021.

16.03.2021 ООО «Хаси» направило дополнение (вх. № 1506), которое  Комиссией не рассматривалось, так как поступило после установленного срока подачи заявок и менее чем за два рабочих дня до назначенного рассмотрения жалобы.

Из дополнения от 09.03.2021 следует, что согласно инструкции, участник закупки должен представить в заявке сведения о товарах с обязательным указанием конкретных характеристик, соответствующих параметрам эквивалентности, установленным в документации, причем, участником должны быть заполнены все значения по параметрам эквивалентности (наличие пустых граф не допускается).

 ООО «Хаси» указывает, что при подготовке заявки у ООО «Хаси» возникли затруднения с указанием конкретного параметра в отношении следующих материалов:

1.в пункте 3 требования к материалам установлено требование к поверхностному водопоглощению листов гипсоволокнистых -  не должно быть более 1.0. ООО «Хаси» указывает, что для указания в заявке значения показателя «поверхностное водопоглощение» необходимо провести испытания предварительно приобретенных листов по ГОСТ Р 51829-2001 «Листы гипсоволокнистые. Технические условия». При этом, согласно пункту 8 ГОСТ Р 51829-2001 для проведения испытаний нужно изготовить приспособление, принципиальная схема которого приведена на рисунке 4, состоящее из основания размером 190*190 мм с двумя стойками высотой не менее 100 мм, цилиндра высотой 60 мм с площадью основания по внутреннему диаметру 0,01 м2, прижимной пластины, фиксирующей цилиндр на образце с помощью двух гаек, резинового кольца для обеспечения герметичности при проведении испытания.

ООО «Хаси» указывает, что аналогично неправомерные требования содержатся в пунктах 1,4,24,26,27 технического задания.

Довод относительно листов гипсоволокнистых, в том числе в отношении материалов, указанных в пунктах № 1,4,24, 26,27 технического задания, является обоснованным.

Установленные к материалам требования являются избыточными и для указания конкретных показателей необходимо предварительно приобрести товар и провести испытания, что ни Законом о закупках, ни Положением о закупках МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» не предусмотрено и не соответствует принципам закупки, установленными пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2.в пункте 13 требований к материалам заказчик установил требования к кирпичу керамическому: «обозначение размера изделия- 1 НФ».

ООО «Хаси» указывает, что таблицей 2 ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» определены четкие номинальные размеры кирпича 1 НФ: длина 250 мм, ширина 120 мм, толщина 65 мм. Вместе с тем, в этом же пункте заказчиком установлено требование «номинальная толщина кирпича - не менее 65 мм» и «номинальная ширина кирпича не более 120 мм», позволяя участникам закупки указать значение, противоречащее ГОСТ.

Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если при выполнении работ требуется соблюдение исполнителем ГОСТ, то заказчик обязан указать в документации номер ГОСТ или указать требования к используемым материалам строго в соответствии с параметрами ГОСТ или ограничиться ссылкой только реквизиты ГОСТ, которому должен отвечать товар и материал, а участник закупки при формировании заявки будет указывать параметры к используемым товарам, материалам согласно требуемому ГОСТ.

Довод признан обоснованным, поскольку указание в требованиях различных характеристик товара, одни из которых противоречат ГОСТ, не соответствует пунктам 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, указание в документации на наименование ГОСТ, при одновременном описании к требованиям используемых материалов характеристик, отличных от ГОСТ, не соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, не позволяя подготовить надлежащую заявку, и, тем самым, приводит к ограничению конкуренции.

3.для участия в конкурсе в составе заявки необходимо сформировать предложение о цене договора, которая определяется исходя из всех условий, порядка и критериев оценки всех заявок на участие. ООО «Хаси» указывает, об отсутствии возможности оценить свои возможности участия в конкурсе, так как документацией определен ненадлежащий порядок оценки заявок.

В пункте 1.6 раздела 9 документации указано: критерий - квалификация участников закупки. Значимость критерия -40%, при этом в пункте 2 раздела 9 документации представлена формула расчета по рейтингу «квалификация участников закупки»: РНЦБi = 0,6 х НЦБi, где РНЦБi - рейтинг заявки по критерию «цена договора». 

Из пояснений заказчика следует, что в формуле, применяемой к оценке заявок по критерию «квалификация», допущена опечатка (техническая ошибка), но полагает, что это не препятствует объективной оценке заявок.  

Согласно статье 13 Положения о закупках заказчика при проведении конкурса и запроса предложений используются критерии оценки, их значимость и правила оценки, предусмотренные Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила).

Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода ООО «Хаси», поскольку порядок оценки не соответствует требованиям Правил и статье 13 Положения о закупках заказчика.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В связи с внесенными 28.02.2021 заказчиком изменениями в конкурсную документацию основания для выдачи предписания по итогам рассмотрения жалобы ООО «Хаси» (вх. № 1041 от 24.02.3021) отсутствуют.

Имеются основания для выдачи предписания по дополнению к жалобе вх. № 1316 от 09.03.2021.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 и пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.признать жалобу ООО «Хаси» обоснованной.

2.признать заказчика нарушившим пункты 2 и 4 части 1 статьи 3, часть 3 статьи 3.2 и пункт 4 части 9 статьи 4 и пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. выдать МАУ «Дирекция по паркам культуры и отдыха» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 32109955702.

4. передать решение уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны