Определение №ВГ/384/23 Определение о назначении к рассмотрению дела в отношении АО ... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 003/01/10-243/2023 о нарушении

антимонопольного законодательства

к рассмотрению

07 апреля 2023 г.                                                                       г. Улан-Удэ      

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Бурятское УФАС России поступили обращения ООО «БИКС+» (вх. от 10.01.2023 № 45) и ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» (от 09.02.2023 № 596)  указывающие на наличие в действиях АО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, помещение 6-14,  ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи. 

Согласно пункту 3.46 Регламента решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также в случае непрекращения действий и непринятия мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок.

В соответствии с пунктом 3.49 Регламента, основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства

Из заявления ООО «БИКС+» следует, что ООО «БИКС+» является оператором связи и предоставляет физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям высококачественный скоростной доступ к сети Интернет, а также иные услуги связи и осуществляет доставку таких услуг в самые отдаленные районы Республики Бурятия и город Улан-Удэ, с использованием опор контактной сети, в том числе, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго».   

Между ООО «БИКС+» и СНТ «Черемушки» был заключен договор № БКС-00534674 от 07.02.2020 на размещении ВОЛС на опорах, принадлежащих СНТ «Черемушки». Стоимость по размещению волокно-оптических линий связи составляла 35 руб. в месяц за одну опору (с НДС). Всего было задействовано 63 опоры, расположенные в Иволгинском районе Республики Бурятия (ДНТ «Благодатный» и ДНТ «Дабатуй»).    

В июле 2022 года АО «Улан-Удэ Энерго» направило в адрес ООО «БИКС+» уведомление исх. от 04.07.2022 № 112/07-218 о приобретении электрических сетей СНТ «Черемушки» с 01.02.2022, где на опорах 0,4 Кв размещена волокно-оптическая линия связи, принадлежащих ООО «БИКС+» и требование о заключении договора на условиях АО «Улан-Удэ Энерго».

АО «Улан-Удэ Энерго» письмом от 23.09.2022 № 112/15-315 уведомило ООО «БИКС+» о том, что стоимость одной опоры в месяц теперь составляет 350 руб. (в т.ч. НДС).

Так как договор от 07.02.2020 № БКС-00534674 заключенный между ООО «БИКС+» и СНТ «Черемушки» является действующим, заявителем было направлено предложение заключить соглашение к указанному договору о перемене лиц с в обязательстве с использованием части опор на прежних условиях. АО «Улан-Удэ Энерго» не согласилось с данным предложением и указало на необходимость заключения договора на условиях изложенных в письме от 23.09.2023 № 112/15-315.

В декабре 2022 года между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» был заключен договор на размещение волокно-оптических линий связи от 14.12.2022 без номера (далее - Договор от 14.12.2022).

По условиям вышеуказанного договора АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «БИКС+» возможность размещения волокно-оптических линий связи, согласно схеме размещения оборудования и Проектной документации на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» на праве собственности. Количество используемых опор для размещения волокно-оптической линии связи составляет 99 шт.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора от 14.12.2022 размер оплаты за размещения оборудования ООО «БИКС+» за одну опору в месяц составляет 350 руб., в т.ч. НДС 58 руб. 333 коп., общее количество опор – 99 шт. Всего ежемесячный размер оплаты за размещение оборудования составляет 34 650 руб., в т.ч. НДС – 5 775 руб. 00 коп.

Согласно приложению № 2 Акт монтажа и размещения оборудования к Договору от 14.12.2022 ООО «БИКС+» произвело монтаж и разместило волокно-оптические линии связи на опорах принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» на следующих участках: ДНТ «Благодатный» (Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Сотниково) – 14 опор; ДНТ «Дабатуй» (Республика Бурятия, Иволгинский район) – 49 опор; ДНТ «Хогот» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, пос. Нижний Саянтуй) – 12 опор; ДНТ «Гевс» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, пос. Нижний Саянтуй) – 24 опоры.

Также между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» заключен договор на размещение волокно-оптических линий связи № 126/07-18 от 01.04.2018 (далее- Договор № 126/07-18).

По условиям вышеуказанного договора № 126/07-18 от 01.04.2018 АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «БИКС+» возможность размещения волокно-оптических линий связи, согласно схеме размещения оборудования и Проектной документации на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго», а также обеспечивает условия для эксплуатации оборудования ООО «БИКС+». Количество используемых опор для размещения волокно-оптической линии связи, протяженностью 3 915 метров составляет 78 шт.

Согласно пункту 3.1 Договора 126/07-18 от 01.04.2018 размер оплаты за размещения оборудования ООО «БИКС+» за одну опору в месяц составляет 350 руб., в т.ч. НДС 53 руб. 39 коп., общее количество опор – 78 шт. Всего ежемесячный размер оплаты за размещение оборудования составляет 27 300 руб., в т.ч. НДС - 4 164 руб. 41 коп.

В январе 2019 года между АО «Улан-Удэ Энерго», ООО «БИКС+» и ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» заключено Соглашение № 41.0300.675.19 от 01.01.2019 о замене стороны по Договору № 126/07-18 от 01.04.2018 (далее – Соглашение № 41.0300.675.19). 

В соответствии с пунктом 1 Соглашения № 41.0300.675.19 АО «Улан-Удэ Энерго» добровольно и с согласия двух сторон снимает с себя все права и обязанности по выполнению Договора № 126/07-18, заключенного между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» и передает вышеназванные права и обязанности ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» с момента подписания настоящего соглашения.

По мнению заявителя ООО «БИКС+» установление высоких тарифов на размещение ВОЛС, установленных АО «Улан-Удэ Энерго» приводит к ущемлению экономических интересов операторов связи и создает операторам связи дополнительные барьеры входа на рынок услуг связи, чем больше затрат несет оператор связи, тем больше вероятность повышения тарифов на услуги связи для населения.

Из заявления ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» установлено, что АО «Улан-Удэ Энерго» установило стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ 0,4/6/10 кВ для одного провода в размере 350 руб.   

ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» является оператором связи в значении пунктов 12, 14 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Для оказания услуг связи заявителю необходимо использовать опоры линий электропередачи, владельцем которых является АО «Улан-Удэ Энерго».

Между ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» и АО «Улан-Удэ Энерго» заключен договор № 50/15-22 от 06.12.2022 на размещение волокно-оптических линий связи (далее- Договор № 50/15-22).

По условиям вышеуказанного договора АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» возможность размещения волокно-оптических линий связи на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго», а также обеспечивает условия для эксплуатации оборудования ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания». Количество используемых опор для размещения волокно-оптической линии связи составляет 285 шт.

Согласно пункту 3.1 Договора № 50-15/22 размер оплаты за размещения оборудования ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» составляет 99 750 руб., в т.ч. НДС 16 625 руб., стоимость за одну опору в месяц составляет 350 рублей.

ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» в действиях АО «Улан-Удэ Энерго» владельца опор по установлению и применению указанных тарифов содержатся признаки нарушения: Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены товара; и Правил недискриминационного доступа № 2106 в части установления и поддержания экономически не обоснованного тарифа на услугу по предоставлению доступа к опорам ЛЭП для размещения сетей электросвязи.      

Согласно выписки АО «Улан-Удэ Энерго» из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности является «Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям» (ОКВЭД ОК 029-2014  - 35.12). 

 АО «Улан-Удэ Энерго» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии (приказ ФСТ РФ от 24.09.2009 № 358Э Измен. Приказом ФАС России от 14.12.2016 № 1775/16.

С 01 января 2019 года по настоящее время у АО «Улан-Удэ Энерго» отсутствуют тарифы на передачу электрической энергии и технологическое присоединение.

АО «Улан-Удэ Энерго» является иным владельцем сетей, несет бремя содержания электросетевого имущества в полном объеме.       

Из представленных письменных пояснений АО «Улан-Удэ Энерго» исх. от 19.01.2023 № 1.12/12-11 (вх. от 19.01.2023 № 221) установлено следующее.

АО «Улан-Удэ Энерго» является собственником и владельцем инфраструктуры для размещения сетей электросвязи. 

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» № 44-П от 01.11.2022 утвержден Порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи и Перечень объектов инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи (далее - Порядок формирования тарифов АО «лан-Удэ Энерго»).  

Согласно пункту 3.2. Порядка формирования тарифов АО «Улан-Удэ Энерго» в качестве источника для формирования тарифа используются следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности общества; расходы на обслуживание в среднем на 1 км. воздушных линий   электропередач в месяц, в т.ч. амортизационные отчисления, налог на имущество, расходы на ремонт и содержание сетей. Полученная сумма расходов делится на количество опор в 1 км (из расчет 30 опор на 1 км воздушных линий), в результате чего перераспределяется сумма расходов на 1 опору. Сумма расходов на 1 опору умножается на процент рентабельности (15-20%) и умножается на НДС (20%). Итоговая сумма составляет базовую цену (тариф) размещения объекта электросвязи (ВОЛС) на 1 опоре воздушной линии электропередач АО «Улан-Удэ Энерго».  

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 30.12.2021 № 45 утверждены следующие тарифы: на стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4 /6/10 КВ для одного провода (кабеля) связи в размере 350 руб.; на стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4 /6/10 КВ дифференцировано количеству провода (кабеля) связи, размещение 1-й провод в размере 350 руб., размещение 2 провода в размере 437,50 руб.

В соответствии с приложением 2 к приказу от 30.12.2021 № 45 АО «Улан-Удэ Энерго» в стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ включены следующие расходы: амортизационные отчисления (58%), налог на имущество (10%), расходы на ремонт и содержание (32%) и рентабельность (15%).

При этом, АО «Улан-Удэ Энерго» на запросы Бурятского УФАС России не предоставило документального подтверждения вышеуказанных затрат.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, АО «Улан-Удэ Энерго» установило тариф в размере 350 руб. за предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи не обосновав, что указанная цена обеспечивает исключительно возмещение доступа к инфраструктуре, которые несет владелец на исполнение обязанностей, а именно:

- обеспечение соблюдения установленных договором условий технического обслуживания объектов инфраструктуры и условий размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на объектах инфраструктуры;

- в порядке и сроки, которые установлены договором, информирования пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

- обеспечения на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Бурятским УФАС России в рамках рассмотрения заявлений ООО «БИКС+» и ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи в границах пролегания технологической инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго» на территории Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Улан-Удэ Энерго» занимает доминирующее положение на рынке с долей более 50%.  

Исследовав и оценив материалы обращений ООО «БИКС+» и ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» и документы представленные АО «Улан-Удэ Энерго», Бурятское УФАС России в действиях АО «Улан-Удэ Энерго» усматривает признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи, результатом которого является ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного издан приказ Бурятского УФАС России от 07.04.2023 № 10/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 003/01/10-243/2023 к рассмотрению на 11.05.2023 в 15.00 часов по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114.

 2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика АО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599),

заявителей ООО «БИКС+» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 65, 3 этаж, ИНН 0326497973, ОГРН 1110327004534) и ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 86, офис 401, ИНН: 5404416910, ОГРН: 1105476030153).

Председатель Комиссии                                                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны