Решение б/н Решение по жалобе ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» на ... от 21 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-694/2020

«21» августа 2020 года                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <…>, рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда»  (далее в т.ч. - заявитель) на действия закупочной комиссии ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» (далее в т.ч. - заказчик)

при участии:

представителя по доверенности от 23.01.2020 № ТПТУ-20/4 ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» Б.,

посредством видеоконференц-связи представителя по доверенности от 01.07.2020 № 3 ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» Ч.,

УСТАНОВИЛА:

07.08.2020 в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» (вх. № 5834) на действия закупочной комиссии ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» по факту повторного отклонения заявки ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» при проведении запроса предложений на поставку средств индивидуальной защиты (извещение № 32009244621).

Рассмотрение жалобы ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» осуществлено в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при котором установлено следующее.

Ранее, 16.07.2020 ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» обращалось с жалобой на действия закупочной комиссии ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» на предмет отклонения заявки, поданной для участия в рассматриваемом запросе предложений; решением от 23.07.2020 жалоба ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» признана обоснованной.

На основании данного решения ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» выдано предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений № 32009244621; в срок до 31.07.2020 заказчику надлежало:

-отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 66-32009244621 от 17.06.2020;

-назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 32009244621, а также разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию об отмене протокола в соответствии с принятым Комиссией Бурятского УФАС России решением от 23.07.2020 № 003/07/3-619/2020;

-уведомить участников закупки, подавших предложения на участие в закупке № 32009244621, в том числе заявителя, об отмене протокола, о дате и времени рассмотрения и оценки заявок;

-заказчику повторно рассмотреть и оценить заявки участников закупки с фиксацией исследования представленных образцов СИЗ, в соответствии с принятым Комиссией Бурятского УФАС России решением от 23.07.2020 № 003/07/3-619/2020.

30.07.2020 во исполнение предписания Бурятского УФАС России состоялась процедура повторного рассмотрения и оценки заявок, по итогам которой заявка ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» была повторно отклонена, что стало основанием для подачи рассматриваемой жалобы.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), исследовав имеющиеся материалы, в том числе образцы товаров по позициям № 22,29,36  установила следующее.

При осуществлении закупочной деятельности ООО «Тугнуйское погрузочно-транспортное управление» руководствуется Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Общим собранием участников Общества от 16.09.2019 (далее-Положение о закупках).

17.06.2020 единой информационной системе по адресу: www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32009244621 о проведении закупки в форме запроса предложений на поставку средств индивидуальной защиты; дата и время окончания подачи заявок 30.06.2020 в 15:00 (МСК+5), начальная (максимальная) цена договора составляет 20 000 000,00 рублей с НДС.

Из жалобы ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» следует, что  при повторном заседании закупочной комиссии его заявка была снова отклонена. В качестве обоснования недопуска в протоколе указано следующее: «на момент повторного рассмотрения заявки на участие в запросе предложений, представлен неполный перечень образцов СИЗ с сертификатом или декларацией соответствия по каждой позиции. Не представлены образцы по позициям № 6,7,8,9,71,72,73,74,75 поэтому невозможно определить соответствие СИЗ требованиям документации о закупке. Представленный образец СИЗ по позиции № 22 не соответствует требованиям документации о закупке. Отсутствует подносок из термопласта - защитный элемент рабочей обуви, предохраняющий ногу от удара, что подтверждается декларацией соответствия, представленной участником. Представленный образец СИЗ по позиции № 29 не соответствует требованиям документации о закупке. Отсутствует стелька защиты от проколов. По позициям № 10,36,48 представлены сертификаты с истекшим сроком действия. По позиции № 22 не представлен сертификат соответствия согласно требованиям документации о закупке. Представленная декларация с истекшим сроком действия».

Заявитель в обоснование несогласия с причинами отклонения его заявки указывает, что в протоколе от 30.07.2020 в нарушение пункта 8.14 Положения о закупках и извещения о проведении запроса предложений  отсутствует ссылка на конкретное положение - основание недопуска заявки ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда». Основания «представлен неполный перечень образцов СИЗ», «несоответствие образцов СИЗ требованиям документации» и «непредставление сертификатов» не закреплено ни в Положении о закупках ни в извещении о проведении закупки.  

Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведении запроса предложений участник запроса предложений обязан предоставить заказчику на момент подачи заявки на участие в запросе предложений образец СИЗ с сертификатом или декларацией соответствия по каждой позиции.

Любой участник закупки до подачи заявки обязан ознакомиться  с положениями закупочной документации и, подавая заявку, фактически согласен с условиями, содержащимися в документации о закупке.

В силу части 2 статьи 3.2 Закона о закупках при наличии вопросов относительно отдельных положений документации любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупке и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

При рассмотрении жалобы установлено, что образцы по позициям № 6,7,8,9,71,72,73,74,75 в нарушение требований извещения о проведении запроса предложений заказчику представлены не были.

Довод жалобы о том, что товары данных позиций не относятся к СИЗ отклоняется, поскольку во-первых, предметом запроса предложений являлась поставка новых, не бывших в использовании средств индивидуальной защиты; во-вторых, данный довод заявителя не имеет правового значения в силу установленного заказчиком требования о представлении образцов предлагаемой к поставке продукции.

Заказчиком правомерно установлено, что представленный образец СИЗ по позиции № 22 не соответствует требованиям документации о закупке.

При исследовании закупочной комиссией представленного заявителем образца установлено отсутствие подноска из термопласта - защитного элемента рабочей обуви, предохраняющего ногу от удара, что подтверждается декларацией соответствия, представленной участником.

В соответствии с извещением по позиции № 22 «туфли кожаные ГОСТ 26167-2005 или ТР ТС 017/2011 заказчиком были установлены следующие требования:

-верх из натуральной кожи;

-подкладка из натуральной кожи или текстильный материал;
-подносок термопласт;

-подошва - полиуретан или термоэластопласт;

-метод крепления - литьевой или клеепрошивной. 

-обязательная сертификация на соответствие: ГОСТ 26167, ТР ТС 017/2011 или ТР ТС 019/2011;

-размерная линейка от 36 до 48.

Согласно декларации о соответствии, представленной заявителем к образцу № 22, ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» предложило к поставке обувь повседневную; в соответствии с декларацией о соответствии подносок из термопласта не предусмотрен.

Подносок из термопластичного материала - это защитный элемент обуви, предохраняющий ногу от удара силой 5 Дж (http://www.avangard-ekb.ru/articles/show/articles39).

Согласно сертификату о соответствии по позиции № 22 победителем запроса предложений предложена к поставке продукция-средства индивидуальной зашиты: обувь специальная для защиты от механических воздействий (истирания, от ударов в носочной части энергией 5 Дж или 200 Дж, в том числе от проколов 1200 Н с проколозащитными прокладками). 

В соответствии с извещением по позиции № 29 «сапоги резиновые шахтерские с ударозащитным подноском, внутренней текстильной подкладкой, на рифленой резиновой маслобензостойкой подошве, ГОСТ 12.4.072-79 или ТР ТС 019/2011»  заказчиком установлены следующие требования:

-верх обуви:

-физико-механические показатели должны соответствовать следующим значениям:

-условная прочность не менее 12 МПа;
-относительное удлинение не менее 350 %;
-остаточная относительная деформация после разрыва не более 25 %.
-подошва:
-подошва имеет противоскользящий и самоочищающийся протектор.
-физико-механические показатели должны соответствовать следующим значениям:
-условная прочность не менее 10,0 МПа;
-относительное удлинение не менее 300 %;
-истираемость не более 147 м³/ТДж.
 -подносок:
-материал: металл, поликарбонат или композит. Подносок должен выдерживать ударную нагрузку в 200 Дж.
-внутренний зазор безопасности защитного носка при ударе энергией в 200 Дж должен быть не менее 20 мм.
 -стелька для защиты от проколов:
-защитная стелька должна быть изготовлена из металла, композита или кевлара.

стелька должна иметь соответствующий размер, защищать стопу от прокола по всей длине и обеспечивать сопротивление сквозному проколу не менее 1200 Н.
-сапоги изготавливаются методом термического формования на уплотненном текстильном хлопчатобумажном чулке.
-высота сапог, в зависимости от размера 35–40 см. Форма сапога разработана с учетом антропологических особенностей строение стопы.
-набор ребристых усилителей по передней части сапога и на голеностопном суставе с внешней и внутренней стороны.
-сапоги должны комплектоваться антипрокольной стелькой.
-обязательная сертификация на соответствие: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.072. Рекомендуется дополнительная сертификация на соответствие: EN ISO 20345.

(Размерная линейка от 36 до 48).

Из протокола рассмотрения и оценки заявок от 30.07.2020 дословно следует, что на образце, представленном ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда», «невозможно определить артикул, так штамп производителя на изделии частично удален. При рассмотрении отмечено, что изделие не соответствует требованиям документации и приложенному сертификату соответствия, так как в извещении о проведении запроса предложений указано, что сапоги должны комплектоваться антипрокольной стелькой «Santika». При исследовании образца, представленного участником, было продемонстрировано, что подошва сапога значительно деформируется при нажатии пальцами, что невозможно при наличии антипрокольной стельки. Исследование зафиксировано посредством видеосъемки».

С указанными выводами закупочной комиссии Бурятское УФАС России согласно. В соответствии с представленным заявителем сертификатом к позиции № 29 заявлен к поставке товар с наличием антипрокольной стелькой «Santika», но при проведении осмотра представленного образца закупочная комиссия отдала предпочтение образцу, представленному победителем, так как установлено, что предлагаемый им к поставке товар наиболее отвечает потребностям заказчика и предмету закупки.

Установлено, что закупочная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» по позициям № 22, 29.

К основанию отклонения заявки ввиду представления по позициям № 10,36,48 сертификатов с истекшим сроком действия Комиссия Бурятского УФАС России относится критически, поскольку на момент подачи заявок срок действия не истек.

Как следует из жалобы, ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда», закрепленное в извещении о запросе предложений требование о необходимости предоставления участниками образцов по каждой позиции ограничивает количество участников закупки, поскольку противоречит пункту 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках. Так, срок изготовления некоторых позиций, предусмотренный извещением о проведении запроса предложений, составляет 60 дней. Соответственно, изготовление данных образцов (так как участник не обязан иметь их в наличии до стадии подачи заявок) в более короткий срок - срок подачи заявок не представляется возможным. Указанные требования обременяют участника закупки заблаговременного произвести/приобрести указанную в техническом задании продукцию.

Антимонопольный орган соглашается с доводом жалобы о том, что потенциальные участники закупки не обязаны иметь весь товар в наличии до заключения договора по итогам закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Вместе с тем согласно пунктам 2, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличие у участника закупки предоставление в составе заявки образцов товара.

Также следует отметить, что под образцами товаров могут подразумеваться и карточки товаров, их фотографии с приложениями сертификатов или декларации о соответствии, что не противоречит требованиям документации и является правом участников закупки.

Согласно п. 8.14 Положения о закупках установлен закрытый перечень оснований для отказа в допуске к участию в закупках:

 - участник закупки не соответствует требованиям к участникам, указанным в Положении о закупках и в документации о закупке;

- заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке;

- предлагаемые товары, работы, услуги не соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе, если их цена превышает максимальную цену, указанную в извещении о закупке;

- участником не предоставлены разъяснения и недостающие документы по запросу Конкурсной комиссии;

- в составе заявки или при предоставлении разъяснений по запросу конкурсной комиссии участником представлены заведомо недостоверные сведения, намеренно искажена информация или документы;

- одним участником поданы две и более заявок при условии, что ранее поданные заявки отозваны.

В соответствии с положениями документации о закупке участник запроса предложений обязан предоставить заказчику на момент подачи заявки на участие в запросе предложений, образец СИЗ с сертификатом или декларацией соответствия по каждой позиции.

Участники, не предоставившие полный объем документов или не соответствующие установленным требованиям не допускаются до участия в конкурсной процедуре.

Довод заявителя о том, что указанные в протоколе рассмотрения и оценки от 30.07.2020 основания отклонения его заявки не предусмотрены ни Положением ни извещением о проведении запроса предложений отклоняются, поскольку они подпадают под общие основания отклонения заявок, установленные Положением о закупках.

Следует, отметить, что первоначальная жалоба ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» была признана обоснованной и при ее рассмотрении установлено следующее.

Закупочной комиссией заявка ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» не допущена до участия в оценке предложений по причине того, что на момент подачи заявки на участие в запросе предложений, представлен не полный  перечень образцов СИЗ с сертификатом или декларацией соответствия по каждой позиции.

Представленные образцы СИЗ по позициям № 22, 36 не соответствуют требованиям документации о закупке.

Комиссия Бурятского УФАС России исследовала предложения ООО «Восток-Сервис-Иркутск» и ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» и установила, что оба предложения соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе по позициям №№ 22, 36.

Соответствие указанным ГОСТ предлагаемых к поставке товаров по позициям № № 22 и 36 подтверждено ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» при рассмотрении жалобы декларациями соответствия. Исходя из пояснений Ззказчика установлено, что, комиссия заказчика при осмотре представленных ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» образцов СИЗ по позициям № № 22, 36 посчитала, что туфли и каскетка не соответствуют требованиям документации.

При этом, Заказчиком не представлены доказательства несоответствия предлагаемых ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» образцов СИЗ по позициям № № 22, 36 требованиям документации о закупке, соответственно, отклонение заявки Общества по данному основанию было признано неправомерным.

Таким образом, при рассмотрении первой жалобы ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» установлено, что его заявка по предложенным в ней к поставке товарам формально соответствует требованиям заказчика; образцы товара не исследовались в связи с чем заказчику было выдано предписание о повторном рассмотрении поступивших заявок с фиксацией исследования представленных образцов.

При рассмотрении настоящей жалобы заказчиком на заседание комиссии представлены образцы товара по позиции № 22,29,36 и наглядно на заседании комиссии продемонстрировано их несоответствие требованиям документации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Фактов о неправомерном выборе победителя запроса предложений не установлено.

Признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не выявлены.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

признать жалобу ООО «Торговый дом «Забайкалспецодежда» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны